Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»
Краткосрочный проект
по пожарной безопасности
«Чтоб не случилась беда»
(старшая группа)
Провела: воспитатель
Курбанова Е.Э.
г.Махачкала
2019
Краткосрочный проект
по пожарной безопасности
«Чтоб не случилась беда»
(старшая группа)
Актуальность проекта.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, * общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Для решения этих проблем были поставлены ряд задач:
- учить детей безопасным правилам поведения, ведению здорового образа жизни;
- добиваться постоянного снижения ущерба, наносимого жизни, здоровью и имуществу людей, окружающей среде поражающими факторами экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
Роль воспитателя - формирование у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Проводя их, воспитатель активизирует деятельность воспитанников путем использования разнообразных методов; используем дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываем его способности и возможности
Актуальность предложенных материалов объясняется преимуществом активных методов обучения и воспитания мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях:
- во-первых, это активность ребенка в процессе их применения;
- во-вторых, при использовании активных методов в практике работы с дошкольниками наблюдается большая самостоятельность детей в непринужденной творческой атмосфере;
- в-третьих, применение этих методов влияет на развитие умственных качеств личности: любознательности, пытливости детского ума, умения решать самостоятельно любую задачу, умение мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении различных заданий.
Цель проекта:
формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в
экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
им навыков правильных действии в случае пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта:
- Воспитатели.
- Дети 5-6 лет.
- Родители.
Ожидаемый результат:
Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
Профилактика панического страха перед огнём.
Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:
С Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";
Т.Юрмин "Кто плохой?";
В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
И.Демьянов "Коробок - чёрный бок";
К.Паустовский "Барсучий нос";
Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
С.Михалков "Дядя Сгёпа";
JI Толстой "Пожарные собаки".
'['.Фетисов "Куда спешат красные машины".
А. Шевченко "Как ловили уголька"
При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:
- существование явления "пожар", его опасность и последствия;
- источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
- наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
- элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.);
- правила поведения при пожаре.
Примерное перспективное планирование недели пожарной безопасности «Чтоб не случилась беда».
Тема | | Задачи | Форма проведения |
День первый Работа с родителями | | Вовлечь родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс по формированию целостного представления у дошкольников пожарной безопасности. | Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды» Объявление конкурса детско- родительского плаката «Не играй с огнем» Анкетирование родителей по теме проекта. |
День второй «Что такое огонь?» | | Формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня | Беседа с детьми «Эта спичка - невеличка». Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». Лото осторожностей. Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница». ООД «Спички - не игрушка, огонь - не забава |
День третий Полезный огонь | | Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности | ООД «Огонь - наш друг» Просмотр презентации «Осторожно, огонь» Чтение литературы. Заучивание стихов на противопожарные темы. |
День Четвёртый Опасный огонь | | Знать свойства и качества предметов с точки зрения их пожарной опасности. Знать свойства огня. Уметь правильно обращаться с огнем Формировать определенное отношение к предметам - повышенным источникам пожарной опасности Люди силу и мощь ощутили С той поры, как огонь приручили. Но бывает огонь и другим - Не согреет ладошек он ваших Превращает все в пепел я дым. И жесток он, и грозен, и страшен. Твердо запомните правила эти. | Дидактическая игра «Причины пожаров». Прослушивание сказки «Кошкин дом». ООД ««Машины забавы с огнём». |
|
День пятый Правила пожарной безопасности в ДОУ | | Уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры) Выделять на плане выход из помещения Знать первые действия при пожаре. Знать порядок действий при пожаре | Экскурсия в пожарную часть г.Махачкалы. Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию", "Разложи по порядку", "Собери картинку". Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности. |
Реализация проекта
День первый
Работа с родителями
-Выставка литературы по теме.
-Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды»
-Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Не играй с огнём»
-Анкета для родителей по теме.
Анкета для родителей.
Вопрос | Ответ |
1.Ф.И.О. | |
2. Оставляете ли вы своего ребёнка одного? Если да, то чем он в это время занимается? | |
3. Доступны ли в вашем доме для ребёнка спички, электроприборы? Где они хранятся? | |
4.Использует ли ваш ребёнок спички, испорченные приборы в самостоятельной деятельности? | |
5.Какую работу проводите по профилактике пожарной безопасности? | |
б.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад? | |
День второй
«Что такое огонь?»
