Тема урока: Обобщение и систематизации знаний по теме “Тепловые явления”.
Урок конференция.
Дидактическая цель: создать нестандартные условия для проверки знаний и умений обучающихся по теме “Тепловые явления”.
Цели урока:
Образовательная: повторение и обобщение знаний учащихся по теме: “Тепловые явления”, формирование умения применять полученные знания на практике, умения правильно выражать свои мысли, опираясь на ранее изученный материал.
Развивающая: расширение кругозора, развитие познавательного и прикладного интереса, развитие логического и критического мышления, развитие монологической речи с применением физических терминов; развитие умения видеть физические явления в окружающем мире.
Воспитательная: формирование интереса к предмету, коммуникационных компетенций, воспитание ответственного отношения к выполняемой работе.
План урока.
1)Мотивирование к учебной деятельности (Организационный этап и целепологание).3мин
2)Актуализация знаний (Аукцион формул).5мин Мозговой штурм (Найдите ошибку). 5мин
3) Доклады учащихся с широким использованием наглядного материала. 20мин
4)Физпауза. 3мин
5)Конкурс – хочу хорошую оценку (Аквариум).5мин
6)Домашнее задание (Раздача индивидуальных карточек). 1мин
6)Рефлексия учебной деятельности (Слепое голосование). 3мин
Организационный этап.
Здравствуйте! А какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежинки в лицо, сделайте гримасу. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям. Поприветствуйте их. Садитесь.
Цель нашего урока:
Вспомнить всё то, что мы узнали по теме: “Тепловые явления”.
Узнать что-то новое и интересное.
Применить полученные знания на практике,
Учится убедительно говорить и слышать друг друга
Получить хорошие оценки!
Аукцион.
На торги выставляются два лота. Это найденные недавно при раскопках, ещё покрытые пылью истории, немного затёртые из за частого применения и поэтому вероятно очень ценные формулы: Тот, кто последним расскажет, что - либо существенное о представленном лоте получит не только его, но и высокую оценку на уроке.
Мозговой штурм. (работа в группах)
1. | 2. | 3. |
Она жила и по стеклу текла, Но вдруг её морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, А в мире поубавилось тепла. Где автор допустил физическую ошибку? | Назовите несколько причин, благодаря которым всходы растений меньше страдают от утренних заморозков, если их накануне вечером хорошенько полить. | Почему стеклянный стакан имеет больше шансов не растрескаться, если в него положить металлическую ложку, перед тем как залить кипяток? |
Доклады.
Факторы, влияющие на скорость испарения жидкостей. 5 мин
Ученик 1
Уважаемые слушатели, тема моего доклада : Факторы, влияющие на скорость испарения жидкостей.
Мне захотелось смоделировать известную всем ситуацию – сушку белья. Мама постирала кое, какое бельишко и развесила его во дворе. Что попало на солнышко, что – на сквознячок, а одна наволочка попала в тень и затишек. Порывом ветра одну простынку обвернул вокруг верёвки, и этого никто не заметил. Моя установка позволяет проследить, когда сушка белья, то есть испарение жидкости, будет протекать быстрее.
Лампочка на 6 вольт – это Солнышко. Моторчик с вентилятором на 4 вольта имитирует ветер. Учитель посоветовал мне включить его через реостат, чтобы он не сгорел.
Нужно дать время установке – поработать. А пока несколько интересных и полезных фактов о испарении…… (презентация)
Итак, мы видим, что ускоряет испарение жидкостей: Это температура, площадь сохнущей поверхности и ветер.
2. Кипение и конденсация. 5 мин (презентация)
Кипит вода – пузырится
При ста, но не всегда.
На высоте за восемь тысяч
Не сваришь и яйца!
За двадцать тысяч высота
И дело дрянь друзья
Там кровь кипит при тридцати
И без скафандра всем - беда! (одеть очки!)
Физпауза.
Первое упражнение. Встали ровно, выпрямись и с помощью рук покажем конвекцию в жидкостях. Тёплая вода поднимается…Холодная вода опускается… Подышали.
Второе упражнение. Поставили руки на талию и представили что ваши плечи чашечки весов, покажем измерение массы тела на рычажных весах. На левую чашечку положили тело... На правую чашечку положили большую гирьку – много!.. Убрали… Положили меньшую гирьку – мало, добавили следующую – много!... Убрали… Ещё – много и т. д.
Третье упражнение. Опустите руки и сомкните пальцы. Представьте, что сомкнутые пальцы - столбик ртути в термометре. Покажем нагревание… Теплее, теплее, ещё теплее, очень жарко, прохладней, прохладней, ещё прохладней, совсем холодно… Хорошо!
Четвёртое упражнение. Развели руки в стороны на уровне груди и сжали кулачки – это молекулы твёрдого тела, покажем, как они движутся, оставаясь фактически на своих местах… А теперь от меня пошло тепло, покажем теплопроводность. И ещё и ещё…
Пятое упражнение. Согнули руки в локтях, можете использовать их как исходящие от вас лучи, излучайте энергию (улыбайтесь) во все стороны, всем окружающим.
Спасибо садитесь.
Доклады.
3. Плавление и отвердевание. 5 мин (презентация)
На разрушение
Кристаллической решётки льда
Требуется энергия.
Температура смеси
Соли и льда
Гораздо меньше нуля.
Могут замёрзнуть
Продукты и вода
Если холодильника под рукой не имеется.
4. История создания тепловых двигателей. 5 мин (сценка)
Ученик 1
Я Архимед из города Сиракузы, а это моя паровая пушка.
Это первый тепловой двигатель, превративший тепловую энергию в механическую.
Бойтесь презренные римляне седовласого физика и ДВС прародителя!
Ученик 2
Я Герон из города Александрии, а это мой знаменитый шар. Вращает его пар.
Пусть это всего лишь игрушка пока, но прейдут года и реактивный двигатель
поднимет человека высоко в небеса!
(презентация)
Аквариум.
Вопросы и задания типа:
что такое внутренняя энергия и как её изменить,
дайте определение удельной теплоты плавления,
почему нельзя на морозе лизнуть железо,
решите в воздухе простую задачу: Нужно определить удельную теплоту сгорания нефти если при полном сгорании 200 г топлива выделилось 8,8 МДж теплоты,
почему цистерны для хранения горючего окрашивают в белый цвет,
в каких единицах измеряется удельная теплоёмкость вещества,
почему тела расширяются при нагревании,
покажите в воздухе, как выглядит график остывания и кристаллизации воды,
почему тяжело переносится высокая влажность,
почему в пустыне днём жарче, а ночью холодней, чем на берегу моря.
Домашнее задание.
Выбрать уровень сложности и решить задачи на индивидуальной карточке.
Рефлексия.
Закройте глаза, даже можете лечь на парту. Поднимите руку кто…

Встаньте. Выпрямитесь. Улыбнитесь.
Спасибо за работу на уроке, за подготовку, за активное участие и усердие. А теперь, подобно молекулам жидкости, можете двинуться к выходу и подобно молекулам газа можете свободно лететь на перемену.