СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная система воспитательной работы помогает  формированию нравственных качест обучающихся. Пониманию  своего я.

Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитательной работы»

17








Концепция воспитательной работы

Дрейзиной Елены Дмитриевны






















Содержание


  1. Информационная справка………………………………….. 3

  2. Концепция воспитательной системы……………………… 6

    1. Целевая установка……………………………………………….. 7

    2. Управление воспитательной системой………………………. 9

    3. Описание идеи воспитательной системы……………………. 9

    4. Ожидаемые результаты………………………………………… 11

    5. Описание дидактической и воспитательной подсистем…. 12

    6. Направления воспитательной работы……………………….. 14

    7. Работа с родителями…………………………………………….. 17

  3. Законы классного коллектива. Перспективы развития ...19
























Информационная справка


  • Состав класса

В классе действуют органы самоуправления, ребята достаточно ответственно относятся к своим должностным обязанностям. Совершенно равнодушных к делам класса и лицея нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказывать помощь своим одноклассникам. Младшие школьники принимают активное участие в жизни класса, школы.


  • Сплоченность класса

Учащиеся хорошо относятся друг к другу, любят проводить вместе время и в школе, и вне её, стремятся к общению. Родители помогают в организации свободного времени ребят.(организация дней рождений)

Организованность класса

Каждый член коллектива имеет общественное поручение и добросовестно его выполняет. Учащиеся умеют организоваться для выполнения коллективных дел, распределяются между собой и выполняют заданную работу качественно. Но ребята не всегда терпеливы и внимательны.


  • Общественное мнение в классе

Очень часто ученики обсуждают поступки своих одноклассников, они могут спорить, отстаивать свою точку зрения. Обучающиеся класса имеют достаточно хороший уровень воспитанности за исключением нескольких ребят. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как открытость, доброжелательность, щедрость. В классе преобладает гуманистическая направленность в отношениях между ребятами.

У учащихся класса формируется гражданская позиция, они стремятся объективно оценивать современную жизнь, стараются быть в курсе всех событий. Учащиеся сознательно относятся к поступкам товарищей, осуждая или поощряя их.



  • Характер товарищеских связей в коллективе

Ребята этого класса дружны как между собой, так и с ребятами других классов. Учащиеся класса любят вместе проводить время, готовиться к мероприятиям, классным часам, с удовольствием вместе трудятся на благоустройстве двора школы и прилегающей территории города. Их связывают общие интересы и общая работа. Дети, хорошо успевающие, всегда стараются помочь слабым учащимся в учебе. Группа учащихся занимается в театральной студии школы. Занятия помогают им быть более организованными, сплоченными, ответственными за выполнение коллективных дел. Они требовательно относятся к себе и к своим одноклассникам. Учащиеся умеют радоваться (причем бурно) успехам класса и очень переживают неудачи. “Болеют” душой за свой коллектив, объективно оценивают происходящее. Во время проведения любых мероприятий держатся всегда вместе, умеют слушать друг друга, правильно реагируют на замечания любого вида.



В коллективе работает избранный актив класса, который пользуется уважением и авторитетом за объективность оценок, поступков, честность. Всегда выполняются их распоряжения и поручения. В классе организовано дежурство. Старший дежурный следит за порядком и контролирует выполнение поставленных задач. Каждый вторник ребята дежурят по школе.


  • Связь классного коллектива с общешкольным

Класс очень активно принимает участие во всех школьных и районных мероприятиях. Были достойными участниками ярмарки, выставки « В мире прекрасного», « Из отходов в доходы», линейки, посвященной памяти погибших в ВОВ, легкоатлетических кроссов, проводимых в городе и в области. Так же учащиеся класса всегда участвуют в трудовых десантах, в субботниках.



  • Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива


Дети в классе в основном из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции. Большинство из родителей интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей.. Родители одобряют избранные направление воспитательной работы, а также ценностные приоритеты классной воспитательной системы.

Моей целью воспитательной деятельности является: воспитание разносторонне развитого коллектива, уважающего свою семью, близких, свою малую родину. Оказывать помощь в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском становлении.




















необходимо помнить о Задачах-доминантах:

  • формировать ценностное отношение к своей малой родине, к своей семье, близким;

  • формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;

  • формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

  • формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;

  • формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.


Задачи минимум:


Коллективный уровень

  • продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

  • через деятельность микро коллективов показать значение норм, прав, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края.


Групповой уровень

  • учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества:

  • развивать умение работать в группе, в команде, коллективно решать творческие задачи:

  • способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора.


Индивидуальный уровень:

  • активизировать участие каждого в КТД, в выполнении поручений;

  • развивать у каждого культуру общения;

  • приучать каждого к порядку, организованности, жизни по правилам.


