Беседа с детьми «Эта спичка - невеличка».
Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».
Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».
НОД «Спички - не игрушка, огонь - не забава»
БЕСЕДА "ЭТА СПИЧКА - НЕВЕЛИЧКА" (старший возраст)
Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать,
какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.
Пособия: коробок со спичками, картинка с изображением пожара.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы видели когда-нибудь пожар?
В последнее время участились пожары, и мы с вами видели, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.
Воспитатель - От чего происходят пожары?
1реб. - От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.
Воспитатель - Давайте рассмотрим эту картинку. Что вы на ней видите?
2реб. - Здесь изображён пожар. Пылает лес.
Воспитатель - А по каким причинам мог загореться лес?
3реб. – Здесь играли дети со спичками.
Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.
Воспитатель - Почему убежали дети? Как в этом случае им нужно было поступить?
4реб. - Надо было сразу позвонить в пожарную охрану.
Воспитатель - А номер вы знаете?
5реб. - 01
Воспитатель - пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.
2. Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.
Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.
Игровые действия: разложить карточки на две группы.
Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
ООД. Тема: «Спички - не игрушка, огонь не забава» (старший возраст)
Образовательная задача: выявить и закрепить знания детей о пожаре: причины пожара, первые действия при пожаре, порядок действий на пожаре.
Развивающая задача:
Развивать внимание, память, фонематический слух.
Учить работать с планом - ориентироваться в пространстве группы и своей комнаты.
Выделять и называть видимые и скрытые признаки предметов.
Учить следовать словесной инструкции воспитателя.
Воспитательная задача;
Воспитывать уверенность в своих действиях.
Учить сопереживать, чувствовать себя компетентным.
Поддерживать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа, обогащение словаря:
существительные: боец, командир, каска, фонарь, огнетушитель, рукав, обогреватель, топор, защитная
одежда.
прилагательные: грустный, печальный, коварный, безжалостный, ненасытный, глаголы: шипеть, злиться, воспламеняться.
воспитателя.
Предшествующая работа:
1. Чтение произведений.
2. Знакомство с пословицами.
3. Отгадывание загадок.
4. Встреча с пожарными.
5. Наблюдение за пожарной машиной и встреча с пожарными-бойцами.
6.Дидактическая игра "Угадай профессию". В уже имеющуюся дидактическую игру включить картинку с изображением пожарного. К ней подобрать соответствующие атрибуты: огнетушитель, ведро с водой, песок, лопату, топор, пожарную машину с цистерной, выдвижную лестницу, противогаз, рукав.
Подготовка воспитатели: плакаты, макеты групповой комнаты, своей комнаты.
фломастеры, карандаши, бумага, три подноса, мяч.
Групповая комната оформляется плакатами о причинах пожара.
Ход занятия:
- Дети, по словам отгадайте, пожалуйста, о чем мы будем сегодня разговаривать? (Мы будем говорить о пожарных, об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду).
- Чтобы нам четко, красивыми предложениями рассказать, каким добрым, полезным, гостеприимным бывает огонь, и когда он злой, безжалостный, коварный, потренируем язычок. Проговорим чистоговорку. Почему она так называется? Говорим чисто - чисто, понятно? (Выделение интонацией слова).
Дети проговаривают два раза с воспитателем:
ШИ-ШИ-ШИ - загорелись камыши. ШИ-ШИ-ШИ - ты пожар туши.
ШИ-ШИ-ШИ - побежали малыши, Тушим, тушим, мы пожар потушим.
- Ребята, найдите плакат, где с бабушкой случилась беда (вот этот плакат, здесь дом сгорел, сидит бабушка, ей холодно, одежда сгорела, котику тоже холодно, негде спать и нечего есть);
- Ребята, а какое у нее настроение? (грустное, печальное, плохое);
- А котик как на нас смотрит? (испуганно, глаза у него большие);
- Пожалеем бабушку с котиком. Погрустим. (Кто-то подойдет, погладит котика, кто-то потрогает седые волосы старушки);
- Ребята, какую пословицу можно сказать, когда видим такую картину: пламя все съедает на своем пути?
