Министерство образования и науки Республики Бурятия
Администрация МО «Селенгинский район»
МКУ «Селенгинское районное управление образованием»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Сэлэнгэ»
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол № _______ от «____»________20___ г. | СОГЛАСОВАНО Методическим советом Протокол № _______ от «____»________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАУ ДО «Сэлэнгэ» ____________ Е.А. Батуева Приказ № ________ от «____»________20___ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юные друзья леса»
Базовый уровень
Возраст обучающихся – 8-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Цырендоржиева С.Д., педагог дополнительного образования
г. Гусиноозерск
2021
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………………… | |
Учебный план …………………………………………………………………………….. | |
Календарный учебный график …………………………………………………………… | |
Рабочая программа…………………………………………………………………………. | |
Пояснительная записка
Актуальность программы. В настоящее время обостряется проблема сохранения лесов – лёгких нашей планеты, имеющих глобальное значение в сохранении жизни на ней. Невозможно переоценить значение леса для человека. Лес является сложной экологической системой, где взаимосвязь между её составляющими компонентами прочна и многогранна. Нарушение хотя бы одной из связей разрушает целостность системы, приводит её к гибели.
Лес содержит в себе высокоэнергетический потенциал, находясь в котором человек защищён от негативного воздействия антропогенных факторов. К сожалению, леса вырубаются, выгорают, отступают из-за неразумного использования человеком природных богатств до такой степени, что можно сказать: естественные леса находятся сейчас под угрозой исчезновения.
Охрана лесов в наши дни стала серьёзной социально-экономической проблемой, волнующей всё человечество. Для того чтобы охранять леса сознательно, необходимо изучить закономерности развития и роста лесов, видовой состав лесной растительности, влияние антропогенного фактора на состояние леса и т.д. Эти знания необходимы каждому человеку, проживающему в столь богатой лесами стране, независимо от его возраста, выбранной профессии и должны закладываться ещё со школьной скамьи.
Школьное лесничество – это объединение обучающихся, которое является самой эффективной формой эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства.
Создание и поддержка школьных лесничеств инициируется правительством нашего государства – по Поручению Правительства РФ разработан план мероприятий по развитию школьных лесничеств на 2018-2027 годы. Данный план координируется межведомственной рабочей группой: Рослесхоз, Министерство природы России, Министерство просвещения России, субъекты РФ.
Программа «Школьное лесничество» актуальна для учащихся, которые планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.
Работа школьного лесничества организуется и ведётся в соответствии с действующим законодательством:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 12-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
"Конвенция о правах ребенка" (принята 20 ноября 1989 года резолюцией 44/25); Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
Приказ МОиН РБ №693 от 09.04.13 г. «Об утверждении стандарта качества предоставления государственной услуги «Предоставление дополнительного образования детей в республиканских государственных учреждениях дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 года №09-3242.
Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ.
Цель: формирование базовых знаний в области биологии, лесоведения и других естественных наук, направленных на воспитание ценностного отношения к природе и мотивацию природоохранной деятельности средствами школьного лесничества.
Задачи:
Обучающие:
- раскрыть особенности леса как экосистемы, среды обитания многих растений и животных, показать его роль в жизни человека;
- изучить основы лесоводства, лесовосстановления, лесной таксации, природные особенности своего района;
- научить правилам рационального использования лесов для нужд человека;
- сформировать первоначальные навыки посадки деревьев и ухода за ними, сбора семян, проведения фенологических наблюдений;
- мотивировать природоохранную деятельность обучающихся, способствующих дальнейшему улучшению охраны окружающей среды.
Развивающие:
- совершенствовать умения практической работы и основ учебно-исследовательской деятельности;
- развивать умение проводить разъяснительную работу среди учащихся о пользе леса для человека и необходимости бережного отношения к природе.
Воспитательные:
- формировать экологическую культуру, воспитать у подростков ценностное отношение к природе и жизни в целом;
- научить навыкам безопасного поведения в окружающей среде;
- научить сотрудничеству и оказанию посильной практической помощи лесохозяйственному предприятию в улучшении ведения лесного хозяйства, проведению социально-полезных акций природоохранного направления;
- сплотить коллектив, развивать взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, научить коллективно-групповым формам работы.
