Морозова Ирина Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
муниципального образования город Симферополь
Контрольная работа по теме «Словосочетание. Предложение».
1.В каком ряду все слова не являются словосочетаниями?
а) у памятника, не он, о портрете, хорошо отдохнуть;
б) где-то потерялся, в кинематографе, верить в любовь, на вездеходе;
в) скромный человек, между нами, искать очки, железнодорожный вокзал;
г) не пришёл, при тебе, для друга.
2. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Тихая зимняя ночь украшена звёздами.
б) Жёлтые красные листья лежали на столе.
в) Веет чистый лёгкий ветер с поля.
г) Я буду обладать истиной вечной несомненной.
3. Укажите безличное предложение.
а) Уходим завтра в море.
б) Скоро светать будет.
в) Тихий вечер.
г) Что новенького пишут в газете?
4. Укажите предложение, в котором есть составное именное сказуемое.
а) На дворе было тихо.
б) Ей спать не хотелось.
в) Герасима уже не было.
г) Вот парадный подъезд.
5. Укажите предложение, в котором тире употреблено для выделения обособленного приложения.
а) Люблю я письма - человечью связь.
б) Одна речка течет с севера, а другая - с востока.
в) Молвит слово - соловей поет.
г) «Выслушайте меня», - сказала Надя.
6. Найдите правильное объяснение пунктуации для предложения:
Снежинок становится всё больше и больше ( ) и в снежном хороводе не видно уже ни падающих листьев, ни тропы.
а) в этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И запятая ставится;
б) это предложение сложносочинённое, перед И запятая ставится;
в) это предложение сложносочинённое, занятая перед И не ставится;
г) в этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится.
7. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.
а) На рассвете БЫЛ ТУМАН.
б) БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ МОЛЧАЛО.
в) ПОГОДА на улице была НЕ ИЗ ПРИЯТНЫХ.
г) НАЧИНАЕТ ШУМЕТЬ редкий тёплый ДОЖДЬ.
8. В каком ряду главное слово во всех словосочетаниях - причастие?
а) распустившиеся листья клёна, готовящие выступление, построенная дача;
б) читающий книгу, с развевающимися знамёнами, колеблющиеся ветки деревьев;
в) подписанная работа по математике, освещённый солнцем луг;
г) связанная верёвкой, вовремя прочитанная, ещё не растаявший.
9. В каком ряду даны все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ?
а) по-зимнему холодный, уехать зимой, проявить заботу, встретить друга;
б) очень хороший, уехал учиться, говорил улыбаясь, одет по-зимнему;
в) голубое сияние, льётся с вершины, учить работать, левый поворот;
г) молодым человеком, мой друг, кругом бежит, старый дом.
10. Укажите предложение, в котором надо обособить выделенные слова.
а) НЕ ОСТЫВШАЯ ОТ ЗНОЮ ночь июльская блистала.
б) Кругом было поле БЕЗЖИЗНЕННОЕ УНЫЛОЕ.
в) РАСПАХНУТАЯ НАСТЕЖЬ дверь вела в дом.
г) ЕХАВШИИЙ ВЕРХОМ офицер натянул поводья.
11. Какое из предложений определённо-личное?
а) Что там говорят по радио?
б) Иду по широкому бульвару, сворачиваю в парк.
в) Искали нужную книгу на этих полках уже третий час.
г) Потемнело вдруг.
12. Укажите предложение, в котором тире употреблено в неполном предложении.
а) Роса - слеза родного леса - с листа скатилась на ладонь.
б) Я сел на своего доброго коня, а Савельич - на тощую клячу.
в) В окне - мороза серебро причудливо сверкает.
г) В небе вечернем пылает заря - спутница наших походов.
13. В каком предложении нет обобщающих слов при однородных членах (знаки препинания не расставлены)?
а) Шары конфетти бумажные самолётики всё закружил ветер.
б) Куклы и мягкие игрушки стали её лучшими друзьями.
в) Вся техника компьютер телевизор магнитофон пылесос стояла на полу.
г) У неё было трое детей две девочки и мальчик.
14. В каком ряду даны все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ?
а) весёлая пора, мыслящим человеком, без жизненных тревог, иду с утра;
б) в новых условиях, полный решимости, очень смешной;
в) желание петь, езда верхом, кто-то из учеников;
г) белоснежным платком, златоглавые купола, в первых рядах, лисьему следу.
15. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) Пусть для вас сияет солнце.
б) В третий раз обратился он к морю.
в) Повидайся со мной появись хоть на миг.
