Дыхательная гимнастика и речевая разминка. | -подготовить речевой аппарат к выразительному чтению. | Словесный(беседа), практический: чтение чистоговор ки | Фронтальная форма. | Сейчас мы, ребята, подготовим свой речевой аппарат для того, чтобы читать красиво и выразительно. Посмотрите все на доску (слайд1), сейчас я прочитаю вам эту чистоговорку, а вы внимательно слушайте. Чтобы разговаривать, Надо выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всё понятно. Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать. Давайте теперь прочитаем её все вместе, выговаривая каждое слово. Три-четыре… А теперь давайте прочитаем с удивлением. Три-четыре… Молодцы! А теперь, прочитаем с радостным настроением. Три-четыре… Хорошо, вот мы и подготовили наш речевой аппарат. Теперь мы будем читать красиво и выразительно, всё выгаваривать. Давайте для начала мы проверим, как вы справились с домашним заданием, которое надо было выполнить на сегодняшний урок. Кто мне скажет, что надо было сделать? Кто желает выйти к доске и прочитать произведение всему классу выразительно? (Выбирает учащегося). (Слушает по 1 учащегося с каждого ряда по строфе – понравилось чтение/ не понравилось, что бы посоветовали?). Оцениваю и сама. Мне понравилось, как вы ответственно выполнили домашнее задание. Вы - большие молодцы! | Слушают учителя. Читают. Подготовить выразительное чтение произведения «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Регулятивные: осознают необходимость нового знания; настраивают себя на продуктивную деятельность; |
II. Ориентировочный этап (9:55- 10:03 1.Создание проблемной ситуации. 2.Определение темы урока. 3.Определение цели и задач урока. | Подготовить к восприятию темы. Заинтересовать детей изучением нового произведения. Определить тему урока с детьми. Поставить цели и задачи урока совместно с детьми. | Словесный: беседа, рассказ. Практический: работа в группах. | Ф Г | Чей труд и творчество вы изучаете? Верно (портрет – указаны инициалы и дата рождения). Сегодня мы продолжим изучать его произведения. А с каким именно произведением мы познакомимся на уроке, вы отгадаете, поработав в группе. Но перед этим вспомним правила работы в группах. (Делю на группы). Для каждой группы я раздам конвертики, ваша задача собрать мозаику и получить изображение, это будет для вас подсказкой, кроме этого, из разрезанных букв составить слово. Какое слово у вас получилось? А что изображено на картинке? Все верно. Так, с каким произведением мы познакомимся на уроке? (карточка с темой). О чём будет произведение? Предположите, какие задачи мы можем поставить на данный урок? | Михаила Юрьевича Лермонтова. Работают в группах. Бородино,. «Бородино» О битве. Поближе познакомимся с автором. Познакомимся с произведением «Бородино». Узнаем, что такое Бородино, какое это сражение. | Познавательные УУД: отвечают на простые и сложные вопросы учителя; ориентируются в учебнике, находят нужную информацию; самостоятельно делают выводы. Регулятивные УУД: определяют тему и цели урока с помощью учителя; Личностные: умеют принимать учебные цели, проявляют желание учиться |
III. Поис- ково – исследовательский этап. (10:03-10:18) 1.Работа с текстом до чтения произведения: а) работа по заглавию, автору. б) общий вывод по предложению. в) словарная работа. г) нацеливание на чтение. 2.Работа с текстом во время чтения: А) первичное чтение (самостоятельно) Б) повторное чтение и анализ. | Изучить новое произведение. Предположить, о чем будет произведение. Работа по содержанию произведения. Познакомить с содержанием произведения. | Словесный: беседа, рассказ. Наглядный: демонстрация портрета, выставка книг, демонстрация картинок по словарной работе. Практический: чтение стихотворения. | | Ребята, а вы уже знакомы с писателем М. Ю. Лермонтовым. Что можете сказать о нём? Давайте продолжим знакомиться с эти великим человек, посмотрим маленький видеофрагмент, где рассказывается краткая биография М. Ю. Лермонтова. Смотрите внимательно, потом буду задавать вопросы. В каком городе родился М. Ю. Лермонтов? Какое горе настигло Лермонтова в детстве? Как её звали? Кто воспитывал Лермонтова? Какое любимое занятие было у писателя? Сколько стихотворений написал Лермонтов за время учения? Назовите причину смерти Лермонтова. В каком городе состоялась дуэль? На какие темы обычно писал поэт? Хорошо. Вы внимательно посмотрели видеофрагмент, теперь об этом великом человеке вы знаете больше. А теперь ознакомимся с его произведением «Бородино». Но перед этим, возможно, можете что-то сказать о Бородинском сражении? Можете ли по названию произведения и картинкам определить, о чём оно? Бородинское сражение – жестокое сражение Отечественной войны 1812 году между русской и французской армиями. Произошло оно 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, отсюда и название сражения. У французского полководца Наполеона была цель – победить любой ценой. Бой начался рано утром, когда французы нанесли контрудар. Сражение длилось целый день, в течение 12 часов. Нашей армией командовал полководец Кутузов, которого любили и уважали солдаты. При осмотре местности, полководец разработал тактику действий. Кутузов понял, что французам будет сложно их на таком участке и не ошибся. Он сыграл огромную роль в победе. Придумал тактику, чтобы измотать противника, были выстроены сооружения и флеши, которые помогли выиграть сражение. В