Здоровьесберегающие:
- приобщать к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- укреплять психическое и физическое здоровье воспитанников.
Отличительные особенности Программы и педагогическая целесообразность
Программа естественнонаучной направленности способствует формированию ценностных ориентаций и социально значимых качеств личности подростка. Она сочетает учебно-познавательную, эколого-биологическую и учебно-исследовательскую направленность. Изучение Программы предполагается на основе интеграции знаний из курса ботаники, биологии, расширяет знания учащихся о лесе, как особой экосистеме, способной оказывать жизненно важное влияние на человека, а также о среде обитания многих растений и животных: развитие природоохранной деятельности учащихся и профессиональной ориентации.
При разработке Программы учитывались также психолого-педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся.
Программа носит вариативный характер, что позволяет изменить некоторые темы с учётом педагогической ситуации.
Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся 8 – 14 лет.
Срок реализации – 1 год.
Общее количество часов – 144 часа
Теоретические знания подкрепляются экскурсиями, практическими работами в лесничестве и практическими занятиями по обработке собранного материала. Обязательно участие подростков в природоохранной и просветительской деятельности, в соревнованиях и конкурсах.
Формы организации образовательного процесса и методы обучения
1. Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы, игровые формы подачи материала, поиск и обработка информации с использованием ИТК, занятия с лесниками).
2. Практические занятия (практические работы в лесничестве, практикумы по обработке собранного материала, работа с гербариями, определителями, интеллектуальные марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, КВНы).
3. Экскурсии (в музей Природы, в лес, в лесничество, лесхоз по изучению охраняемых территорий и т.д.).
4. Занятия по созданию коллективных проектов.
Содержание работы детского объединения определяется задачами экологического воспитания, направленностью производственной деятельности лесохозяйственного учреждения, участием в мероприятиях по охране лесов от пожаров, насекомых- вредителей леса, лесонарушений, посадке и посеве леса, проведением фенологических наблюдений, опытнической и научно-исследовательской работой, и другими мероприятиями лесохозяйственного и природоохранного направлений.
Объём программы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю – 2 часа.
Норма наполнения группы – 15 человек.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Программы курса:
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, работать по плану; самостоятельно контролировать своё время, оценивать результаты работы; соблюдать правила по технике безопасности; соблюдать правила поведения в лесу.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать, вести диалог с учителем и с учащимися группы; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать свою точку зрения, работать в группе.
Познавательные УУД:
- умение работать с разными источниками информации; анализировать, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими учебно-исследовательской и проектной деятельности, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал. научится различать различные растения своей природной полосы;
Личностные УУД:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- сформированность социальных компетенций, нравственных качеств, основ гражданской идентичности.
Предметными результатами изучения Программы является формирование следующих знаний и умений.
Знать:
цели и задачи школьного лесничества;
роль лесных богатств в жизни населения региона;
каков видовой состав растительности родного края;
способы природоохранной деятельности учащихся;
правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности и санитарные правила в лесах;
- основы лесоведения и лесоводства, как правильно посадить дерево;
что такое лесопитомник;
что такое биогеоценоз;
почему нужно озеленять города;
какую пользу и вред приносят деревьям птицы, звери и насекомые;
видовой состав лиственных и хвойных пород;
направления деятельности и задачи местных предприятий лесного профиля.