("Красный петух" прошелся);
- Молодцы, ребята. Почему случилась беда? (Бабушка свечку оставила. Грелся у обогревателя, забыл его
выключить);
- Вспомним еще пословицу об огне. (Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Упустишь огонь - не
потушишь);
- Посмотрите на плакаты. Какой бывает огонь? (Разный, удивительный, волшебный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий);
- Молодцы, дети. Найдем на плакатах тех, кто спасает людей от пожара (Дети подошли к плакатам, где работают пожарные. Пожарные спасают людей);
- Во что одеты пожарные? (11ожарные одеты в защитную одежду. На голове каска, аппарат для дыхания,
на руках рукавицы, на ногах сапоги);
- Чем тушат пожар? (Пожарные машины заливают огонь водой, вода в цистернах, бочках, вода
побеждает огонь);
- А какую загадку вы знаете об огне? (Все ест - не наестся, а пьет - умирает. Шипит и злится, а воды не боится. Висит - молчит, а перевернешь - шипит и пена летит);
- Вот у меня книжечка-памятка "Малышам об огне" разобрана по листочку, возьмите себе по одному, встаньте красиво и расскажите, как нельзя делать.
Сам костер не разжигай, и другим не позволяй: Даже крошка огонек От пожара недалек. | Для забавы, для игры Спичек в руки не бери. коробка спичек хоть мала, Но много может делать зла. |
Не бери из печки жар, здесь и он храпит пожар. Уголек хоть невеличка, Но опасен, как и спичка. | Газ на кухне, пылесос ли, телевизор и утюг, Пусть включает только взрослый Наш надежный, старший друг. |
ИГРА: «Найди ответ»
- Слушайте внимательно. На одном подносе картинки-вопросы, на другом, картинки-ответы. Каждый возьмите по одному вопросу и найдите ответ (Дети находят пару: вопрос-ответ);
- Посмотрите, пожалуйста, ребята, друг на друга. У всех ли правильно подобраны картинки? У всех ли?
ИГРА: «Как делать нельзя».
- На подносе лежат конверты. В конвертах картинки. Разложите так: сверху - как нельзя делать, а снизу - как надо делать.
ИГРА: "Найди выход"
- Возьмите по листочку бумаги, фломастеры или карандаши, нарисуйте план своей группы и покажите стрелочкой, как будем звать взрослых на помощь, если дым будет в коридоре. Посмотрите друг у друга.
Верно ли дан ответ?
- Нарисуйте план своей комнаты. Как вы будете выходить, если в комнате дым? Укажите стрелочкой. (Проверяю у всех ребят).
"Физминутка"
- Показываю иллюстрации к сказке К. Чуковского "Путаница". Откуда эта картинка? (Из сказки К.Чуковского "Путаница");
Тут бабочка прилетела,
Крылышками помахала.
Стало море потухать и потухло.
Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Дидактическая игра: "Слушай внимательно"
- Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
- К то от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
- Молодцы ребята, поработали мы хорошо, спасибо вам.
- Какое у вас настроение? (Хорошее)
- Покажите настроение. (Все улыбаются)
НОД «Спички детям не игрушки»
Цель. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
Материал: спички, конверт, картинки (чего нельзя делать), например, включать утюг, разрезные геометрические фигуры, набор овощей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то пищит
Что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.
Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Сама спичка деревянная, а головка у неё из серы. Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.
Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать?
1реб. - Подуть
2реб.- Бросить на пол.
Воспитатель: Спасите меня скорее, дуйте.
Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было?
3реб.- Загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда.
Воспитатель: Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя - это не игрушка!
Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей)
Было больно?
Ребята, а для чего нужны спички?
1реб. - Зажигать газовую плиту, свечу, костёр.
Воспитатель: А чтобы сварить еду нужны спички?
2реб. - Да.
Воспитатель: Посмотрите у меня на тарелке лежат что?
3реб. - Овощи.