каком году состоялась битва? (карточка) Кто воевал и с кем? (карточки) Кто был во главе русской команды / французов? Посмотрите, ребята, у Лермонтова есть книга с произведением «Бородино», она начинается с таких слов: «Скажи-ка дядя, ведь не даром, Москва…». Так как это произведение большое, мы будем читать только отрывок, которое нам дано в учебнике. Обратите внимание на экран, сейчас будем смотреть видеозапись к произведению «Бородино». На экране будут картины и само произведение, следите внимательно, читайте про себя. Вам понравилось стихотворение? Чем? А сейчас стихотворение будем читать мы, и работать по содержанию. Кто прочитает первую строфу? Что вы поняли из этой строфы? Как рассказчик говорит о начале сражения? Как вы понимаете фразу «полковник наш рождён был хватом»? Кто может предположить, что такое хват? Хват – это бойкий и ловкий человек. А «быть хватом» что означает? А как вы понимаете слово «булат»? Булат – это, ребята, сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной твёрдости. (Демонстрация). Что нам говорят слова «сражён булатом»? Какие художественные средства заметили в этой строфе? Прочитаем 2 строфу. Что поняли в этой строфе? «И молвил он, сверкнув очами…» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение? Что такое молвил/ очи? Какие художественные средства заметили в этой строфе? Прочитаем 3 строчку. Найдите описание сражения. Как вы понимаете слово уланы? Уланы - вид легковооружённой кавалерии с пиками, саблями и пистолетами. (демонстрация). Что такое драгуны? Драгуны – это воины кавалерии армий некоторых европейских государств обученный действиям, как в конном, так и пешем строю. (демонстрация). Что вы заметили в этой строфе, какое слово выделено? Что это означает? (карточка). С.157. Давайте прочитаем определение этого слова. Верно. Это словарное слово, её нужно запомнить. Какие художественные средства заметили в этой строфе? Прочитаем 4 строфу. С помощью каких частей речи передаются стремительное движение, звуки боя? Назовите их. Как вы думаете, почему автор пишет: «…рука бойцов колоть устала…». Как вы понимаете данное выражение? Верно. Это выражение, ребята, стало крылатым. С помощью каких слов автор передаёт грохот боя? Какие средства выразительности можете перечислить? Прочитаем 5 строфу. Как вы понимаете эти строки? Как понимаете глагол изведал? Подберите синоним. Кого объединяет слово наш? Прочитайте предпоследнюю строфу. К чему были готовы русские войны? Что значит смерклось? Кто такие басурманы? Что означают слова: «Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы»? И прочитаем последнюю строфу. С этих же строчек автор начинает своё произведение. Как вы думаете, почему автор повторяет строфу, которая уже звучала? А также после кровопролитного бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы. Молодцы, мы усердно поработали по содержанию стихотворения. А сейчас немного отдохнём. Физкультминутка (аудиозапись). | Ответы детей. В Москве. Умерла мама. Мария Михайловна. Бабушка. Литературное творчество. 300. Погиб на дуэли с Мартыновым. В Пятигорске, на месте дуэли есть памятник. О родине, о любви, о природе и т.д. Ответы. Воины русской армии, генерала, бородинское сражение. О великом сражении, битве. Произведение будет о битве, где сражались воины русской армии. Ответы детей. Следят за видеозаписью. Правильно. Как русская армия достойно сражается с французами. 1812. Русские, французы. Кутузов, Наполеон. Да. Ответы. Читает один из учеников. Полковник верно служил царю, выполняя все его приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя глубокая печаль, когда он вспоминает о гибели полковника Все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Предположения детей. Полковника убила не пуля: был убит в бою холодным оружием. Ответы детей. Один из учеников читает 2-ю строфу. То, что в бою верно сражались, даже умереть были готовы. Молвил, очами. Говорил, глаза. Читает ученик. «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий… Ответы. Редут. Слово есть в словарике в конце учебника. Оборонительное построение войск… Сравнение. Французы двинулись, как тучи. (Т.е. как тучи тёмные, толпой пошли в бой). С помощью глаголов. Носились, блестел, звучал, визжала, устала, пролетать. Они не просто стреляли, а кололи, все время рука была в движении, поэтому написано, что устала. И ядрам пролетать мешала// гора кровавых тел» (роль звука [р]. Сравнение: носились знамена , как тени… Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Узнал, почувствовал. Объединяет самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ. Читает один ученик. С утра снова идти в бой, до конца стоять, сражаться. Потемнело. Враги. В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты. Читает один ученик. Воин жалеет о гибели многих русских людей, считая, что там, в прошлом, были богатыри, здесь, в современности – мелкие люди, не способные к подвигам. | Предметные УУД: умеют прогнозировать содержание произведения; научатся читать выразительно; объяснять названия произведения и прогнозировать его содержание; объяснять лексическое значение незнакомых слов; находить слова с созвучным окончанием; узнали о рифме в стихотворении. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения; выслушивают партнера, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре; Регулятивные: проводят физическую разгрузку в ходе работы. |