Уметь:
проводить наблюдения, исследования в природе;
научиться отличать и определять виды лиственных и хвойных пород на натуральном объекте (включая хвою, шишки и семена);
научится различать различные растения своей природной полосы;
освоить на элементарном уровне методы геоботанического описания леса;
проводить фенологические наблюдения за древесными и травянистыми растениями;
определять возраст дерева, иметь навыки посадки саженца и черенка;
собрать и составить гербарий;
проводить морфометрические исследования древесных пород;
пользоваться определителями;
использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
Учебный план
№ | Наименование разделов, модулей | Всего часов | Количество часов теории | Количество часов практических работ и экскурсий |
1 | Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества | 8 | 4 | 4 |
2 | Значение леса в жизни человека и в мире | 8 | 4 | 4 |
3 | Лес и флора | 28 | 10 | 18 |
3.1 | Лесная травянистая растительность | 12 | 4 | 8 |
3.2 | Лесные деревья и кустарники | 12 | 4 | 8 |
3.3 | Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод | 4 | 2 | 2 |
4 | Лес и фауна | 24 | 6 | 18 |
4.1 | Лесные птицы | 8 | 2 | 6 |
4.2 | Лесные звери | 8 | 2 | 6 |
4.3 | Лесные насекомые | 8 | 2 | 6 |
5 | Лес и его структура | 36 | 16 | 20 |
5.1 | Понятие о лесе. Характерные черты леса | 8 | 4 | 4 |
5.2 | Элементы и признаки леса | 8 | 4 | 4 |
5.3 | Лес и луг, как растительное сообщество | 20 | 8 | 12 |
6 | Лес и среда | 16 | 12 | 4 |
6.1 | Лес и климат, лес и ветер | 2 | 2 | - |
6.2 | Лес и свет, лес и тепло | 2 | 2 | - |
6.3 | Лес и воздух, лес и влага | 2 | 2 | - |
6.4 | Лес и почва | 2 | 2 | - |
6.5 | Лес и живой напочвенный покров. | 2 | 2 | - |
6.6 | Лес и мертвый напочвенный покров | 4 | 2 | 2 |
6.7 | Пожар в лесу, как экологический фактор | 2 | | 2 |
7 | Основы физиологии растений | 12 | 6 | 6 |
7.1 | Фотосинтез и дыхание растений | 4 | 2 | 2 |
7.2 | Минеральное питание древесных растений | 4 | 2 | 2 |
7.3 | Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды | 4 | 2 | 2 |
8 | Возобновление леса | 12 | 6 | 6 |
8.1 | Естественное возобновление леса | 4 | 2 | 2 |
8.2 | Искусственное возобновление леса | 4 | 2 | 2 |
8.3 | Рост и развитие леса | 4 | 2 | 2 |
| Итого | 144 | 58 | 86 |
Календарный учебный график (КУГ)
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | Месяц | Неделя |
Всего | Теория | Практика |
1 | Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества | 4 | 2 | 2 | | Сентябрь | 1 |
2 | Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества | 4 | 2 | 2 | | | 2 |
| Значение леса в жизни человека и в мире | 4 | 2 | 2 | | | 3 |
| Значение леса в жизни человека и в мире | 4 | 2 | 2 | | | 4 |
| Лесная травянистая растительность | 4 | 2 | 2 | | Октябрь | 5 |
| Лесная травянистая растительность | 4 | 2 | 2 | | | 6 |
| Лесная травянистая растительность | 4 | | 4 | | | 7 |
| Лесные деревья и кустарники | 4 | 2 | 2 | | | 8 |
| Лесные деревья и кустарники | 4 | 2 | 2 | | | 9 |
| Лесные деревья и кустарники | 4 | | 4 | | Ноябрь | 10 |
| Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод | 4 | 2 | 2 | | | 11 |
| Лес и фауна. Лесные птицы. | 4 | 2 | 2 | | | 12 |
| Лесные птицы. | 4 | | 4 | | | 13 |
| Лесные звери. | 4 | 2 | 2 | | Декабрь | 14 |
| Лесные звери | 4 | | 4 | | | 15 |
| Лесные насекомые | 4 | 2 | 2 | | | 16 |
| Лесные насекомые | 4 | | 4 | | | 17 |
| Лес и его структура. Понятие о лесе. Характерные черты леса | 4 | 2 | 2 | | Январь | 18 |
| Понятие о лесе. Характерные черты леса | 4 | 2 | 2 | | | 19 |
| Элементы и признаки леса | 4 | 2 | 2 | | | 20 |
| Элементы и признаки леса | 4 | 2 | 2 | | Февраль | 21 |
| Лес и луг как растительное сообщество. | 4 | 2 | 2 | | | 22 |
| Лес и луг как растительное сообщество | 4 | 2 | 2 | | | 23 |
