СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кожлянская игрушка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кожлянская игрушка - символ Курского края

Просмотр содержимого документа
«Кожлянская игрушка»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ПРОЕКТА  « КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА »

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРОЕКТА « КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА »

Кожлянская игрушка-символ курского края Проект подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко»» Октябрьского района Курской области Беклемищева Жанна Николаевна 2017г.

Кожлянская игрушка-символ курского края

Проект подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко»» Октябрьского района Курской области Беклемищева Жанна Николаевна

2017г.

Цель проекта - воспитание нравственного чувства, формирование глубокого понимания народного искусства для каждого человека и общества . Цель проекта – воспитание нравственного чувства, формирование глубокого понимания народного искусства для каждого человека и общества.

Цель проекта - воспитание нравственного чувства, формирование глубокого понимания народного искусства для каждого человека и общества .

Цель проекта – воспитание нравственного чувства, формирование глубокого понимания народного искусства для каждого человека и общества.

Задачи проекта  Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества;  формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;  формировать бережное отношение к прошлому своего народа, его традициям и обычаям, умело использовать их в самовоспитании и совершенствовании;  развивать любознательность, расширять круг интересов;  формировать знание  о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при изготовлении кожлянской игрушки .

Задачи проекта

  • Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества;

  • формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

  • формировать бережное отношение к прошлому своего народа, его традициям и обычаям, умело использовать их в самовоспитании и совершенствовании;

  • развивать любознательность, расширять круг интересов;

  • формировать знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при изготовлении кожлянской игрушки .
- знакомство с историей кожлянской игрушки;  - знакомство с техникой изготовления кожлянской игрушки и традиционными узорами росписи игрушки. Знакомство с народными промыслами России Знакомство с историей кожлянской игрушки Познакомится с техникой изготовления кожлянской игрушки и традиционными узорами росписи игрушки

- знакомство с историей кожлянской игрушки;

- знакомство с техникой изготовления кожлянской игрушки и традиционными узорами росписи игрушки.

Знакомство с народными промыслами России

Знакомство с историей кожлянской игрушки

Познакомится с техникой изготовления кожлянской игрушки и традиционными узорами росписи игрушки

Второй этап - заключительный Оформление в ы ставки кожлянской игрушки Участие в создании мини-музея декоративно- прикладного искусств а в детском саду Презентация проекта Второй этап - заключительный

Второй этап - заключительный

  • Оформление в ы ставки кожлянской игрушки
  • Участие в создании мини-музея декоративно- прикладного искусств а в детском саду
  • Презентация проекта

Второй этап - заключительный

Среди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля и село Дроняево.  Кожля – родина Кожлянской игрушки. Дроняево – другого уникального промысла – Дроняевского гончарства. Деревня Кожля Когда-то здесь была печь для обжига …

Среди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля и село Дроняево.  Кожля – родина Кожлянской игрушки. Дроняево – другого уникального промысла – Дроняевского гончарства.

Деревня Кожля

Когда-то здесь была печь для обжига

История промысла в селе Кожля.  Эти промыслы известны с XVII века. Изделия здешних мастеров продавались на ярмарках  по всей России. До 30-х годов прошлого века в Кожле насчитывалось 370 дворов, и практически в каждом мастерили игрушки. Предками коренного населения были переселенцы из Украины, спасавшиеся от ига. Но земли на новом месте жительства не отличались большой плодородностью: много глины, рвы. Да и погода не жаловала – часто посылала дожди. Отсюда и пошло кожлянское ремесло. Опять же, по легенде, в лозе паслось много диких коз, а коза по-украински «козля». Позднее слово немного видоизменилось и превратилось в «Кожлю». Актуальность проекта

История промысла в селе Кожля.

Эти промыслы известны с XVII века. Изделия здешних мастеров продавались на ярмарках  по всей России.

До 30-х годов прошлого века в Кожле насчитывалось 370 дворов, и практически в каждом мастерили игрушки. Предками коренного населения были переселенцы из Украины, спасавшиеся от ига. Но земли на новом месте жительства не отличались большой плодородностью: много глины, рвы. Да и погода не жаловала – часто посылала дожди. Отсюда и пошло кожлянское ремесло. Опять же, по легенде, в лозе паслось много диких коз, а коза по-украински «козля». Позднее слово немного видоизменилось и превратилось в «Кожлю».

Актуальность проекта

Исторически  этим видом гончарного искусства занимались только женщины и девочки . Отличается игрушка из Кожли от изготовленных в других областях России тем, что это свистулька. Её начинали делать с музыкальной части. Глину для лепки брали только дроняевскую . Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет «налепов», то есть всевозможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Всё в ней слито воедино, но показано самое характерное. Лепили барынь, всадников на конях, баранов, птичек и прочих традиционных для русских игрушек сюжеты. Вылепили – теперь нужно раскрасить.

