Месяц | Тема Занятий | Интеграция образовательных областей | Программные задачи | Средства реализации | Литература |
С Е Н Т Я Б Р Ь | «Будем знакомы!» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие | Ввести детей в загадочный и красочный мир общения; познакомить друг с другом, с правилами речевого поведения во время знакомства; показать, что общение должно быть доброжелательным; создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания; активизировать словарь, пополнить его лексикой этикетных норм. | Фонограмма песни «Улыбка», кукла Петрушка и фея, колокольчик, заготовки визитных карточек по количеству детей, цветные карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.4 |
«Ласковое Имя» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Дать детям представление о своем имени, именах родных людей, о том, как ласково они звучат из уст близких людей. Познакомить детей с рассказом Р. Сефа «Имя у тебя одно». Развивать желание детей подпевать слова и несложные фразы из русских народных песенок. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества | Беседа «Что такое имя» (Раскрыть значение имени, которое носит ребёнок) Проговаривание имён детей, употребляемых в ласкательной форме в песенках «Ходит Ваня», «Весёлая девочка Алена». Игровое упражнение «Подбери ласковое имя для друга». Познакомить с рассказом Сефа Р. «Имя у тебя одно» | |
«Ласковое Имя» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Дать представления о том, что имена делятся на женские и мужские. Показать различия и сходства между ними по звучанию. Учить пересказывать наиболее понравившиеся моменты сказки «Теремок». Побуждать к созданию творческих работ «Мой теремок». Учить наклеивать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму части (квадратная, треугольная, прямоугольная). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми | Беседа с детьми «Имена для девочек, имена для мальчиков». Игровое упражнение «Скажи ласково имя». Пересказ сказки «Теремок». Аппликация «Мой теремок». | |
«Доброе слово» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Сформировать в сознании детей понятие «доброта». Расширить знания детей о добре и ее роли в жизни каждого человека. Развивать творческие способности, память, воображение, фантазию. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим | Беседа о доброте. Рассматривание картинок из альбома «Уроки доброты». Чтение стихотворения «Доброе утро» ( или «Доброта нужна всем людям). Аппликация «Доброе солнышко» под фонограмму песни «Если добрый ты» из мультфильма «Приключения кота Леопольда». Хороводная игра «Кто у нас хороший» | |
О К Т Я Б Р Ь | «Добрый Человек» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Показать место доброго слова в деле воспитания хорошего человека. Расширять знания о вежливости и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях. Развивать в детях чувство доброты, сопереживания. Поддерживать желание детей в создании творческих работ «Добрый человечек» Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создавать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно | Беседа «Вежливые слова - почему они вежливые». Дидактическая игра «Кто больше назовёт вежливых слов». Рисование «Добрый человечек». Просмотр мультфильма «Чуня». | |
«Дружба» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. | Обобщить и расширить представления детей о понятиях «друг», «дружба», «честность», «справедливость»; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения; развивать коммуникативные качества, эмоциональную сферу; учить проявлять сочувствие, сопереживание к окружающим; развивать | Фонограмма «Песня о дружбе»; игрушки: волчонок, сова в очках; три конверта, пиктограмма к пословице, предметные картинки для составления слов «роза», «пион», план – схема к сказке, коврик, две машинки, волшебные очки. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.14 |
«Путешествие в страну вежливости» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Уточнить знания о понятиях «вежливость», «вежливый человек»; формировать ответные добрые чувства на заботу окружающих; развивать речь, воображение; закреплять знание приемов техники оригами по представлению. | Квадраты белой бумаги, мячик, фломастеры, шапочка с маской голубя. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.21 |
«Воспитанность и вежливость» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Уточнить знания детей о понятиях «вежливость», «вежливый человек» и «воспитанность»; формировать культуру общения, ответные добрые чувства на заботу окружающих; развивать речь, воображение, логическое мышление; закреплять умение делить целое на части. | Листы с заданиями, карандаши, кукла – фея. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников»с.24 |
Н О Я Б Р Ь | «Имя. Моё имя» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить детей с понятием «имя»; подвести к пониманию истории возникновения имени и уникальности собственной личности. | Изображения Михаила Архангела, Михаила Кутузова, кукла в народном костюме – Бабушка – забавушка, ватман, ромашки, клей, фломастеры. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.31 |
«Моя родословная» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Обобщить и закрепить знания детей о семье; воспитывать чувство долга и внимания к ближним; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями. | Фонограмма детской песенки – клипа про красный автобус, фланелеграф с моделью генеалогического древа и модели деревьев, фотографии родственников детей. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.42 |
«Любимый образ» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Формировать у детей представление о значимости матери, играющей большую роль в жизни каждого человека. Учить правильно строить предложения в рассказе о маме. Вызвать у детей активный интерес и эмоциональный отклик на художественные произведения и картинки из серии «Мы помогаем маме». Воспитывать умение эмоционально выражать свои чувства к маме через свое творчество – лепка «Коврик для мамы». ». Воспитывать любовь и уважение к матери, ее труду, умению ценить ее заботу о близких | Беседа «У мамы добрые и золотые руки». Игра «Расскажи о маме по фотографии». Рассматривание репродукций картин, картинок из серии «Мы помогаем маме». Лепка «Коврик для мамы» | |