| Лес и луг как растительное сообщество | 4 | 2 | 2 | | | 24 |
| Лес и луг как растительное сообщество | 4 | 2 | 2 | | Март | 25 |
| Лес и луг как растительное сообщество | 4 | | 4 | | | 26 |
| Лес и среда. Лес и климат. Лес и ветер. Лес и свет. Лес и тепло | 2 2 | 2 2 | | | | 27 |
| Лес и воздух. Лес и влага. Лес и почва | 2 2 | 2 2 | | | | 28 |
| Лес и живой напочвенный покров. Лес и мертвый напочвенный покров. | 2 2 | 2 2 | | | Апрель | 29 |
| Лес и мертвый напочвенный покров. Пожар в лесу как экологический фактор. | 2 2 | 2 2 | | | | 30 |
| Основы физиологии растений. Фотосинтез и дыхание растений. | 4 | 2 | 2 | | | 31 |
| Минеральное питание древесных растений | 4 | 2 | 2 | | | 32 |
| Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды. | 4 | 2 | 2 | | Май | 33 |
| Возобновление леса. Естественное возобновление леса. | 4 | 2 | 2 | | | 34 |
| Искусственное возобновление леса. | 4 | 2 | 2 | | | 35 |
| Рост и развитие леса. | 4 | 2 | 2 | | | 36 |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Администрация МО «Селенгинский район»
МКУ «Селенгинское районное управление образованием»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Сэлэнгэ»
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол № _______ от «____»________20___ г. | СОГЛАСОВАНО Методическим советом Протокол № _______ от «____»________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МАУ ДО «Сэлэнгэ» ____________ Е.А. Батуева Приказ № ________ от «____»________20___ г. |
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
естественнонаучной направленности
«Юные друзья леса»
Базовый уровень
Возраст обучающихся – 8-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Цырендоржиева С.Д., педагог дополнительного образования
г. Гусиноозерск
2021
Учебный план
№ | Наименование разделов, модулей | Всего часов | Количество часов теории | Количество часов практических работ и экскурсий |
1 | Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества | 8 | 4 | 4 |
2 | Значение леса в жизни человека и в мире | 9 | 4 | 5 |
3 | Лес и флора | 28 | 10 | 18 |
3.1 | Лесная травянистая растительность | 12 | 4 | 8 |
3.2 | Лесные деревья и кустарники | 12 | 4 | 8 |
3.3 | Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод | 4 | 2 | 2 |
4 | Лес и фауна | 27 | 9 | 18 |
4.1 | Лесные птицы | 9 | 3 | 6 |
4.2 | Лесные звери | 9 | 3 | 6 |
4.3 | Лесные насекомые | 9 | 3 | 6 |
5 | Лес и его структура | 37 | 9 | 28 |
5.1 | Понятие о лесе. Характерные черты леса | 6 | 2 | 4 |
5.2 | Элементы и признаки леса | 6 | 2 | 4 |
5.3 | Лес и луг, как растительное сообщество | 25 | 8 | 17 |
6 | Лес и среда | 16 | 12 | 4 |
6.1 | Лес и климат, лес и ветер | 2 | 2 | - |
6.2 | Лес и свет, лес и тепло | 2 | 2 | - |
6.3 | Лес и воздух, лес и влага | 2 | 2 | - |
6.4 | Лес и почва | 2 | 2 | - |
6.5 | Лес и живой напочвенный покров | 1 | 1 | - |
6.6 | Лес и мертвый напочвенный покров | 1 | 1 | - |
6.7 | Пожар в лесу, как экологический фактор | 2 | 2 | 4 |
7 | Основы физиологии растений | 9 | 3 | 6 |
7.1 | Фотосинтез и дыхание растений | 3 | 1 | 2 |
7.2 | Минеральное питание древесных растений | 3 | 1 | 2 |
7.3 | Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды | 3 | 1 | 2 |
8 | Возобновление леса | 10 | 5 | 5 |
8.1 | Естественное возобновление леса | 4 | 2 | 2 |
8.2 | Искусственное возобновление леса | 4 | 2 | 2 |
8.3 | Рост и развитие леса | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 144 | 56 | 88 |
Содержание Программы
Раздел 1. Основы организации жизнедеятельности школьного лесничества (8 часов).
Тема 1.1. Предмет и направления деятельности школьного лесничества (2 ч.).
Знать: Понятие «школьное лесничество», цели и задачи деятельности школьного лесничества, направления деятельности школьного лесничества.
