Конспект урока по геометрии в 9Б классе.
Тема: Движения. (4 урок).
Урок – обобщения и систематизации знаний.
Цель:
1.Актуализировать знания учащихся на изучение теме«Движение».
2.Содействовать познавательной деятельности учащихся при обобщении знаний и способов построения движения.
3. Способствовать формированию умения выделить главное в изучаемой теме, наиболее общее и существенное в способах построения движений.
4. Содействовать умению осуществлять самоконтроль.
Задачи урока:
Закрепить понятие движения, виды движения.
Отработать навыки построения симметрии, параллельного переноса, поворота.
Закрепить умение определять вид движения.
Выполнить самостоятельную работу.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, линейки, карандаш, листы формата А4, тетради.
1.Вступительное слово учителя.
Сообщение темы урока – Интрига темы.
«Переход из одного состояния развития в другое состояние развития – это … »
«Изменение положения тела или его части – это …»
«Внутреннее побуждение, вызванное каким-нибудь чувством переживанием – это … »
-Что мы видим на слайде?
-Скульптура Дискобола из Древнего Рима. С чем мы можем связать данную фигуру? Что она символизирует?
-Движение.
-На каких уроках вы встречались с понятием «движение»?
-На уроках физики, химии, биологии, физической культуры, а затем на уроке геометрии, алгебры и информатики.
-На слайде эпиграф урока «Движение-это жизнь».
2.Объявить тему урока, задачи урока.
а) Воспроизведение знаний по теме, полученных на предыдущих уроках.
Учащиеся дают определение понятия «Движения», проводят классификацию и определения каждого вида «движения».
-
Движение


Симметрия Параллельный Поворот

перенос
Осевая Центральная
симметрия симметрия
б) Задачи на определение количества осей симметрии – Задания на 3 ряда. Сколько осей симметрии:
-1 ряд: у равностороннего треугольника;
-2 ряд: у квадрата;
-3 ряд: у ромба, не являющегося квадратом.
Выполняют построение на листах, проверяют свои ответы при построении.
Отрывок из произведения Л. Н. Толстого «Отрочество».
«Раз, стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна для глаза? Что такое симметрия? Это врождённое чувство, отвечал я сам себе. На чем же оно основано? Разве во всём мире симметрия?»
(Зачитать отрывок из книги «Математика и искусство» о симметрии в природе, в животном мире, в архитектуре.)
в) Движения в природе, архитектуре.
3.Выполнение самостоятельной работы по вариантам в парах (разноуровневое). Интрига выбора.
На листах формата А4.
Дидактические материалы. Авт. А. П. Ершова
«Алгебра, геометрия 9 класс». С.125, 128.
С-11, вар. Б 1,2, №1.
С-12, вар. А 1,2, №1.
С-12, вар. Б 1,2, №2.
(Взаимопроверка работ, выполненных учащимися. Оценивание.)
4.Информация о домашнем задании:
Дом. задание разноуровневое – право выбора учащихся:
Дидактические материалы. Авт. А. П. Ершова «Алгебра, геометрия 9 класс». С.125, 128. С-11, С-12, вар. В, №1,2.
5.Рефлексия.
Какие виды движения мы встречаем с вами в нашей повседневной жизни? Привлекла ли вас красота симметрии, поворота и движения в архитектуре?
«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» Г. Вейль.
Древние философы рассуждали: «Нет материи без движения и движения без материи».
«Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира – это движение».