«Моя семья» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Обобщить и закрепить знания детей о семье; формировать правильное представление о семье, трудовых обязанностях её членов; познакомить с одной из главных заповедей Божьих: «Чти отца своего и мать», с правилами почитания и уважения старших; воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания и взаимопомощи в семейной жизни. | Фотографии медведей из сказки «Три медведя», пирамидка с тремя кольцами, индивидуальные листы, простые карандаши, ромашки с отрывными лепестками, модель домика, силуэты членов семьи. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.36 |
Д Е К А Б Р Ь | «Можно ли обидеть словом?» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Систематизировать и обобщить понятия и представления детей о ценности слова; раскрыть понятие «благотворительность»; развивать внимание к ближним, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него; воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу. | Игрушка или картинка совы в очках; фонограмма песни «Если добрый ты»; круг из картона и листок самоклеящейся бумаги; индивидуальный лист с заданиями и фломастерами, листы бумаги для поделок в технике оригами; яркий мешочек и угощения для детей или сюрпризы. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.46 |
«Семейные традиции». | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | | Рассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа: «Традиции вашей семьи» Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник» | |
«Новый год в России и других странах». | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Продолжать развивать интерес детей к истории России, ее обычаям и укладу жизни, связанные с празднованием Нового года и Рождества Христова. Развивать коммуникативные навыки детей, поддерживать доброжелательное общение в играх, в продуктивной совместной деятельности. Поддерживать желание детей в создании творческих работ – аппликация «Украсим елочку». Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создавать радостное настроение окружающим. | Беседа с детьми о зимних праздниках - Новом годе и Рождестве. Презентация «Знакомство с рождественскими святками, обычаями колядования, ряжения.» Исполнение колядок в костюмах. Аппликация «Украсим ёлочку шарами». Музыкальный фон- новогодние песни. Хоровод вокруг ёлки «Блестят на ёлке бусы». | |
«Рождественские встречи» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить детей с историей праздника Рождество Христово. Формировать навыки праздничной культуры. Развивать умение передавать музыкальные образы через движение и голос. Побуждать детей к созданию творческих работ, лепка «Ангелочек». Воспитывать добрые чувства и положительные эмоции к этому празднику. | Презентация об истории праздника Рождества Христова.( мультфильм Себелевой) Рассказывание стихов о Рождестве. Лепка «Ангелочек». Музыкальный фон- рождественские песни. Хоровод вокруг ёлки «Рождество» «Блестят на ёлке бусы» | |
Я Н В А Р Ь | «Православный храм» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Познакомить детей с православным храмом; обогатить словарный запас детей словами: храм, молитва, священник, икона, алтарь, крест, лампада, свечи; развивать мелкую моторику посредством изобразительной деятельности. | Музыкальное сопровождение: «Колокольный звон», «Утренняя молитва», «Святая Русь»; Хрестоматия 1,2,3; набор для рисования на каждого ребёнка; иллюстрация храма Христа Спасителя; мячик. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 254 |
«О чём поют колокола» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | Закрепить знания детей о православном храме, познакомить детей с колокольным звоном. | Хрестоматия 3, фотографии с изображением православных храмов, макет храма, маленькие колокольчики, аудиозапись «Колокольные звоны». | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 272 |
Крещение Господне. Богоявление. Великое освящение воды. | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие | Подвести детей к тому, что в православных праздниках существуют таинства. Одно из них – таинство крещения. | Беседа с детьми на тему «Крещение господне» Показ презентации | |
Ф Е В Р А Л Ь | «Волшебные добрые слова» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Систематизировать знания детей о словах; раскрыть понятие «волшебные слова»; учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев; развивать осознанное отношение к употреблению вежливых слов; формировать уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу. | Кукла Незнайка | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.55 |
«Какие бывают поступки» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Раскрыть понятие «поступок»; создать опыт таких нравственных качеств, как доброта, вежливость, отзывчивость; систематизировать знания дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения; развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки. | Мультфильм «Смешарики. Подвиг»; иллюстрации к стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», изображение павлина со съёмным хвостом из отдельных перьев, картинки с изображением хороших и плохих поступков, карточки – смайлики с изображением эмоций, бусинки и нитки. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.63 |
«Добро и зло» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Формировать представление о добре и зле; познакомить детей с Божьими заповедями; дать понятие свободы выбора между добром и злом; воспитывать умение сопереживать ближнему; развивать любознательность, гуманность, умение слушать и слышать. | Снежинки с нарисованными в центре героями сказок (Баба Яга, Серый волк, злая колдунья, Лиса, Ёжик, кот Леопольд), шкатулка, аптекарские весы, листы цветной бумаги, разрезанные на полоски, фломастеры. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.80 |