Уметь: Разбираться в структуре деятельности школьного лесничества.
Тема 1.2. Организация школьного лесничества (2 ч.).
Знать: Необходимые условия организации школьного лесничества (закрепление за школьным лесничеством лесного участка), реализация основных направлений деятельности школьного лесничества (образовательная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, учебно-практическая деятельность, просветительская деятельность, природоохранная деятельность).
Уметь: Делать выводы в необходимых условиях организации и реализации основных направлений деятельности школьного лесничества.
Практические работы и экскурсии (4 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Раздел 2. Значение леса в жизни человека и в мире (9 часов).
Тема: Значение леса в жизни человека и в мире (4 ч).
Знать: Значение леса для природы, значение леса для человека, значение леса для мира.
Уметь: Беречь и сохранять лес, природу и мир на Земле.
Практические работы и экскурсии (5 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Раздел 3. Лес и флора (28 часов).
Тема 3.1. Лесная травянистая растительность (12 часов).
Тема 3.1.1. Значение травянистых растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека – (2ч.).
Знать: Ботаника – наука о растениях. Вида травянистых растений, произрастающих в лесу. Ярусное распределение леса. Основные экологические группы растений. Значение травянистых растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека.
Уметь: Применять травянистые растения в природе, народном хозяйстве и жизни человека.
Тема 3.1.2. Органы травянистых растений (2 ч.).
Знать: Органы травянистых растений.
Уметь: Определять и различать органы травянистых растений.
Практические работы и экскурсии (8 ч.).
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 3.2. Лесные деревья и кустарники (12 ч.)
Тема 3.2.1. Основные хвойные и лиственные породы Республики Бурятия и России (4 ч.).
Знать: Основные хвойные и лиственные породы Республики Бурятия и России, строение этих пород, их хозяйственное значение.
Уметь: Определять и различать хвойные и лиственные породы.
Практические работы и экскурсии (8 ч.).
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 3.3. Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод (4 ч.)
Тема 3.3.1. Грибы и ягоды. Правила сбора грибов и ягод (2 ч.).
Знать: Съедобные грибы и ягоды, их хозяйственное значение.
Уметь: Различать съедобные грибы и ягоды от ядовитых.
Практическая работа «Определение различий съедобных и ядовитых грибов и ягод» (2 ч).
Раздел 4. Лесные животные (27 часов).
Тема 4.1. Лесные птицы (9 часов).
Тема 4.1.1 Лесные птицы (3 ч.).
Знать: Основные лесные птицы Республики Бурятия и России, их значение.
Уметь: Определять и различать лесных птиц.
Практические работы и экскурсии (6 ч.)
Практическая работа «Столовая для пернатых друзей».
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 4.2. Лесные звери (9 часов).
Тема 4.2. Лесные звери (3 ч.)
Знать: Основные лесные звери Республики Бурятия и России, их значение.
Уметь: Определять и различать лесных зверей.
Практические работы и экскурсии (6 ч.).
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 4.3. Лесные насекомые (9 часов).
Тема 4.3. Лесные насекомые (3 ч.).
Знать: Основные лесные насекомые Республики Бурятия и России, их значение.
Уметь: Определять и различать лесных насекомых.
Практические занятия (6 ч.).
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Раздел 5. Лес и его структура (37 часов).
Тема 5.1. Понятие о лесе. Характерные черты леса (2 ч.).
Знать: Значение леса в отрасли лесного и народного хозяйства, определение леса, понятие о лесной экосистеме, понятие о лесном биогеоценозе, особенности лесных деревьев, характерные черты леса.
Уметь: Определять значение леса в отрасли лесного и народного хозяйства.
Практические работы и экскурсии (4 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 5.2. Элементы и признаки леса (2 ч.).
Знать: Насаждение, древостой, подрост, подлесок, подгон, живой напочвенный покров, внеярусная растительность, опад, отпад, лесная подстилка; лесоводственно- таксационные показатели древостоя: происхождение, форма, состав, возраст, элемент леса, бонитет, полнота, густота, товарность древостоя, сомкнутость крон, сомкнутость полога.
Уметь: Определять элементы, компоненты и признаки леса.