Воспитатель: каждый из вас возьмёт по одному овощу, посмотрит на него и расскажет, что у него в руках. (Дети описывают свой овощ), например - это морковка, растёт в земле, оранжевого цвета, овощ. Правильно из всех этих овощей можно сварить борщ или суп.
Воспитатель: А играть со спичками можно?
1реб – Нельзя ,это опасно.
Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: «Детям от Хрюша и Степашка»
Послушайте, что они пишут.
«Здравствуйте, дети. Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом стало скучно и мы решили придумать новую игру. И нашли спички и стали с ними играть. Сначала нам было весело, интересно Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, очи могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик наш сгорел,»
Воспитатель: Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице? (ответы детей)
Воспитатель: А вы сейчас хотите поиграть со спичками?
Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Дидактическая игра: «Чего нельзя делать»
Ребята, посмотрите на столе лежат картинки, они перевёрнуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему. Молодцы, ребята, хорошо справились.
А как же быть с домиком для Хрюши и Степашки? Поможем им? Садитесь за столы на свои места.
Посмотрите, что лежит на столе?
1реб. - Треугольник, квадрат, два прямоугольника.
Воспитатель: Нужно из этих геометрических фигур собрать домик. Приступайте. Молодцы! Теперь у Хрюши и Степашки будет не один домик, а много.
Давайте ещё раз вспомним можно брать спички детям? А чего ещё нельзя делать? (ответы детей)
«Полезный огонь» ( День третий )
ООД. Тема: «Огонь — наш друг».
Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с
огнём.
Воспитывать осторожное отношение к огню.
Ход занятия:
Дети, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.) Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.
Д/и: «Какой бывает огонь?».
Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).
Нет, человек научился добывать огонь.
Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было
холодно, сыро и темно.
Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.
Что нужно класть в кос тёр, чтобы он горел? (палки, ветки, дрова, листья и т. д.)
Дидактическая игра «Что горит, что не горит».
Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как-то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке
называется кремень.
Огонь стал Для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины.
Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.
Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь -
сгорает бензин и приводит в движение машину.
Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер - стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь. Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей)
Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за что ему почёт,
Что ребятам греет ужин
Режет сталь и хлеб печёт.
(Е.Ильин)
Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит три минутки.
Ленты нет, кругом угар - Чуть не сделался пожар!
(Б.Миротворцев).
Воспитатель: А сейчас дети, отгадайте загадки:
Красный петушок
По жердочке бежит (огонь).
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош
Да с собой не понесёшь (огонь).
То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход Остановишь - горе!
Продырявит - море (утюг).
Дом - стеклянный пузырёк,
А живёт в нем огонёк
Днём он спит, а как проснётся
Ярким пламенем зажжётся (электрическая лампочка).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник).
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор (пылесос).
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем добрый огонь.
Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель
людей.
Человеку друг огонь;
Только зря его не тронь!
Если будешь баловать,
То беды не миновать,
От огня несдобровать.
Знайте, в гневе он сердит,
Ничего не пощадит.
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом
И, взметнувшись до небес,
Перекинуться на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда,
Это помните всегда!
«Опасный огонь»
(день четвёртый)
Дидактическая игра «Причины пожаров».
Прослушивание сказки «Кошкин дом» в исполнении мастеров художественного слова.
Занятие «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар в (квартире)
Дыма столб поднялся вдруг,
Кто не выключил (утюг)
Красный отблеск побежал
Кто со спичками (играл)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил бельё над (газом)
Столб огня чердак объял
Кто там спичками (играл)
Побежал огонь во двор
Это к то там жёг (костёр)
Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг (листву)
Кто бросал в траву при этом Незнакомые (предметы).
Дым увидел не зевай
И пожарных (вызывай)
Помни каждый гражданин,
Этот номер (0 1).
ООД ««Машины забавы с огнём».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Образовательные области.
Познавательное развитие:
1. Познакомить детей с историей использования огня человеком.
2. Дать детям понятие, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
3. Закрепить у детей знания безопасного обращения с огнем и пожароопасными предметами, правила поведения во время пожара.
4. Отработать с детьми практические навыки поведения в экстремальной ситуации (пожар).
