Отчет учителя технологии Т.А.Манукян
о совершенствовании методов обучения и воспитания
на уроках технологии
Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному изучению предмета технология, является одной из важнейших задач школьного образования.
Для решения этой задачи в своей работе я использую такие образовательные технологии как ,развивающее обучение, модульное обучение и информационно-коммуникативную технологии. В зависимости от содержания и характера изучаемого материала учащиеся выполняют задания индивидуально, фронтально или бригадами. В 5-6 классах я провожу в основном фронтальная организация работы, при которой все дети выполняют одинаковые операции, это позволяет объяснить и показать отдельные части работы, своевременно устранить и предупредить ошибки и, главное, наблюдать и проверять, как девочки усваивают новые материал и выполняют задание.
Организация работы бригадами (по 2—5 человек) получает широкое распространение на моих практических занятиях . Например при изучении блока « Интерьер жилого дома» , по темам: «комнатные растения в интерьере» и «Разновидности комнатных растений» бригада получает одно задание. При этой форме занятий учащиеся широко проявляют интерес и свою самостоятельность
( Я проводила мастер-класс по изготовлению букетов из конфет и декоративных цветов из гофрированной бумаги. Девочки ушли с уроков каждая со своим букетом!). Как показала практика при выполнении заданий одни учащиеся заканчивают работу раньше других на 10—20 минут. Это рефлексивно-деятельностный подход, когда все учащиеся вовлечены в деятельность, направленную на решение поставленной задачи.
При изучении предмета технологии я предлагаю различные методы обучения.: сначала устное изложение темы, объяснения, беседы; инструктаж; практические работы.
При изучении блока «Создание изделий из текстильных материалов» по темам: «Ручные работы» и «Работа на швейной машине» я рассказываю , объясняю, затем мы с девочками беседуем . Я сообщаю учащимся сведения об устройстве и взаимодействии отдельных деталей швейных машин, о свойствах различных тканей, о конструкции инструментов и принадлежностей, о правилах вычерчивания чертежей выкроек, о технологии обработки тканей и т.д.
Главная часть учебного времени используется для практических работ . Теоретические объяснения, рассказ я сопровождаю показом имеющихся инструментов и принадлежностей, демонстрацией образцов изделий, которые намечается сделать, различных наглядных пособий и приемов выполнения отдельных операций. Колоссальные возможности интернета я с большей пользой внедряю в последнее время на наших практических занятиях.Стараюсь пользоваться многообразием информации и ресурсов Интернет, электронной почтой, изучаю и пробую возможность публикации собственной информации и размещения ее на сайтах для учителей технологии.
Часто применяю методику тестирования. В моей технологии это хорошая помощь учителю в быстрой проверке теоретических знаний, каждого ученика. Здесь главным является уметь работать с тестами, мыслить образно.
На уроках я применяю инструктаж. Он проводится в том случае, если нужно, объяснить девочкам, как следует выполнить соответствующее упражнение, тот или иной трудовой прием. Вводный инструктаж по выполнению изучаемой на уроке работы. В его содержание входит объяснение и показ приемов обработки тканей, продуктов использование ножа, ножниц, булавок, и т. п. Например, объяснив, как прорабатывается запошивочный шов, я показываю , как он выполняется.
Практические работы. После предварительного инструктажа проводится практическая работа, в процессе которой учащиеся приобретают те или иные умения по ручной и машинной обработке ткани, продуктов питания, занимаются изготовлением общественно полезных вещей и т. д. Эти умения совершенствуются в результате повторения соответствующих практических работ. Практические работы выполняются по разделам « Технология обработки изделий», «Приготовление блюд», «Вышивание» и т.д.
Упражнения. С целью закрепления полученных умений проводятся упражнения. В программе материал распложен так, что учащиеся постепенно из класса в класс упражняются в совершенствовании приобретенных умений.
Графические работы.
В 5 классе учащиеся строят выкройки косынки и фартука с нагрудником; в 6 классе— выкройку прямой, конической и клиньевой юбки; в 7 классе — цельновыкроенное изделие (блуза, платье, ночная сорочка).
Моя задача ,как учителя заключается в том, чтобы научить девочек выполнять простейшие чертежи изделий, обучить их чтению этих чертежей, переносить выкройки на ткань и раскраивать.
Используя игровые ситуации, на уроке у учащихся повышается интерес к предмету, активизируют работу на уроке, делая каждого участником игры, создается определенный эмоциональный настрой на получение знаний.
На практике я чаще всего использую такие игровые ситуации: «Рассуждалки», «Кроссворды», «Тесты», «Звездочки обдумывания».
Игра «Рассуждалки» строится по типу телевикторины «Устами младенца». Цель - ознакомить учащихся с правилами приготовления блюд .
«Рассуждалка» - это можно есть холодным можно туда сыпать все что угодно, и мешать, потом есть, лучше чем-либо полить.
Игра «Звездочка обдумывания». Цель - повысить активность работы учащихся, развить остроту мышления и воображения.
Особенно интересно эта игра проходит при изучении темы моделирования. На доске я рисую эскиз изделия(зависимости от класса: в 5 классе - фартук, в 6 классе - юбку, 7 классе - ночную сорочку (пижаму), 8 классе - блузу ( брюки).
В игре «мини кафе» роли: посетитель, официант, повар.
Посетитель перечисляет блюда;
Официант принимает заказ и составляет список блюд;
Повар перечисляет продукты, которые входят в эти блюда.
Цель - ознакомление с профессиями повторение и
закрепление материала по теме «Приготовление блюд» и «составление меню».
Игра« Догонялки».Цель- повторение и закрепление знаний по многим темам. Один учащийся задает вопрос и называет фамилию, кто должен отвечать, тот ученик отвечает и задает вопрос следующему ученику. Если не сможет ответить, то «догонявший» ему помогает.
На ряду с такими педагогическими задачами , как усвоение программного материала, в полном объеме каждым ребенком; развитие психологической, иличностной сфер ребенка ; формирование способностей к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами, я регулярно применяю на уроках здоровьесберегающие технологии. Одним из важнейших элементов здоровьесбережения является психологический комфорт во время урока. Очень важно в начале урока мотивировать детей на положительные эмоции и успех, настроить на реализацию своего потенциала работы на уроке. Все эти приемы позволяют получить колоссальный эмоциональный настрой и доброжелательную обстановку на уроке. Спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свое мнение, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности и уместный юмор-все это способствует раскрытию способностей , делает детей раскрепощенными и уверенными в себе.