Практические работы и экскурсии (4 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 5.3. Лес и луг, как растительное сообщество (25 часов).
Тема 5.3.1. Растительное сообщество растений луга (2 ч).
Знать: Растительное сообщество растений луга.
Уметь: Определять растительное сообщество растений луга.
Практические работы и экскурсии (4 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 5.3.2. Растительное сообщество хвойного леса (2 ч).
Знать: Растительное сообщество хвойного леса.
Уметь: Определять растительное сообщество хвойного леса.
Практические работы и экскурсии (4 ч.).
Практическая работа «Описание фитоценоза Соснового леса» (2 ч).
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 5.3.3. Растительное сообщество лиственного леса (2 ч).
Знать: Растительное сообщество лиственного леса.
Уметь: Определять растительное сообщество лиственного леса.
Практические работы и экскурсии (4 ч.).
Практическая работа «Описание фитоценоза Березового леса» (2 ч).
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 5.3.4. Сорные и лекарственные растения нашей местности (2 ч).
Знать: Сорные и лекарственные растения нашей местности.
Уметь: Определять сорные и лекарственные растения нашей местности.
Практические работы и экскурсии (5 ч.).
Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария».
Согласно разделу и теме, практические работы и экскурсии, которых не хватает по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Раздел 6. Лес и среда (16 часов).
Тема 6.1. Лес и климат, лес и ветер (2 ч).
Знать: Экологические факторы среды, понятие о климате, факторы формирования климата, климатические пояса, растительные зоны, горизонтальная зональность, вертикальная зональность, влияние климата на лес, влияние леса на климат; влияние ветра на лес, влияние леса на ветер.
Уметь: Определять взаимосвязи леса и климата, леса и ветра.
Тема 6.2. Лес и свет, лес и тепло (2 ч).
Знать: Значение света в жизни растений, леса, требовательность древесных растений к свету и факторы, влияющие на нее, признаки светолюбия и теневыносливости древесных растений, влияние света на формирование деревьев, рост их в высоту и по диаметру, образование листьев, развитие почек, одревеснение побегов, плодоношение, шкала светопотребности древесных пород и её практическое применение, световой режим в лесу и его регулирование при помощи лесохозяйственных мероприятий; значение тепла в жизни леса, источники тепла, тепловой баланс, период вегетации и вегетационный период, влияние на лес крайних низких температур, влияние на лес крайних высоких температур, влияние на лес заморозков, шкала требовательности древесных пород к теплу и её практической применение, лесоводственные меры борьбы с неблагоприятным влиянием крайних температур.
Уметь: Определять взаимосвязи леса и света, леса и тепла.
Тема 6.3. Лес и воздух, лес и влага (2 ч).
Знать: Состав воздуха, значение составных частей воздуха в жизни древесных растений., содержание углекислого газа в лесу и меры по его регулированию., загрязнение воздуха и его влияние на лес, шкала газоустойчивости древесных растений и её практической применение; значение влаги в жизни леса., источники влаги и их влияние на лес, водный баланс в лесу, шкала требовательности древесных пород к влаге и её практическое использование, гидрологическая роль леса., деление лесов по гидрологическому значению, методы регулирования в лесу водного режима, роль леса в борьбе с водной эрозией.
Уметь: Определять взаимосвязи леса и воздух, леса и влага.
Тема 6.4. Лес и почва (2 ч).
Знать: Значение почвы в жизни леса, её влияние на породный состав лесов, их возобновление, продуктивность, долговечность, технические качества древесины и характер корневой системы; потребность древесных растений в минеральных веществах почвы, шкала требовательности древесных растений к плодородию почвы и её практическое значение, влияние леса на почву, почвоулучшающие и почвоухудшающие породы, лесная подстилка, её виды, свойства, значение; мероприятия по повышению плодородия лесных почв.
Уметь: Определять взаимосвязи леса и почвы.
Тема 6.5. Лес и живой напочвенный покров (2 ч).
Знать: Состав живого напочвенного покрова под пологом леса, на вырубках, факторы на него влияющие; лесоводственное значение живого напочвенного покрова, живой напочвенный покров как показатель лесорастительных условий
Уметь: Определять состав живого напочвенного покрова под пологом леса.
