«Портфолио дошкольника»
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения с взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и адаптивность в каждом ребенке.
Работа по портфолио дошкольника основана на признании индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, в разнообразии интересов, качестве познавательных процессов. Все эти параметры можно проследить, создавая условия для личностно-делового общения с ним, отдавая предпочтение наблюдению как основному методу изучения личности ребенка.
Портфолио дошкольника - это всегда портфолио - собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он рассказывает о своей жизни, выразил свои интересы, желания, мечты.
Для ребенка особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должно привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
Принципы работы:
Первый принцип единство всех сфер жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и Я должны держать в равновесии все атрибуты души: познание, чувство и волю.
Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым.
Этапы работы над портфолио дошкольника:
1этап. Постановочный.
Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.
Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) определяют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а особенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изменения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже большой», «Я -исследователь», «Пробую, думаю, говорю», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми. . Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.
2этап. Поисковый 2.1.Сбор информации.
Как показала практика, оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр. Некоторые родители сразу после объявления конкурса собрали портфолио по положению. В других группах портфолио ведется как проект-долгосрочный, родители приносят красочно оформленные листы по теме воспитателя.
2.2.Индивидуальная работа с детьми.
Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. Например: «Знакомство с семьёй», «Мои увлечения», рассматриваем фотографии и обсуждаем вместе с детьми. Также дети делятся своими достижениями.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. В данном случае есть такие родители которые очень внимательно прислушиваются к педагогам выполняют все рекомендации. Очень хотелось бы, чтоб были такие родители, которые сразу бы откликнулись на просьбы воспитателей и тут же стали собирать материал, интересные фотографии, рассказывать интересные случаи, достижения детей, стали искать в интернете, что означает имя ребенка и т.д.
3 этап. Заключительный.
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями
Заключение. В заключение хотелось бы еще раз сказать, почему родители обязательно должны создать портфолио своему ребенку. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие своего малыша, сохранить для истории все самые яркие и важные моменты из его жизни. Наша память не совершенна, а тут уж точно ничего не позабудется и не потеряется.
Портфолио—это целенаправленный сбор информации о ребенке, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития.
Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка.