СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок "Познай себя"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: проведение целенаправленной работы по снижению уровня школьной тревожности, а также по формированию активной, социально - устойчивой личности.

Просмотр содержимого документа
«Кружок "Познай себя"»

















Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

«Познай себя»





(возраст детей с 10 лет


срок реализации 1 год)




































Оглавление


1.Пояснительная записка………………………………………………………….. 3


2. Содержание программы………………………………………………………… 3


3. Календарный учебный график…………………………………………………. 5


4. Учебный план…………………………………………………………………… 6


5. Учебно-тематическое планирование………………………………………….. 6


6. Оценочные материалы……………………………………………………….....8


7. Методические рекомендации…………………………………………………. .8


8. Перечень основного оборудования…………………………………………. . 8


9. Список литературы ……………………………………………………………. 9


































1.Пояснительная записка


    1. Направленность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа по психологии «Познай себя» относится к социальной  направленности.

Данная программа является  адаптированной  и разработана на основе программы О.Н. Рудяковой «Развитие позитивного творческого общения». По данным Всемирной организации здравоохранения, современная школа признана общественно неблагоприятным фактором, нередко наносящим урон психическому здоровью обучающихся. Основные причины этого: несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности; заниженная самооценка, неприятие собственного "я".


1.2. Актуальность программы.

    Настоящая программа актуальна, так как она призвана помочь подростку разобраться в тех изменениях, которые происходят в нём, и предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни. 

Очень часто педагоги сталкиваются с психологическими проблемами, как отдельных детей, так и коллектива (школьного класса) в целом. Эти проблемы накладывают огромный отпечаток на весь педагогический процесс.


1.3. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем и позволяет создать доброжелательную атмосферу в учебных коллективах.

2. Содержание программы


2.1. Цели и задачи программы:

Цель программы: проведение целенаправленной работы по снижению уровня школьной тревожности, а также по формированию активной, социально - устойчивой личности.

Задачи программы:

Обучающие:

изучение  и установление правил группы;

- обучить пятиклассников методам уверенного поведения;

Воспитательные:

- воспитание социально - активной  позиции обучающихся,

- повышение мотивации к обучению;

Развивающие: 

-развитие личностных качеств школьников,

-снятие эмоционального напряжения, тревожности обучающихся.


2.2. Режим работы занятий


Год обучения

Всего часов

В год

В неделю

В день

Перерыв между занятиями

1

38ч.

1ч.

1ч.

-



2.3. Планируемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;

- формирование ответственного отношения к учению;

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные результаты:

Предметными результатами освоения программы кружка «Познай себя» являются следующие знания и умения:

- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

- знание правил работы в тренинговой группе;

- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

- умения вести конструктивный диалог;

- умение определять жизненные цели и задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу;

-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;


2.4. Психолого-педагогические и организационно- педагогические условия.

Материал рассчитан на детей с 10 летнего возраста.

Основные методы и формы обучения

 Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях:

-  устное изложение материала;

- практические занятия с элементами тренинга;

- самостоятельная работа;

Формы  обучения:

- учебно – плановые – теоретические, практические;

- индивидуальные и групповые, работа в парах и подгруппах;

- игровые формы;

- круглые столы;

- мозговой штурм;

Формы воспитательной работы:

- праздники;

- социально – значимые дела;

- творческие конкурсы.

3. Календарный учебный график



Год обучения

Сентябрь


Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май



1

01.09-04.09

06.09-11.09

13.09-18.09

20.09-25.09

27.09-

01.10-03.10

05.10-10.10

12.10-17.10

19.10-24.10

26.10-31.10

02.11-07.11

09.11-14.11

16.11-21.11

23.11-30.11

01.12-05.12

07.12-12.12

14.12-19.12

21.12-26.12

08.01-10.01

11.01-16.01

18.01-23.01

25.01-30.01

01.02-06.02

08.02-13.02

15.02-20.02

22.02-27.02

01.03-06.03

09.03-13.03

15.03-20.03

22.03-31.03

01.04-03.04

05.04-10.04

12.04-17.04

19.04-24.04

26.04-30.04

01.05-08.05

10.05-15.05

17.05-22.05

24.05-31.05



1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя


1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Кол-во часов


0


1


1


1



1





1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1


1

Ведение занятий по расписанию

Каникулярный период

Диагностика




4.Учебный план



Тема

Всего

Теоретических

Практических

Примечания



часов




1

Введение

6

2

4


2

Тревожность

7

1

6


3

Отношение к школе

2

-

2


4

Познай себя

12

1

11


5

Промежуточная диагностика (методика САН)

1

-

1


6

Рисование под музыку

1

-

1


7

Зачем нужно знать себя

2

1

1


8

Аппликация "Имя - Ромашка

1

-

1


9

Разыщи радость

2

-

2


10

Рисование самого себя

1

-

1


11

Повторное тестирование (Изучение тревожности тест Филлипса)

1

-

1


12

Итоговое занятие: тренинг активности

2

-

2



ИТОГО






5. Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование тем

Количество часов



Введение

6

1

Вводное занятие «Я ученик»

1

2-3

Установление правил группы

2

4

Первичная диагностика (Изучение тревожности тест Филлипса)