Исторически этим видом гончарного искусства занимались только женщины и девочки . Отличается игрушка из Кожли от изготовленных в других областях России тем, что это свистулька. Её начинали делать с музыкальной части. Глину для лепки брали только дроняевскую . Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет «налепов», то есть всевозможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Всё в ней слито воедино, но показано самое характерное. Лепили барынь, всадников на конях, баранов, птичек и прочих традиционных для русских игрушек сюжеты. Вылепили – теперь нужно раскрасить.

 В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или малиновый, синий или фиолетовый и зелёный.   «Готовность» изделий определяли по цвету. Для росписи использовали тонкими куриные перья. Но во все времена добавляли молоко для сочности цвета и яйцо для прочности красителя. Иногда краску сахарили – чтобы придать блеск.   Поверхность игрушки после обжига украшают орнаментом. Здесь представлены основные орнаменты: ОРНАМЕНТ
  • В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или малиновый, синий или фиолетовый и зелёный. «Готовность» изделий определяли по цвету. Для росписи использовали тонкими куриные перья. Но во все времена добавляли молоко для сочности цвета и яйцо для прочности красителя. Иногда краску сахарили – чтобы придать блеск. Поверхность игрушки после обжига украшают орнаментом.
  • Здесь представлены основные орнаменты:

ОРНАМЕНТ "сеточка"  – это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе.

ОРНАМЕНТ
  • ОРНАМЕНТ "елочка" олицетворяет собой всю зеленую растительность .
      ОРНАМЕНТ

    ОРНАМЕНТ " косые линии "  представляют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода.            

Орнамент

Орнамент "горошины"  – это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия

Орнамент

Орнамент "прямые линии"  – подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь. И то же самое – три линии, средняя обычно другого цвета, человек по жизни идет по средней полосе, а справа – его хорошие дела, а слева – плохие;

Орнамент

Орнамент "звезды"  – это человеческие мечты, знак разума и просветительских мыслей. Также, звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми .

Самая знаменитая мастерица кожлянской игрушки - Валентина Венедиктовна Ковкина,. Она уже ушла из жизни.

Самая знаменитая мастерица кожлянской игрушки - Валентина Венедиктовна Ковкина,. Она уже ушла из жизни.

Так вот и жила народная мастерица, известная ЮНЕСКО, у которой была персональная выставка в столице. Её работы хранятся в крупнейших музеях Москвы, Петербурга, в частных коллекциях .

Так вот и жила народная мастерица, известная ЮНЕСКО, у которой была персональная выставка в столице. Её работы хранятся в крупнейших музеях Москвы, Петербурга, в частных коллекциях .

Ученица Ковкиной, учитель технологии в селе Дроняево- Виктория Пашкова, последователь мастерицы.

Ученица Ковкиной, учитель технологии в селе Дроняево- Виктория Пашкова, последователь мастерицы.

Скобликова Татьяна Евгеньевна —  мастер промысла кожлянской глиняной игрушки,  организовала музей гончарства на базе краеведческого музея г. Курчатова, навыки изготовления и знания о которой получила от народного мастера России Ковкиной Валентины Венедиктовны. 

Скобликова Татьяна Евгеньевна —  мастер промысла кожлянской глиняной игрушки,  организовала музей гончарства на базе краеведческого музея г. Курчатова, навыки изготовления и знания о которой получила от народного мастера России Ковкиной Валентины Венедиктовны. 

В музее г. Курчатова

В музее г. Курчатова

Выставочный зал

Выставочный зал

Знакомство в группе со свистульками

Знакомство в группе со свистульками

Литература   - Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. - К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006. - Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001. Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: - - Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009. - Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007. Игры с глиной. «МК» от 12 января 2011 г. - «Мы – куряне» № 6 (136) от 11.02. 2003 г. © При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.

Литература

- Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. - К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.

- Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.

Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: - - Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.

- Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007.

Игры с глиной. «МК» от 12 января 2011 г.

- «Мы – куряне» № 6 (136) от 11.02. 2003 г.

© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.

Спасибо за внимание !!!

Литература

Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.

Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.

Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.

Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007.

Игры с глиной. «МК» от 12 января 2011 г.

«Мы – куряне» № 6 (136) от 11.02. 2003 г.

© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.

Литература

Шабанов Н. К., Спесивцев Ю. С. Всадник на трёхглавом коне. Декоративное искусство и народные промыслы Курского края: Сборник статей. Под ред. Н. К. Шабанова — ИЗДАТЕЛЬСТВО КГУ, 2006.

Скобликова Т. Е. Связуя нить времен: Историческая литература. — Курская городская типография, 2001.

Петрова В. Б. Курская–Кожлянская игрушка. Традиции и современность. Традиционная народная культура: современное состояние, проблемы, перспективы: Материалы II межрегиональной научно–практической конференции. Под ред. Т. Ю. Нестеренко — Курск, 2009.

Душа России. Народные промыслы и ремесла Курского края. Под ред. В. П. Окаева. — Курск, 2007.

Игры с глиной. «МК» от 12 января 2011 г.

«Мы – куряне» № 6 (136) от 11.02. 2003 г.

© При подготовке материалов использовалась информация из Internet-ресурсов Ксении Белоус.

7