СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Дорога к музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку урока могут использовать учителя литературы, музыки, классные руководители.

Формировать у учащихся чувства любви к музыке, помочь им понять, что музыка помогает человеку стать добрее.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Дорога к музыке"»

Тема урока: «Дорога к музыке»


Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с понятием об основных музыкальных терминах, разъяснить им цели и задачи урока.

Воспитательная цель урока: помочь им, осмыслить значение слов «Дорога к музыке», «Душа в музыке; воспитать у них любовь к мелодиям.

Развивающая цель урока: формировать у школьников чувства любви к музыке, помочь им понять, что она помогает человеку стать добрее.

Оборудование, оформление урока: рисунки, плакаты, цитаты.

1. Музыка дарит людям счастье. Р. Абакарова

2. Музыка исцеляет душу и жить помогает. Р. Абакарова

3. Музыка объединяет людские сердца. Р. Абакарова

4. Без надежды и мечты не достигнешь высоты. А. Курбанова



Ход урока:


I. Организационная часть


Учитель. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Мы сегодня поговорим о музыке, узнаем о том, какой огромной силой обладает музыка и как воздействует она на человека.

II. Проверка домашнего задания (на усмотрение учителя)


III. Объяснение новой темы


Сообщение ученицы. Музыка – это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. Музыка – это также сами произведения этого искусства.

Музыкальный человек – это тот человек, который способен воспринимать музыку, чувствует и понимает её, а также способен её создать.

Музыкальный – по словарю И. С. Ожегова, это приятный по звуку, мелодичный.

«У музыки есть сердце, она живая. Сердце музыки – это есть зерно добра, красоты, зерно солнечного света, которое дарит людям тепло. Музыка обладает огромной силой воздействия на человека. Однако это бывает лишь тогда, когда музыка всколыхнет душу, вызовет глубокие переживания», пишет Гаджимусаева М.Г. – учительница музыки МКОУ «Новокаякентская СОШ» в статье «Музыка учит добру», вышедшей в научно-методическом бюллетене «Крупицы опыта».

Учитель. Действительно, музыка помогает нам быть великодушными, вызывают у нас различные эмоции.


IV. Чтение стихотворения «Музыка»


Учитель. Теперь послушаем стихотворение Прокопенко Леси Ивановны «Музыка».

Музыка


В концертном зале музыка звучала,

Смеялась, плакала, летела ввысь…

В ней было жизни самое начало,

В ней чувства обнаженные сплелись…

Она лилась: от форте до пиано,

Смешались звуки – до, и ми, и соль.

Звучаньем откровенным, многогранным

Снимала сердца ноющую боль…

Внимали звукам взрослые и дети

В звенящей и волнующей тиши…

Нет ничего прекраснее на свете,

Чем музыка, что льется от души…


Учитель. Какие чувства возникли, ребята, у вас, услышав это стихотворение?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Поистине, приятная музыка вызывает у нас глубокие чувства, светлые мысли, многообразные размышления…


V. Релаксация


Учитель. Давайте, ребята, закроем глаза, представим, что мы в концертном зале и слушаем песню «Кавказ».

Под музыку нам хочется сделать какую-нибудь работу, поделиться ею с близкими людьми, с музыкой созерцать прекрасный пейзаж страны гор. (Под музыку на интерактивной доске можно показать горы, хребты, природу Дагестана).


VI. Сказка «Дорога к музыке»


Учитель. Теперь послушаем сказку «Дорога к музыке».

Дорога к музыке


В одной из красивых перевалов Дагестана есть высокая, как сказочный великан, гора. На вершине горы стоит старинный храм. Отсюда можно разглядеть небольшое село. В нем столетие назад родился малыш. Первый его крик был нежен и мелодичен, как звуки музыки. Назвали его Ирчи, что означает «певец-песенник».

С годами он рос вдумчивым, и все замечали, как страстно увлечен он музыкой. Мальчик так красиво играл на зурне, что под его игру застывали цветы, замирали ручьи, останавливались звери.

Завистники говорили ему: «Займись делом, как настоящий джигит, паши землю, куй мечи, воюй». Он не спорил, а улыбался и говорил:

– Знаете, как Бог заманил бессмертную душу в узкие рамки нашего бренного тела? Он заманил её музыкой. «Ты будешь звучать мелодией в этом человеческом теле», – сказал Бог.

Душа соблазнилась.

Однажды Ирчи пригласили на свадьбу. Там он увидел прекрасную девушку Гогурчун, что означает «голубка». Она пела так восхитительно, что юноша был пленен её пением. Молодые певцы стали друзьями.

Родители были против их увлечения музыкой, но молодые люди не могли жить без неё и решили пойти к мудрецу, который жил в храме, на горе. По дороге они встретили странницу.

Гогурчун спросила: «Добрая женщина, эта дорога ведет к храму?»

Женщина ответила: «Если эта правильная дорога, то она обязательно приведет к храму».