1

5-6

Сплочение группы

2


Тревожность

7

7-8

Школьная тревожность

2

9

Снятие школьной тревожности

1

10-11

Школьные страхи

2

12

Изгоняем страхи

1

13

Снятие напряженности

1


Отношение к школе

2

14

Формирование  позитивного отношения к школе

1

15

Закрепление позитивного отношения к школе

1


Познай себя

12

16-17

Уверенное поведение

2

18-19

Формирование уверенного поведения

2

20-21

Принятие себя

2

22-23

Самооценка

2

24-25

Формирование адекватной самооценки

2

26-27

Похвали меня

2

28

Промежуточная диагностика (методика САН)

1

29

Рисование под музыку

1

30-31

Зачем нужно знать себя

2

32

Аппликация "Имя - Ромашка

1

33-34

Разыщи радость

2

35

Рисование самого себя

1

36

Повторное тестирование (Изучение тревожности тест Филлипса)

1

37-38

Итоговое занятие: тренинг активности

2


Итого:

38


Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие «Я ученик».  Ознакомление с  возрастными особенностями, правами и обязанностями.

  2. Установление правил группы. Установление и принятие правил в группе. Закрепление правил на практике.

  3. Первичная диагностика. Изучение уровня тревожности пятиклассников с помощью теста Филлипса.

  4. Сплочение группы. Занятие с элементами тренинга на сплочение группы.

  5. Школьная тревожность. Мозговой штурм «ассоциации на тему «тревожность». Знакомство с понятием «тревожность» и ее видами. Обсуждение.

  6. Снятие школьной тревожности. Занятие с элементами тренинга (упражнения: зоопарк, один стул, дерево настроения).

  7. Школьные страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: в магазине зеркал, страх, рассказ о школьном страхе).

  8. Изгоняем страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: рисуем картинки в уме, паровозик).

  9. Снятие напряженности. Упражнения: гномики, игра «наоборот», подари улыбку другу.

  10.  Формирование  позитивного отношения к школе. Занятия с элементами тренинга (упражнения: ласковое имя, прогулка по сказочному лесу, школа для людей).

  11. Закрепление позитивного отношения к школе. Занятие с элементами тренинга (упражнения: полет на ковре самолете, урок и перемена).

  12. Уверенное поведение. Знакомство с понятием «уверенное поведение». Изучение техник уверенного поведения.

  13. Формирование уверенного поведения. Занятие с элементами тренинга (упражнения: кораблик, я сильный, я слабый, я смогу).

  14. Принятие себя. Занятия с элементами тренинга (упражнения: новое, хорошее, изобрази чувство, передача чувств прикосновением, что мне нравится в себе).

  15. Самооценка. Знакомство с понятием «самооценка».

  16. Формирование адекватной самооценки. Занятие с элементами тренинга (упражнения: открытые вопросы, похвальное слово самому себе, комплименты, маяк).

  17.  Похвали меня. Занятие с элементами (упражнения: хвалилки, что я люблю, что я могу, что мне нравится в самом себе, золотой шар)

  18.  Промежуточная диагностика (методика САН). Оценка общего самочувствия обучающихся.

  19.  Рисование под музыку. Работа в подгруппах.

  20.  Зачем нужно знать себя. Знакомство с понятием «личность». Упражнения: я рад общаться с тобой, продолжи письменно предложения, горячий стул, зоркие глазки.

  21.  Аппликация "Имя – Ромашка». Творческая работа со своим  именем.

  22.  Разыщи радость. Упражнение «разыщи радость». Поиск радостей в мелочах.

  23.  Рисование самого себя. Рисуем себя в прошлом, настоящем и будущем.

  24.  Повторное тестирование (Изучение тревожности тест Филлипса).

  25. Итоговое занятие: тренинг активности. Упражнение: Я- лидер-визитка, космос, гром-ураган-землетрясение.

Итого по курсу обучения: 38 часов.


6. Оценочные материалы

Оценочный компонент на занятиях отсутствует, система оценивания состоит из участия обучающихся  в мероприятиях. Для выполнения уровня знаний проводятся конкурсы по изучаемым темам, которые показывают уровень знания обучающихся. Для определения результативности проводятся зачеты, которые показывают степень  теоретических и практических знаний учащихся. Лучшей формой для проведения таких зачетов являются игры, викторины.


7.Методические рекомендации:

Организационно-методические аспекты работы по программе «Познай себя» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.

Оборудование: стол и стул на каждого ученика, видеовоспроизводящая аппаратура, цветные карандаши (или фломастеры), листы бумаги формата А-4 и А-3.

Каждое занятие должно проводится в стандартной форме и включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.


8. Перечень основного оборудования


Занятия по программе «Познай себя» проводятся в кабинете психолога с использованием следующего оборудования:

- магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;

- принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;

- клей,  степлер, скотч-лента, ножницы;

- кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,

- мячик;

- тетрадь для занятий;

- ручки для каждого участника.




9. Список литературы


  1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие

для студ. Высш. Учеб. Заведений, 2004 г.

  1. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 2008 г.

  2. Родионов В. Игры. В которые играют все, программа тренинговых занятий для учащихся старших классов/ В. Родионов, Е.Лангунева// Школьный психолог.- 2005. - № 2, 5

  3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома.- Ярославль 2004 г.

  4. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- Питер 2003 г