Тема 6.6. Лес и мертвый напочвенный покров (лесная подстилка) (2 ч).
Знать: Состав мертвого напочвенного покрова под пологом леса, на вырубках, факторы на него влияющие; лесоводственное значение мертвого напочвенного покрова, мертвый напочвенный покров как показатель лесорастительных условий.
Уметь: Определять состав мертвого напочвенного покрова под пологом леса.
Тема 6.7. Пожар в лесу, как экологический фактор (2 ч).
Знать: Пирогенный фактор, огнестойкость древесных пород, пожароустойчивость лесных насаждений, адаптации древесных пород к лесным пожарам, влияние пожаров на поведение и эволюцию диких животных, роль пожара в лесной экосистеме.
Уметь: Определять экологический фактор пожара в лесу.
Практические работы и экскурсии (4ч.).
Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу» (4 ч).
Раздел 7. Основы физиологии растений (9 часов).
Тема 7.1. Фотосинтез и дыхание растений (1 ч)
Знать: Сущность и значение фотосинтеза, хлоропласты, интенсивность фотосинтеза, влияние внутренних условий на фотосинтез, влияние внешних условий на фотосинтез, сущность и значение дыхания, видовая специфика дыхания, внутренние факторы дыхания, влияние внешних факторов на интенсивность дыхания.
Уметь: Определять сущность и значение фотосинтеза.
Практические работы и экскурсии (2 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 7.2. Минеральное питание древесных растений (1 ч).
Знать: Общие представления о минеральном питании растений, необходимые растениям макро- и микроэлементы и их физиологическая рол, распределение минеральных элементов в растении и их потребление, механизм поглощения минеральных элементов растением, влияние внешних факторов на поглощение минеральных элементов, микориза и ее значение в минеральном питании древесных растений.
Уметь: Определять минеральное питание растений.
Практические работы и экскурсии (2 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Тема 7.3. Устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды (1ч).
Знать: Общие представления об устойчивости растений, холодостойкость, морозоустойчивость, зимостойкость, жаростойкость, засухоустойчивость, устойчивость к механическим воздействиям.
Уметь: Определять устойчивость древесных растений к неблагоприятным факторам среды.
Практические работы и экскурсии (2 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Раздел 8. Возобновление леса (10 часов).
Тема 8.1. Естественное возобновление леса (2 ч).
Знать: Процесс восстановления леса естественным путём (самовозобновлением)
Уметь: Определять процесс восстановления леса естественным путём (самовозобновлением).
Практические работы и экскурсии (2 ч.).
Практическая работа «Изучение семенного и вегетативного возобновления леса» (2 ч)
Тема 8.2. Искусственное возобновление леса (2 ч).
Знать: Процесс восстановления леса искусственным путём, посевом или чаще посадкой древесных культур.
Уметь: Определять процесс восстановления леса искусственным путём.
Практические работы и экскурсии (2 ч.).
Практическая работа «Посадка леса» (2 ч).
Тема 8.3. Рост и развитие леса (1 ч).
Знать: Рост и развитие леса.
Уметь: Определять рост и развитие леса.
Практические работы и экскурсии (1 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
Список литературы:
1. Митителло К.Б. Лекарственные растения и травы. Определитель трав русских лесов и полей, текст, 2018 ООО Издательство «Эксмо». 2018.
2. Алексеев Ю.И., Вахрамеева М.В., Денисова Л.В., Никитина С.Д. Лесные травянистые растения. Агропромиздат. 1988.
3. Грау Ю. Дикорастущие лекарственные растения. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2003. - С. 48.
4. Абаимов В.Ф. Дендрология, 2009.
5. Громадин А.В. Дендрология – М.: Издательский центр «Академия», 2013
6. Жуковский П.М. Ботаника. – М.: Колос, 2002. – 623 с.
7. Культиасов И.М. Экология растений. – М.: МГУ, 2007. – 380 с.
8. Правила сбора и сушки лекарственных растений: сборник инструкций. – М.: Медицина, 1985.
9. Афонькин С.Ю. Грибы и ягоды, 2016.
10. Голь Н. Жизнь замечательных растений, 2017.
11. Бутромеев В. Русский лес. Грибы и ягоды. Олма Медиа Групп, 2013.
