ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ПРОЕКТА « КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА »
Кожлянская игрушка-символ курского края
Проект подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко»» Октябрьского района Курской области Беклемищева Жанна Николаевна
2017г.
Цель проекта - воспитание нравственного чувства, формирование глубокого понимания народного искусства для каждого человека и общества .
Цель проекта – воспитание нравственного чувства, формирование глубокого понимания народного искусства для каждого человека и общества.
Задачи проекта
- Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества;
- формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
- формировать бережное отношение к прошлому своего народа, его традициям и обычаям, умело использовать их в самовоспитании и совершенствовании;
- развивать любознательность, расширять круг интересов;
- формировать знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при изготовлении кожлянской игрушки .
- знакомство с историей кожлянской игрушки;
- знакомство с техникой изготовления кожлянской игрушки и традиционными узорами росписи игрушки.
Знакомство с народными промыслами России
Знакомство с историей кожлянской игрушки
Познакомится с техникой изготовления кожлянской игрушки и традиционными узорами росписи игрушки
Второй этап - заключительный
- Оформление в ы ставки кожлянской игрушки
- Участие в создании мини-музея декоративно- прикладного искусств а в детском саду
- Презентация проекта
Второй этап - заключительный
Среди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля и село Дроняево. Кожля – родина Кожлянской игрушки. Дроняево – другого уникального промысла – Дроняевского гончарства.
Деревня Кожля
Когда-то здесь была печь для обжига …
История промысла в селе Кожля.
Эти промыслы известны с XVII века. Изделия здешних мастеров продавались на ярмарках по всей России.
До 30-х годов прошлого века в Кожле насчитывалось 370 дворов, и практически в каждом мастерили игрушки. Предками коренного населения были переселенцы из Украины, спасавшиеся от ига. Но земли на новом месте жительства не отличались большой плодородностью: много глины, рвы. Да и погода не жаловала – часто посылала дожди. Отсюда и пошло кожлянское ремесло. Опять же, по легенде, в лозе паслось много диких коз, а коза по-украински «козля». Позднее слово немного видоизменилось и превратилось в «Кожлю».
Актуальность проекта
Исторически этим видом гончарного искусства занимались только женщины и девочки . Отличается игрушка из Кожли от изготовленных в других областях России тем, что это свистулька. Её начинали делать с музыкальной части. Глину для лепки брали только дроняевскую . Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет «налепов», то есть всевозможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Всё в ней слито воедино, но показано самое характерное. Лепили барынь, всадников на конях, баранов, птичек и прочих традиционных для русских игрушек сюжеты. Вылепили – теперь нужно раскрасить.
- В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или малиновый, синий или фиолетовый и зелёный. «Готовность» изделий определяли по цвету. Для росписи использовали тонкими куриные перья. Но во все времена добавляли молоко для сочности цвета и яйцо для прочности красителя. Иногда краску сахарили – чтобы придать блеск. Поверхность игрушки после обжига украшают орнаментом.
- Здесь представлены основные орнаменты:
ОРНАМЕНТ "сеточка" – это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе.
- ОРНАМЕНТ "елочка" олицетворяет собой всю зеленую растительность .
ОРНАМЕНТ " косые линии " представляют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода.
Орнамент "горошины" – это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия
Орнамент "прямые линии" – подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь. И то же самое – три линии, средняя обычно другого цвета, человек по жизни идет по средней полосе, а справа – его хорошие дела, а слева – плохие;
Орнамент "звезды" – это человеческие мечты, знак разума и просветительских мыслей. Также, звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми .
Самая знаменитая мастерица кожлянской игрушки - Валентина Венедиктовна Ковкина,. Она уже ушла из жизни.
Так вот и жила народная мастерица, известная ЮНЕСКО, у которой была персональная выставка в столице. Её работы хранятся в крупнейших музеях Москвы, Петербурга, в частных коллекциях .
Ученица Ковкиной, учитель технологии в селе Дроняево- Виктория Пашкова, последователь мастерицы.
Скобликова Татьяна Евгеньевна — мастер промысла кожлянской глиняной игрушки, организовала музей гончарства на базе краеведческого музея г. Курчатова, навыки изготовления и знания о которой получила от народного мастера России Ковкиной Валентины Венедиктовны.
В музее г. Курчатова
Выставочный зал
Знакомство в группе со свистульками
Литература
- Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. - К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.
- Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.
Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: - - Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.
- Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007.
Игры с глиной. «МК» от 12 января 2011 г.
- «Мы – куряне» № 6 (136) от 11.02. 2003 г.
© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.
Спасибо за внимание !!!
Литература
Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.
Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.
Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.
Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007.
Игры с глиной. «МК» от 12 января 2011 г.
«Мы – куряне» № 6 (136) от 11.02. 2003 г.
© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.
Литература
Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.
Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.
Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.
Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007.
Игры с глиной. «МК» от 12 января 2011 г.
«Мы – куряне» № 6 (136) от 11.02. 2003 г.
© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.
7