«Милосердие» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Формировать у дошкольников представление о содержании такой нравственной категории, как милосердие; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать доброжелательно и искренне; продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать умение обоснованно делать выбор в пользу добра. | Диск с видеофильмом «Рождественская история», лист для игры «Кто кем будет?», мяч, презентация «Ручеек, заваленный камнями», фланелеграф или магнитная доска, ТСО. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.87 |
М А Р Т | «Насекомые. Пчёлки» | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. | Обогатить знания детей о насекомом – пчела; практиковать в произношении звука «ж». | Хрестоматия 1, музыкальное сопровождение «Лебедь», изображение пчелы, альбомный лист, цветные карандаши. | Хрестоматия 1, музыкальное сопровождение «Лебедь», изображение пчелы, альбомный лист, цветные карандаши. |
«Масленица. Прощеное Воскресенье» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Ввести детей в круг основных православных праздников; познакомить с праздниками Масленица и Прощённое Воскресенье; дать детям знания о причинах ссор, которые можно не допускать; способствовать воспитанию добродушия, прощения, уступчивости и умению прощать. | Картинка «Когда у друзей лад, каждый этому рад», презентация «Сумел провиниться – сумей и повиниться!», гуаши: жёлтая, оранжевая, губка, баночки с водой. | Папка, занятие № 25 |
« Образ света» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир. Познакомить детей с образом солнца в художественной литературе. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Развивать творческие способности, воображение, фантазию. Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к солнышку. | Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением солнца в художественной литературе (книгах) Подвижная игра «Найди солнцу лучики». Музыкально-ритмические движения с лучиками под фонограмму «Выглянуло солнышко». Выкладывание мозаики «Солнышко» ( из крышек, камешков, косточек, | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 61 (наблюдение 2, занятие 2) |
« Образ света» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить детей с особенностями солнца, ролью солнце в нашей жизни (солнце источник света и тепла). Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора – закличками о солнце. Дать представление об их традиционном использовании и научить ими пользоваться. Вызвать у детей желание создавать образ солнца в аппликации. Развивать у детей творческую активность, воображение, моторику рук. Воспитывать интерес к окружающему миру, создать радостное и веселое настроение. | Беседа «Роль солнца в нашей жизни». Чтение закличек о солнце Исполнение песни «Есть у солнышка дружок». Аппликация «Солнышко лучистое». Подвижная игра «Солнышко и дождик» | |
А П Р Е Л Ь | «Солнце, луна, звёзды» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие | Продолжить знакомство с моделью появления мира – не живая природа; уточнить знания детей об окружающей среде | Хрестоматия 1, цветные карандаши, альбомные листы по количеству детей | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. 61 (наблюдение 1, занятие 1) |
«Человек - созидатель и преобразователь рукотворного мира» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Обогатить знания детей о мире открытий и изобретений; формировать понятие о том, что природа – первый учитель, а человек – преобразователь и изобретатель рукотворного мира; познакомить детей с изобретателем – самоучкой И.П. Кулибиным; развивать логику, конструкторско-технические умения. | Фонограмма песни «В траве сидел кузнечик», кукла Мишка, предметные картинки: ежик, стрекоза, одуванчик, птица, рыба, река, игла, вертолёт, парашют, самолёт, подводная лодка, мост, колокольчик; аудиозапись колокольного звона; цветные карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.10 |
«Ангелы» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков; воспитывать умение обоснованно делать выбор в пользу добра. | Доска для лепки, пластилин, иллюстрации с изображением Ангела, Хрестоматия 4. | Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей», с. |
«Пасха» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Дать детям первоначальные представления о традициях празднования Пасхи на Руси, об участии в празднике детей; воспитывать чувство приобщённости к духовным традициям своего народа. | Иллюстрации, призентация о Пасхе, картонные силуэты яиц для аппликации, мелкие детали, клей – карандаш, салфетки, сказка «Как мы встречаем Пасху», картинка «Мы печём пироги», деревянные яички, конфетки для игр. | Папка, занятие № 29 |
М А Й | «Справедливость» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы; воспитывать такие качества, как честность и справедливость. | Кукла Буратино, демонстрационный материал из серии «Беседы по картинкам «В мире мудрых пословиц». | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.131 |
«Хвастовство» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Познакомить детей с понятием «хвастовство», подвести к заключению, что хвастаться нехорошо; совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, пословицы. | Листы с изображением профиля головы ребёнка или его силуэта, карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.137 |
«Послушание» | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие | Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания как возможность избежать многих неприятностей и несчастий; развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев. | Презентация «Путешествие по сказкам», счётные палочки, листы с заданиями, карандаши. | С.М. Панина «Духовно-нравственное становление дошкольников», с.143 |