5. Формировать умения решать задачи на классификацию предметов материального окружения.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развивать умение реально оценивать возможную опасность.
2. Воспитывать у детей чувство осторожности в обращении с огнем.
3. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Предварительная работа:
1. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
2. Чтение художественных произведений: «Пожарные собаки» Л.Н.Толстого; «Пожар», «В дыму» Б.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака, рассматривание иллюстраций к ним.
3. Встреча с инспектором пожарной охраны.
Материал: плакаты: «Правила пожарной безопасности», телефонные аппараты, мобильный телефон, магнитофон, карточки-схемы «Правила пожарной безопасности», атрибуты для игры «Пожар», свеча, спички, колокольчики.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Подвижная игра
Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (ещё раз поднимают руки вверх)
Здравствуй, лёгкий ветерок! (покачивание из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький цветок! (приседают и начинают медленно подниматься)
Здравствуй, утро! (правую руку в сторону)
Здравствуй, день! (левую руку в сторону)
Нам здороваться не лень!
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
( Дети выполняют движения, соответствующие тексту, произнося слова последней строки, обнимают друг друга).
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне. Согласны?
Огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Или очень добрый, или очень злой.
Ребята, а как вы думаете, когда огонь бывает добрым, а когда злым? (Ответы детей). Правильно, молодцы. А теперь, послушайте, я вам немного расскажу об огне. (На экране иллюстрации различных видов огня: «Олимпийский огонь», «Огонь свечи», «Вечный огонь» и т.д. (Воспитатель с детьми рассматривает иллюстрации).
Да, ребята, люди с древности почитали огонь, называли его священным, относились к нему, как к божеству, потому что его очень трудно было добыть. В некоторых странах люди специально строили храмы огня. В центре храма, в специальных чашах горел священный огонь, и люди приходили поклоняться ему. В наших церквях постоянно горят свечи, потому что огонь своим светом и теплом очищает окружающее пространство, снимая болезни, усталость, уничтожая тьму и страх. Если человек очень устал, у него плохое настроение – зажжет свечу, посмотрит на ее пламя, и силы вновь вернуться к нему. Наши предки верили в это, устраивали праздники, когда зажигались костры, и люди прыгали через них, тем самым очищая себя. Огонь – это символ олимпийских игр. Огонь зажигают у памятников павших героев. А вы знаете, как называется этот огонь? Почему его называют «Вечный огонь»? (Ответы детей: «Потому что он горит всегда, и днем, и ночью»). Да, ребята, вечный огонь будет гореть вечно в наших сердцах в память о людях, защищавших нашу Родину от врагов.
(У воспитателя звонит мобильный телефон)
Воспитатель: Алло, алло! Говорите, мы вас слушаем.
(Звонит Маша)
Маша: Алло, алло, это детский сад №9? Это ребята средней группы? Фу, наконец-то я до вас дозвонилась. Здравствуйте, ребята. У меня тут такое…. такое приключилось. Срочно нужна ваша помощь….
Воспитатель: Не волнуйся, Маша. Ты лучше объясни, что у тебя произошло, и чем мы можем тебе помочь?
Маша: Ладно, рассказываю все по порядку, а вы сами решите, чем мне помочь. Я вчера у Мишки дома под столом решила развести костер, ну чтобы погреться…. Но этот огонь оказался таким прыгучим! Сначала он перепрыгнул на скатерть, потом на шторы …. и….. нечаянно начался пожар! Прибежал Миша, вызвал пожарных. Приехали пожарные. Но им пришлось очень постараться, чтобы меня найти, потому что я ведь умная, я же от этого огня в шкафу спряталась! А эти вредные пожарные, когда меня нашли, то сказали, что я не знаю …. каких-то правил…. пожарной безопасности, вот! А что это за правила, я действительно не знаю. Ребята, вы мне не поможете с этим разобраться?
Воспитатель: Ребята, поможем Маше? (Ответы детей)
Не волнуйся, Машенька, мы с ребятами тебе поможем и все расскажем про правила Пожарной безопасности, ты только приезжай к нам в гости.
Маша: Ой, спасибо вам, ребята, я скоро буду.
Появляется в двери Маша.