2.2

Управление воспитательной системой






ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА









Валеология

Эстетическое воспитание




Интеллектуальное воспитание

Трудовое воспитание




Гражданско-патриотическое воспитание

Толерантное воспитание




Нравственное воспитание

Профориен-

тация





Экологическое воспитание

Досуг



Школа +семейное воспитание







2.3

Описание идеи воспитательной системы


Первый шаг – понимание и принятие норм культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единая основа – истина, добро и красота.

Второй шаг – формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.

Третий шаг обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

Четвертый шаг – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:

  1. обустройство жизни ребенка в лицее;

  2. организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;

  3. организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности.

Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев созидательный образ жизни?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается.

Более универсальными являются основные принципы построения воспитательной системы. Перечислим их.


Основополагающие идеи-принципы:


  • принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);

  • принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – своей жизни);

  • принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).


Дидактические принципы:

  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

  • принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

  • принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;

  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);

  • принцип самоактуализации;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип доверия и поддержки.

Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов лицея и района как решающего обстоятельства для формирования благоприятной культурной среды саморазвития и самовыражения ребенка. Опыт подсказывает, что именно через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной системы класса.


2.4

Ожидаемые результаты


    1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.

    2. Ощущение себя равноправным членом общества.

    3. Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.

    4. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

    5. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива.

    6. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

    7. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.


Характеристика основополагающего вида деятельности


Только освоенные и осмысленные ценности становятся для ребенка основой внутренней мотивации его деятельности. При этом ребенок чаще проживает радость, а, встречаясь с внешними препятствиями, ищет способ их преодолеть, поскольку знает, к чему стремится. Обретая смысл жизни, он уверен, спокоен, счастлив.

Разнообразие видов деятельности способствует наибольшей развитости человека, поэтому я представляю основополагающие виды деятельности по степени их значимости для данной системы:

  • познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);

  • преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);

  • ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);

  • общение (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого);

Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса.

Важнейшими, на мой взгляд, в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах (конечно, все охватить просто невозможно):


Философическое воспитание

Воспитание способности постоянного осмысления детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Решаемая задач : Учить школьников искусству поиска смысла жизни.

Диалогическое

Организация такой жизни воспитанников, когда они находятся в постоянном диалоге с собой, с картиной, с книгой, с музыкой, с другим человеком и т.д.

Решаемая задача: Развивать способность смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать и находить слова, чтобы говорить об этом вслух.

Этическое

Формирование норм культурной жизни (если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни).

Решаемая задача: Помочь ребенку овладеть набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе. 

Досуговое

Создание достаточно комфортных условий для раскрытия творческого потенциала детей.

Решаемая задача: Формировать эмоциональный и коммуникативный опыт. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности.


2.5

Описание дидактической и воспитательной подсистем


Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами лицея. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. С этой целью необходимо чтобы на достаточно высоком уровне были налажены:

  • информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе;

  • координация деятельности учителей-предметников и родителей;

  • прогнозирование и мониторинг успеваемости;

  • содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования;

  • планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися.


Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

В основе воспитательной системы по формированию созидательного образа жизни лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.




Педагогические технологии и методики

Образовательная среда

Воспитательная среда

Развивающее

обучение

Все предметы учебного плана

олимпиады, экскурсии, познавательные мероприятия

Модульная
методика

Все предметы учебного плана

конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера

Исследовательские методы

Природоведение, история, литература, английский язык

информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи»

Игровые
технологии

Все предметы учебного плана

ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии.


Групповые

технологии

Все предметы учебного плана

участие в различных патриотических и экологических акциях, в выставках, конкурсах, тематических классных часах

Информационно-

коммуникационные

Русский язык, литература,

информатика, иностранный язык

создание портфолио, создание классных газет и фотоотчетов о жизни и досуге класса

Здоровьесберегающие
технологии

Все предметы учебного плана

неделя здоровья, спартакиады


Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Основным направлением воспитательной системы класса является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Планируется организация целенаправленного взаимодействия с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

посещение семей;

родительские собрания;

совместные классные мероприятия, туристические походы;

организация классных вечеров отдыха с приглашением родителей;


При этом главной задачей является воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.

Обращается внимание на духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одной из главных педагогических задач является раскрытие особенностей русского характера – высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости.

Большое внимание планируется уделить спортивно-оздоровительной работе. Здесь работа будет организована в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями.

Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. Именно это и является доминантой идеи интеграции дидактической и воспитательной подсистем.

2.6

Направления воспитательной работы


Образование

Цели:

  • развитие познавательной активности;

  • создание условий для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей;

  • оказание влияния на формирование трудолюбия, чувства ответственности;

  • обеспечение развития познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • формирование потребности в самообразовании;

  • развитие умений и навыков в учебной деятельности;

  • развитие творческого мышления;

  • создание ситуации успеха;

  • содействие развитию умения самостоятельно получать знания, используя различные технические средства;

  • обеспечение перехода на более качественный уровень усвоения знаний;

  • формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.