г) Отпусти меня родная на простор широкий.
16. Укажите неопределённо-личное предложение.
а) Уже совсем стемнело.
б) В избе жарко натоплено.
в) Люблю грозу в начале мая.
г) В дверь постучались.
17. Чем осложнено предложение?
Зашумел встречный поезд, налетел с грохотом и ветром, слившись в одну золотую полосу освещённых окон, и пронёсся мимо.
а) уточняющими членами (сказуемыми) и обособленным обстоятельством;
б) однородными членами и обособленным обстоятельством;
в) однородными членами и обособленными приложениями;
г) только однородными членами.
18. В каком предложении неправильно поставлено тире между подлежащим и сказуемым?
а) Россия - великая страна.
б) Этот высокий человек - летчик.
в) Шесть часов - начало дня для меня.
г) Пришедшие - вовсе не были уставшими и расстроенными.
19. В каком ряду все предложения односоставные?
а) Всем хотелось принять участие в вечере. Ребята, поставьте палатки!
б) Осенней свежестью благоухает сад. В лесу всё тихо.
в) Прошло два дня. Бурей снесло крышу.
г) Что посеешь, то и пожнёшь. В лагере кто-то проснулся.
20. В каком предложении есть несколько рядов однородных членов?
а) Он смеялся над всеми артистами, над выбором пьес и над самими авторами игравшихся опер.
б) Всем этим я обязан беспрерывному, неусыпному труду, ясному сознанию сил своих, добровольному самоуничтожению и вечной вражде к заносчивости, к раннему самоудовлетворению и к лени.
в) Они были уверены, что никто в свете не умеет так ловко и в такой бойкой карикатуре изобразить современные музыкальные знаменитости.
г) Ефимов начал оставлять свою скрипку и не притрагивался к ней по целым неделям.
21. Укажите предложение, в котором выделенное слово является вводным и требует обособления (знаки препинания не расставлены).
а) Дождь скоро КАЖЕТСЯ кончится.
б) Что МОЖЕТ БЫТЬ приятнее прогулок в бору.
в) Ночью весь мир КАЖЕТСЯ намного проще.
г) Только звёзды КАК БУДТО рады морозу.
22. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.
а) Отец с родными братьями шёл по полю.
б) Несколько казаков обступили Савельича.
в) Подойти к зверю было страшно.
г) Листва берёзовой аллеи была вся прозрачна.
23. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
а) Сегодня у меня находка так находка.
б) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.
в) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.
г) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя.
24. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Закинув голову (1) я мог видеть в вышине тёмную (2) деревянную церквушку (3) наивно глядевшую (4) на меня.
а) 1, 2; б) 1,2,3; в) 1,3; г) 1,2,3,4.
25. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Лунный свет (1) прорезавшись сквозь чашу деревьев (2) скользил по резьбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами.
а) 1 – выделяется причастный оборот;
б) 1,2 – выделяется деепричастный оборот;
в) 1,2 – выделяется причастный оборот;
г) 1,3 – выделяется деепричастный оборот.
26. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Осознавая свои ошибки,
а) накапливается жизненный опыт;
б) это обогащает опыт каждого;
в) может обнаружиться неожиданное решение;
г) человек не повторит их в дальнейшем.
27. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) Он, вор, любил море. (М. Горький)
б) Самое устье реки, то есть вход в море, очень узко.
в) Море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган – Лойко Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы. (М. Горький)
г) О ней, этой Радде словами и не скажешь ничего. (М. Горький)
28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
К сожалению (1) писатели не так часто плачут и хохочут над своими рукописями. Я говорю (2) к сожалению (3) потому, что и эти слёзы и этот смех говорят о глубокой жизненности того (4) что он создал.
а) 1, 2, 3; б) 1, 4; в) 1, 2 ,4; г) 1, 3, 4.
29. Выберите вариант ответа, в котором указаны запятые, выделяющие вводные конструкции.
Этимология (1) безусловно (2) представляет собой важный раздел в истории языка (3) связанный с объяснением происхождения слова. Кроме того (4) этимология может прийти на помощь в трудных случаях орфографии, однако (5) немногие обращаются к этимологическому словарю.
а) 1, 2, 4; б) 4, 5; в) 3, 4, 5; г) 1, 2, 4, 5.
30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Сыпь (1) ты (2) черёмуха (3) снегом, пойте (4) вы (5) птахи (6) в лесу.
а) 1, 2, 5; б) 1, 2, 4, 5; в) 2, 3, 5; г) 2 3, 5, 6.