Воспитатель: Здравствуй, Маша, ты присаживайся, а мы с ребятами расскажем тебе, чего же нельзя делать, чтобы не случился пожар.
(Ответы детей).
Воспитатель:
Молодцы ребята, правильно. Детям ни в коем случае нельзя брать в руки спички, зажигалки, играть с огнем дома или на улице. Нельзя зажигать газовую плиту. Нельзя включать утюг и другие электроприборы. Не влезать разными предметами в розетки, потому что электричество очень опасно! Детям никогда нельзя играть вблизи огнеопасных веществ. А чтобы Маша крепко-накрепко запомнила эти правила, давайте ей покажем карточки-знаки «Чего нельзя делать, чтобы не случился пожар»? У вас на столах лежат карточки. Подойдите к столам и выберите те из карточек, на которых изображены пожароопасные предметы, и зачеркните их красным фломастером. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Вот такие запрещающие знаки у нас получились (Воспитатель показывает карточки-знаки детям, совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания). Молодцы, ребята, теперь Маша точно никогда не забудет правила безопасного поведения с огнем.
Этюд «Свеча»
Дети встают вкруг. Звучит спокойная музыка. Педагог предлагает детям превратиться в свечу. Он обращает их внимание на то, что тело будет играть роль свечи и потому останется неподвижным, а руки будут играть роль зажженного огня. Стоя прямо, дети поднимают руки вверх, соединяют ладони, образуя конус, а затем ладони разъединяются и плавно движутся из стороны в сторону.
Воспитатель: Хорошо, а теперь, пожалуйста, займите свои места. Ребята, давайте подумаем и расскажем Маше, что же нужно делать, если пожар все-таки случился?
( Ответы детей)
Воспитатель: Верно, молодцы, ребята. Если вдруг начался пожар, то нужно вызвать пожарных по номеру 01. Взять необходимую одежду и выбежать на улицу, вывести младших детей. Рассказать кому-то из взрослых о пожаре.
А сейчас, давайте потренируемся? Игра называется «Вызови пожарных». (Дети делятся на две команды, бегут к телефонам, набирают 01 и говорят: «Пожар», бегут обратно и передают эстафету).
Воспитатель: Вот какие молодцы. Вы знаете, ребята, у меня есть один волшебный красный шарик, который умеет сочинять стихи. А давайте и мы с вами попробуем продолжить стихотворения, которые сочинил мой волшебный шарик? (Игра «Продолжи стихотворение»)
1. Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар.
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар).
2. Жжется печь – ее не тронь,
потому, что в ней (огонь)?
3. Выпал на пол уголек.
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А туши его (водой)
4. Дым увидел – не зевай,
И пожарных (вызывай)?
5. Запомни каждый гражданин
Пожарный номер (01).
Воспитатель: Вот сколько стихов мы с вами придумали с помощью моего волшебного шарика. А сейчас, давайте покажем Маше, как нужно действовать, если вдруг случился пожар. Игра называется «Пожар». (На стульчиках перед каждым ребёнком лежат: шапка, шарфик рукавички, на сигнал «Пожар» дети быстро одеваются.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Думаю, что теперь Маша будет знать правила пожарной безопасности и правила поведения во время пожара.
Маша: Да, ребята, вы мне очень помогли, научили меня, как соблюдать правила противопожарной безопасности. До свиданья, я пойду к Мишке и скажу ему, что больше не буду играть с огнём.
Воспитатель: Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Я думаю, что мы многому научили нашу Машу. А что вам понравилось больше всего на занятии? (Ответы детей) Да, мы с вами сегодня узнали много нового о том, какой бывает огонь, что он может быть добрым, а может быть злым. Мы теперь знаем о том, как наши предки использовали огонь и как огонь помогает людям в настоящее время. Мы помогли Маше познакомиться с правилами пожарной безопасности и правилами поведения во время пожара, изготовили для него запрещающие знаки о правилах пожарной безопасности.