На подступах к храму было много людей. Они стояли неделями, долгими днями, чтобы получить благословение мудреца. Какая музыка только не звучала здесь! Певцы исполняли романсы, серенады и др. Дождавшиеся своего часа, молодые люди, уставшие, с трепетом вошли к учителю. И тут – о чудо! Комнату заполнили нежные волшебные звуки музыки. Это звучала песня Ирчи и Гогурчуна.

Мудрец сказал: «Вам нет надобности в моем благословении, вы избраны Богом. Донесите свои песни и музыку до каждого сурового сердца, холодного ума, до высоких небес, широких равнин, глубоких озер, дремучих лесов».

Учитель. Ребята, понравилась вам сказка?

Учащиеся отвечают. Да, понравилась.

Учитель. Чем же?

Учащиеся отвечают. Мне понравился Ирчи. Когда завистники унижали его, он, не желая им зла, а улыбался им.

Учитель. Какие пословицы бытуют в народе о таких людях?

Учащиеся отвечают.

1. На доброту отвечай добром.

2. На теплоту отвечай теплом.

3. Если даже тебя обидели, и на зло отвечай добром.

Учитель. Правильно. Точно так поступал и герой сказки – Ирчи. Каким вы его представляете?

Учащиеся отвечают.

1. Он – нежный, веселый, одарённый, а главное, у него чистая добрая душа. 2. Не зря говорят, что музыка помогает людям стать добрее, веселее и даже здоровее.

Учитель. Чем Бог наградил Ирчи за доброту?

Учащиеся отвечают. Нежной и красивой девушкой, Гогурчун.

Учитель. Что посоветовал великий мудрец молодым людям?

Учащиеся отвечают.



VII. Игра «Докончи начатую фразу»


Учитель. Давайте, ребята, в игровой форме докончим начатую фразу:

1. Донести песни и музыку… дальше продолжите сами.

Ответы учащихся.

Донести песни и музыку до леденящего взгляда,

До высоких небес, до широких равнин

До глубоких озер, до дремучих лесов.

До сурового сердца.

До холодного ума.


1. Вид сурового сердца


« .»« .»

Если дойдет песня и музыка сердце станет нежным

|_______|

..

____

До сурового сердца








  1. Вид холодного ума


..


(До холодного ума)

« .»« .»

Если дойдет песня и музыка

То будет он таким теплым и добрым.














Учитель. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с игрой.

Когда человек увлечен музыкой, его душа свободна, как воздух и солнце. Музыка – это путь к свободе души.


VIII. Прослушивание песни «Горянка» на стихи Расула Гамзатова


Учитель. Теперь послушаем песню и мысленно представим себе пейзаж горного края.

Учитель. Скажите, что вы ощутили, слушая эту песню?

Учащиеся отвечают.

1. Мы ощутили что-то родное.

2. Мы услышали прекрасные мелодии гор, мелодии родного народа.

3. Песня, музыка помогают отдохнуть.


IХ. Анализ цитат


Учитель. Р. Абакарова пишет: «Музыка дарит людям счастье». Вы согласны с таким мнением?

Учащиеся отвечают. Да! Музыка дарит человеку приподнятое настроение.

Учитель. Р. Абакарова утверждает: «Музыка исцеляет душу и жить помогает». А с таким мнением вы согласны?

Учащиеся отвечают. Да! Врачи говорят, что музыка способна исцелить человека от многих болезней.

Учитель. Как вы считаете, музыка способна объединить людские сердца?

Учащиеся отвечают. Да! Музыка всегда объединяет людские сердца и ведёт их на ратные подвиги и помогает слажено работать.

Учитель. Способна ли песня сохранить надежды и мечты на лучшую жизнь?

Учащиеся отвечают. Да! Без надежды и мечты не достигнешь высоты.

Учитель. Говорят, без песен человек перестаёт мечтать. Можно ли, не мечтая, добиться успехов?

Учащиеся отвечают. 1. Есть такая пословица «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».

Высказывание А. Курбановой «Мечты – это нереализованные возможности» близко к пословице. Не мечтая, вряд ли можно добиться успехов.

Учитель. А. Курбанова пишет: «Чем больше трешь, тем больше злато блещет». Исходя из нашей темы, как бы вы перефразировали бы это высказывание?

Учащиеся отвечают. Чем больше вникаешь в музыку, тем больше её понимаешь.


Х. Итог урока.


Учитель. Наш урок подходит к концу. К какому выводу вы пришли на этом уроке?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Да, ребята, музыка вечна, она целебна, способна помочь человеку строить жизнь. Какая же музыка вам больше нравится?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Да, ребята, кому-то нравится классическая, а кому-то эстрадная, а кому-то рок-музыка и т.д. Не зря говоря: «У каждого свой вкус», «На вкус и цвет, товарища нет»

Что ж спасибо за участие.


ХI. Домашнее задание. Нарисовать пейзаж Дагестана (леса, водопады, луга, море, озера и т. д.), одной из учениц подготовить информацию о религии.