12. Бондарцева М. А. Определитель грибов России. Порядок афиллофоровые. 1998.
13. Вишневский М. В. - Несъедобные, ядовитые и галлюциногенные грибы. Справочник-атлас. 2001.
14. Вишневский М. В. - Самые распространенные съедобные грибы. 2010.
15. Юдин А. В. - Большой определитель грибов. 2001.
16. Михайлов К. Лесные птицы России. Фитон +, 2018.
17. Бабенко В. Г. Птицы Красной книги СССР. — М.: Педагогика, 1986.
18. Владышевский Д. В.Экология лесных птиц и зверей: кормодобывание и его биоценотическое значение / Д. В. Владышевский ; отв. ред. Ю. Л. Кондаков. - Новосибирск: Наука, 1980.
19. Медведев Н.Е. Леса и лесное хозяйство Бурятии. 2004.
20. Ю.К. Школьник. Животные наших лесов. Все лесные звери России. 2018.
21. Дикие животные России; Эксмо - Москва, 2011.
22. Животные России; ВАКО - Москва, 2014.
23. Горностаев Г.Н. Насекомые. Энциклопедия природы России, 1998.
24. Мартынов А.Н. Основы лесного хозяйства и таксация леса, 2012.
25. Смирнов А. П. Лесоведение и лесоводство. Изд. «Академия», 2011.
26. Велищанский, В.М. Рубки ухода за лесом / В.М. Велищанский. (Библиотечка лесника). – М.: Лесн. пром-сть, 1976.
27. Щетинский Е.А. Охрана лесов: учебник/ Е.А. Щетинский. – М.; ВНИИЛМ, 2001.
28. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – 3-е изд., перераб. и доп. / Е.А. Щетинский. – М.: ВНИИЛМ, 2002.
29. Крушев, Л.Т. Биологические методы защиты леса от вредителей / Л.Т. Крушев. – М.: Лесная пром-сть, 1973.
30. В.К. Тузов, Э.М. Калинеченко, В.А. Рябинков «Методы борьбы с болезнями и вредителями леса» учебное пособие, Москва 2003 г.
31. Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Федеральная служба лесного хозяйства РФ, М., 1998.
32. Блинцов А. И., Ярмолович В. А., Звягинцев В. Б. Охрана и защита леса. Изд. РИПО, 2016.
33. Рулько В. В. Лесоводство и лесная таксация. – М.: Агропромиздат, 1988.
34. В.В.Загреев, Н.Н.Гусев, А.Г. Мошкалев, Ш.А. Селимов. Лесная таксация и лесоустройство: Учебник для лесных техникумов. - М.: Экология, 1991.
35. Тетюхин С.В., Богомолова Л.П., Кострюков А.И. Лесоустройство: Учебное пособие.- СПб.: СПб ЛТА, 2003.
36. Арустамов Э.А., Левакова И. В. , Баркалова Н. В. Экологические основы природопользования: учебник для средне специальных учебных заведений - Москва «Дашков и К », 2003.
37. Чернов Н.Н Лесные культуры: Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996
38. Родин А.Р., Родин С.А. Лесные культуры и защитное лесоразведение. Учебное пособие - М.: МГУЛ, 1996.
39. Мищенко, О.Г. Практикум по экономике лесного хозяйства / О.Г. Мищенко. – М.: 2003.
40. Родин, А.Р.. Лесные культуры / А.Р.Родин, Е.А. Калашникова, С.Р. Родин и др. – М.: ВНИИЛМ, 2002.
41. Романов, Е.М. Выращивание сеянцев древесных культур: биоэкологические и агротехнические аспекты: научное издание / Е.М. Романов. – Йошкар – Ола: Мар ГТУ, 2000.
42. Быковский В.К., Жаворонкова Н.Г. Правовые и организационные основы государственного управления лесами. - М; ООО «Юрайт», 2016.
43. Фролова О.В. Правовое регулирование использования лесов в России: учебное пособие. «Знание» 2015.
44. Конституция Российской Федерации.
45. Лесной кодекс Российской Федерации.
46. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М, 2000.
47. Справочник лесничего / Под общ. ред. А.Н. Филипчука. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:ВНИИЛМ, 2003.