(Звучит спокойная музыка) А сейчас я возьму палочку-спичку и зажгу вот эту свечу. Мы сидим с вами, нам тепло и уютно. Ребята, хочу вам сказать, что бывает такое, когда дома всё спокойно, когда дети слушаются родителей и не берут в руки спички, не зажигают газ и не включают электроприборы без разрешения родителей. И хотя вы знаете, что не нужно этого делать, но как будто кто-то нашептывает вам на ушко: «Возьми, включи, зажги…». Наверное, внутри вас сидит такая же Маша непослушная и уговаривает вас. Значит нужно быть бдительными и не поддаваться на ее хитрые уговоры. На память о сегодняшнем занятии хочу подарить вам вот эти волшебные колокольчики, которые бы начинали так сильно звенеть в момент опасности и всегда напоминали бы вам об осторожности. (Воспитатель дарит детям колокольчики).
«Правила пожарной безопасности в ДОУ»
(день пятый)
- Экскурсия но детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой
оповещения, эвакуационными путями.
- Игры-соревнования.
- Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Стёпа»
- Спортивное соревнование «Пожарные на учении»
Экскурсия но детскому саду.
Цель:
Познакомить с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения
пожара, эвакуационными путями.
Задачи:
Показать детям, что взрослые о них заботятся, предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят их научить правильному поведению во время пожара.
Рассказ воспитателя.
Дети, давайте пройдем по детскому саду. А экскурсию начнём от входа. Посмотрите на столике стоят огнетушители. Кто скажет, для чего они нужны? Правильно, огнетушителями пользуются для того, чтобы погасить огонь. Они постоянно стоят на своём месте, и все должны знать их местонахождение, чтобы не искать по детскому саду, если вдруг понадобятся. А где ещё у нас стоят огнетушители?
Здесь у нас находится «Уголок по противопожарной безопасности» для взрослых. Здесь описаны все действия сотрудников детского сада по спасению детей и организации тушения пожара.
В этом уголке помещены правила поведения для вас. Давайте ещё раз прочитаем их и повторим.
А это запасной выход. Эта дверь всегда открыта, чтобы мы в любую минуту могли воспользоваться ею. Если вдруг входная дверь объята дымом или огнём, то нужно выходить через запасной выход.
Посмотри те, над дверью высвечивается надпись «Выход», чтобы мы в любых условиях могли найти выход.
Ещё в нашем детском саду есть звуковая система оповещения, которая подаёт громкий сигнал, если уловит запах дыма.
На крыше сделана противопожарная пропитка. Видите, у нас есть целая система защиты от пожара. Нам нужно только соблюдать правила противопожарной безопасности.
Фотоотчёт «Экскурсия в пожарную часть»
Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны. Мы говорим с детьми о пожарной безопасности и в повседневной жизни, и на занятиях, и во время прогулки (обращая внимание на эвакуационные лестницы, и во время учебной тревоги, когда нужно "Быстро покинуть помещение". Говорим и о профессии пожарных, людей мужественных, ответственных, сильных и смелых. Конечно, лучше один раз увидеть и узнать, как же устроена пожарная машина, что находится внутри самой пожарной части, как готовятся к своей работе пожарные. Дети с восторгом приняли новость о том, что нас ждёт экскурсия в пожарную часть № 1 в нашем городе . Подготовились заранее, приготовили подарки-рисунки для пожарных и отправились на экскурсию. Пожарные тоже подготовились. Первое, что увидели дети, войдя на территорию пожарной части, пожарная машина, которая выехала со звуком сирены, даже у нас, взрослых, мурашки побежали по коже)
Пожарные рассказали, как устроена пожарная машина, что находится внутри, для чего это нужно, в каких ситуациях используется.
Дети смогли пройти и осмотреть машину внутри.
Дети смогли рассмотреть и примерить экипировку пожарного.
Удалось даже почувствовать себя настоящими пожарными.
Посмотрели, какие ещё машины находятся в пожарной части.
Побывали в диспетчерском пункте, рассмотрели карту нашего города, нашли карточку, в которой находится информация о нашем детском саде (узнали его на фото). Тут же посыпались вопросы о своих домах).
Все остались под большим впечатлением от экскурсии. Большое спасибо всем сотрудникам пожарной части.
Дети очень вдохновились и отразили свои впечатления в рисунках