СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по теме "Средства музыкальной выразительности"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества станицы Роговской

муниципальное учреждение Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

открытого занятия по теме:

«Средства музыкальной выразительности»

(обобщение темы).

(с использованием ИКТ, игровой, здоровьесберегающей  технологий и

объяснительно-иллюстративного метода)

Объединение «Эстрадное пение»

 

 

 

                                                                                                                            Разработан педагогом

                                                                                                                           дополнительного образования:

                                                                                                                           Чевычеловой О. А.

 

 

 

2013 г.

         Данное занятие проводится с учащейся объединения «Эстрадное  пение»

    II года обучения: Бугай Дианой 15.11.13г.

  Тема: Средства музыкальной выразительности (обобщение темы).

Цель:

  • Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Совершенствование вокальных навыков.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности: темп, ритм, динамика, штрих, тембр, мелодия.
  • Научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во время исполнения вокальных произведений.

Оборудование:  компьютер, рабочие карточки, фортепиано, DVD, записи на дисках.

План

  1. Организационный момент - 3 минуты.
  2. Повторение (в форме «вопрос – ответ») -10 минут.

     III. Разминка - 10 минут.

          1).Тоника, тонические трезвучия

          2). Артикуляционная гимнастика

          3). Вокально-интонационные упражнения

     IV. Работа с произведениями - 20 минут.

          5). Использование средств выразительности

     V. Заключительная часть - 2 минуты.

          6).Подведение итогов.

 

 

 

 

Ход урока

Педагог: Здравствуй. Сегодня мы с тобой постараемся вспомнить, повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Давай вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

     Обрати внимание на эти рисунки. (изображение черепахи, машины, бегущего человека)

Что на них изображено?

Ответ:  Движение с разной скоростью.

 Педагог:  А есть какое-нибудь средство музыкальной выразительности, которое говорит нам о скорости?

Ответ:  Темп.

Педагог:  Действительно, это темп, давай дадим точное определение темпу, что же это такое?

Ответ: Темп - степень скорости музыкального произведения.

 Педагог:  А какие обозначения темпов ты знаешь?

Ответ:   Allegro, moderato, lento…

Педагог:   Что это означает?

Ответ:  Allegro – скоро; Moderato – умерено; Adagio, Lento – медленно; Largo – широко (очень медленно).

– Послушай, пожалуйста, внимательно музыку и скажи, что она передает.

 Исполняется – «Время, вперед!», Г.Свиридов. (фрагмент)

Ответ:  Музыка передает движение.

Педагог:   Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно?

Ответ: Быстро (медленно), четко (беспорядочно), красиво, легко…

Педагог:   Под музыку можно шагать, бегать, прыгать, кружиться… Скажи, а вот, например, шагать легче под музыку или без нее? И почему.

Ответ: Под музыку легче. Потому что она звучит четко, ритмично.

Педагог:    То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает?

Ответ:  С помощью ритма.

Педагог:   А что такое “музыкальный ритм”? Как ты понимаешь это словосочетание.

Ответ:   Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков.

Педагог:   Правильно.

Следующее средство музыкальной выразительности - динамика, что обозначается этими знаками? ( F, mf, p, ff, pp, mp).

Ответ: F- громко, p- тихо, mf-не очень громко, mp- не очень тихо, ff- очень громко, pp- очень тихо.

Педагог:   Что значит динамика?

Ответ:   Динамика, в музыке - это различная степень силы звучания, громкости и их изменения.

Педагог:    А что  обозначает крещендо, диминуэндо?

Ответ: Крещендо – усиление звука с пиано на громко, диминуэндо – затихание, с громко на тихо.

Педагог:    Совершенно верно, а теперь ответь мне на следующий вопрос, что означает

слово Штрих? 

Ответ:  Штрих – это способ звукоизвлечения.

Педагог:    Да, а что это значит?

Ответ:  Способ пения, способ игры на инструментах…

Педагог:    А какие ты знаешь способы звукоизвлечения?

Ответ:   Легато- это связно, нон легато – не очень связно, стаккато-отрывисто.

Педагог:    Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое мы знаем – тембр,

что это значит?

Ответ:  Звуковая окраска голоса или инструмента

Педагог:     Ещё нам осталось вспомнить о самом главном средстве музыкальной выразительности – мелодии.

- А что это такое?

Ответ:  Одноголосно выраженная главная музыкальная мысль.

Педагог:    А теперь предлагаю тебе обыграть небольшое стихотворении - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности. Она нам уже знакома, но я  её тебе напомню:

Нос, рот, голова, Уши, щёки, лоб глаза, Плечи, плечи, шея, грудь, Не забыть бы что-нибудь. Руки хлоп, хлоп, хлоп, Ноги топ, топ, топ, Раз сюда, два сюда, Это нет, а это да.

- Давай исполним эту речёвку,  обратите внимание, что нужно обязательно сохранять единый темп, то - есть не спешить и не отставать, нужно чётко соблюдать темп.

-прохлопаем ритмически.

Исполняют. Затем исполняется речёвка с прохлопыванием ритма, с изменением темпа.

Педагог:   Хорошо, мы поработали с тобой  над этим стихотворением. А теперь давай поработаем над  своими песнями.  Но прежде, чем мы приступим к работе, давай немного распоемся. (Перед пением важно «настроиться» в определенной тональности, то есть запомнить звучание ее тоники и тонического трезвучия. Поэтому перед исполнением какой–либо мелодии сыграем ему  гамму данной тональности, ее тонику, тоническое трезвучие и ступени гаммы вразбивку).

Например:

Задание №1 Спой гаммы, их тонику и тоническое трезвучие: Соль мажор:

Ре мажор

Упр. №1 Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру……

Упр. №2  Да-бу-да-бу-да-бу-да-бу-да.

Упр. №3 Ей-ее-ей, ей-ее-ей, ей-ее-ей….

Упр. №4 Ми-ми-ми-ми-ми-ми-ми, ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма, му-му-му-му-му-му-му, мо-мо-мо-мо-мо-мо-мо.

Педагог:  А теперь давай поработаем над  песнями и закрепим знания на практике: ….. Скажите, чем песни отличаются друг от друга?

Ответ:  Словами.

Педагог:  Да, а ещё чем?

Ответ:  Темпом.

Педагог:  Совершенно верно. Давай исполним эти произведения, не забывай про динамику, ритм. (уточняются динамические, тембровые, темповые особенности).

 Во время ритмической работы обращается внимание на твердость согласных, синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков.

В ходе вокальной работы больше внимания уделяется певческой установке, пению на опоре, прикрытости звучания, дикционной и интонационной точности.

Исполняется песня: «Школа», «Мама», «Мама, нет на свете слова мне родней», «Веселый смайлик».

Исполняются песни без остановки, затем обсуждаются недочёты в исполнении, при необходимости повторяются некоторые моменты.

Педагог:  Мы с тобой обобщили сегодня свои знания о средствах музыкальной выразительности, надеюсь, что в дальнейшем ты будешь пользоваться этими средствами в своей творческой деятельности. Большое спасибо за работу. До свидания.

Используемая литература.

1) Э. Финкельштейн, Музыка от “А” до “Я”, занимательное чтение с картинками и фантазиями, Л.: 1991;

2) А. Должанский, Краткий музыкальный словарь, М-Л.: “Музыка”, 1966;