Формы:

  • Олимпиады по предметам.

  • Тематические конкурсы, викторины, КВН-ы и др.

  • Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и секциях.


Эстетика

Цели:

  • развитие творческой активности;

  • развитие творческого потенциала личности;

  • расширение и повышение культурного уровня подростка.

Задачи:

  • выявление и развитие индивидуальных способностей;

  • развитие умений и навыков в творческой деятельности;

  • развитие творческого воображения;

  • помощь в определении и раскрытии своей собственной индивидуальности;

  • формирование навыков группового взаимодействия;

  • сохранение народных традиций и обычаев;

  • формирование толерантности.

Средства реализации задач:

  • участие в выставках рисунков, поделок и пр.;

  • участие в концертах, конкурсах на лучшего чтеца, певца, исполнителя художественного номера;

  • участие в классных и школьных мероприятиях;

  • участие в проведении Дня учителя;

  • участие в проведении Дня лицеиста;


Гражданско - патриотическое

Цели:

  • воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;

  • формирование чувства гордости за свой родной город.

Задачи:

  • воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу;

  • изучение истории России, Ростовской области;

  • развитие чувства единения.

Формы:

  • Классный час «Символика России».

  • Классные часы, посвященные юбилеям главных сражений и Победе в Великой Отечественной войне.

  • Классные часы «Лечебные травы Донских степей», «Наш родной край»

  • Акция «Посылка в армию».


Средства реализации задач:

  • участие в тематических общешкольных линейках;

  • участие в создании классного альбома;

  • организация выставок рисунков, поделок, отражающих гражданскую позицию учащихся.


Валеология

Цель:

  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

  • научить выживать в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье;

  • оказание помощи ребятам в становлении здорового образа жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурения.

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья;

  • профилактика асоциального поведения учащихся.

Формы:

  • Классные часы «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь».

  • Цикл бесед «Курение, алкоголь и подросток».

  • Неделя здоровья.

  • Беседы, диспуты, дискуссии по проблемам употребления алкоголя, наркотиков и табакокурения: «Курить – здоровью вредить», «Вредные привычки», «Нет – наркотикам!»;

  • Различные классные спортивно-развлекательные мероприятия.

Средства реализации задач:

  • организация и проведение недели здоровья;

  • проведение совместно с родителями спортивных соревнований, эстафет.

  • конкурсы газет и плакатов по теме «Здоровый образ жизни»;

  • участие в спортивных соревнованиях;

  • занятие в спортивных кружках и секциях.



2.7

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель:

  • создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования подростка совместно с семьей.

Задачи:

  • укреплять семейные связи;

  • информирование родителей о результатах учебы ребят;

  • психолого-педагогический всеобуч родителей;

  • организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развития познавательных интересов;

  • организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укреплению здоровья, социализации подростка.

Формы:

  • Тематические родительские собрания.

  • Индивидуальные консультации социального педагога, педагогов-предметников.

  • Организация работы родительского комитета.

Средства реализации задачи:

  • участие в индивидуальных беседах;

  • организация помощи классному руководителю в управлении классным коллективом;

  • посещение учебных занятий, управляющих советов;

  • участие в работе родительского комитета;

  • организация праздников совместно с родителями.


Виды и формы деятельности


Виды и формы воспитательной деятельности:

  • Классные собрания.

  • Классные часы:

  • лекция;

  • беседа;

  • час общения;

  • ролевые игры;

  • Мероприятия:

  • конкурсы, КВН;

  • викторины;

  • экскурсии;

  • походы;

  • вечера;

  • акции.


Направления воспитательной работы:

  • коллектив;

  • общение;

  • здоровье;

  • творчество;

  • учение.


Работа с родителями:

  • анкетирование;

  • беседы;

  • консультации;

  • родительские собрания;

  • посещение семьи;

  • проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.






3

Законы классного коллектива


Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.

Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!


Достижения и результаты функционирования системы


Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. В целом же показателем эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии:

  • уровень воспитанности учащихся;

  • сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

  • сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

  • стремление к успешности.

Прогнозируемые основные результаты работы по данной системе:

  • повышение уровня воспитанности учащихся;

  • достижение определенных успехов в деле сплочения коллектива;

  • приобретение навыков уважительного отношения к людям;

  • увеличение уровня познавательной активности;

  • возрастание уровня самостоятельности: дети сами планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно решают проблемы.







Перспективы развития воспитательной системы


Отчетливое осознание достижений, проблем формирующейся системы помогает более обоснованно избрать пути дальнейшего ее развития. Целевые установки, содержание данной системы полностью соответствуют возможностям и условиям школы, поэтому есть все предпосылки для того, чтобы, выстроив систему на одном классе, выстроить до конца образ созидателя.