Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
«Познай себя»
(возраст детей с 10 лет
срок реализации 1 год)
Оглавление
1.Пояснительная записка………………………………………………………….. 3
2. Содержание программы………………………………………………………… 3
3. Календарный учебный график…………………………………………………. 5
4. Учебный план…………………………………………………………………… 6
5. Учебно-тематическое планирование………………………………………….. 6
6. Оценочные материалы……………………………………………………….....8
7. Методические рекомендации…………………………………………………. .8
8. Перечень основного оборудования…………………………………………. . 8
9. Список литературы ……………………………………………………………. 9
1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа по психологии «Познай себя» относится к социальной направленности.
Данная программа является адаптированной и разработана на основе программы О.Н. Рудяковой «Развитие позитивного творческого общения». По данным Всемирной организации здравоохранения, современная школа признана общественно неблагоприятным фактором, нередко наносящим урон психическому здоровью обучающихся. Основные причины этого: несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности; заниженная самооценка, неприятие собственного "я".
1.2. Актуальность программы.
Настоящая программа актуальна, так как она призвана помочь подростку разобраться в тех изменениях, которые происходят в нём, и предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни.
Очень часто педагоги сталкиваются с психологическими проблемами, как отдельных детей, так и коллектива (школьного класса) в целом. Эти проблемы накладывают огромный отпечаток на весь педагогический процесс.
1.3. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем и позволяет создать доброжелательную атмосферу в учебных коллективах.
2. Содержание программы
2.1. Цели и задачи программы:
Цель программы: проведение целенаправленной работы по снижению уровня школьной тревожности, а также по формированию активной, социально - устойчивой личности.
Задачи программы:
Обучающие:
- изучение и установление правил группы;
- обучить пятиклассников методам уверенного поведения;
Воспитательные:
- воспитание социально - активной позиции обучающихся,
- повышение мотивации к обучению;
Развивающие:
-развитие личностных качеств школьников,
-снятие эмоционального напряжения, тревожности обучающихся.
2.2. Режим работы занятий
Год обучения | Всего часов |
В год | В неделю | В день | Перерыв между занятиями |
1 | 38ч. | 1ч. | 1ч. | - |
2.3. Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;
- формирование ответственного отношения к учению;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
Предметными результатами освоения программы кружка «Познай себя» являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
- знание правил работы в тренинговой группе;
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
-учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
2.4. Психолого-педагогические и организационно- педагогические условия.
Материал рассчитан на детей с 10 летнего возраста.
Основные методы и формы обучения
Методы и формы обучения и воспитания используются в различных сочетаниях:
- устное изложение материала;
- практические занятия с элементами тренинга;
- самостоятельная работа;
Формы обучения:
- учебно – плановые – теоретические, практические;
- индивидуальные и групповые, работа в парах и подгруппах;
- игровые формы;
- круглые столы;
- мозговой штурм;
Формы воспитательной работы:
- праздники;
- социально – значимые дела;
- творческие конкурсы.
3. Календарный учебный график
Год обучения | Сентябрь | | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
1 | 01.09-04.09 | 06.09-11.09 | 13.09-18.09 | 20.09-25.09 | 27.09- | 01.10-03.10 | 05.10-10.10 | 12.10-17.10 | 19.10-24.10 | 26.10-31.10 | 02.11-07.11 | 09.11-14.11 | 16.11-21.11 | 23.11-30.11 | 01.12-05.12 | 07.12-12.12 | 14.12-19.12 | 21.12-26.12 | 08.01-10.01 | 11.01-16.01 | 18.01-23.01 | 25.01-30.01 | 01.02-06.02 | 08.02-13.02 | 15.02-20.02 | 22.02-27.02 | 01.03-06.03 | 09.03-13.03 | 15.03-20.03 | 22.03-31.03 | 01.04-03.04 | 05.04-10.04 | 12.04-17.04 | 19.04-24.04 | 26.04-30.04 | 01.05-08.05 | 10.05-15.05 | 17.05-22.05 | 24.05-31.05 |
| 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Кол-во часов | 0 | 1 | 1 | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ведение занятий по расписанию
Каникулярный период
Диагностика
4.Учебный план
№ | Тема | Всего | Теоретических | Практических | Примечания |
| | часов | | | |
1 | Введение | 6 | 2 | 4 | |
2 | Тревожность | 7 | 1 | 6 | |
3 | Отношение к школе | 2 | - | 2 | |
4 | Познай себя | 12 | 1 | 11 | |
5 | Промежуточная диагностика (методика САН) | 1 | - | 1 | |
6 | Рисование под музыку | 1 | - | 1 | |
7 | Зачем нужно знать себя | 2 | 1 | 1 | |
8 | Аппликация "Имя - Ромашка | 1 | - | 1 | |
9 | Разыщи радость | 2 | - | 2 | |
10 | Рисование самого себя | 1 | - | 1 | |
11 | Повторное тестирование (Изучение тревожности тест Филлипса) | 1 | - | 1 | |
12 | Итоговое занятие: тренинг активности | 2 | - | 2 | |
| ИТОГО | | | | |
5. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
|
| Введение | 6 |
1 | Вводное занятие «Я ученик» | 1 |
2-3 | Установление правил группы | 2 |
4 | Первичная диагностика (Изучение тревожности тест Филлипса) | 1 |
5-6 | Сплочение группы | 2 |
| Тревожность | 7 |
7-8 | Школьная тревожность | 2 |
9 | Снятие школьной тревожности | 1 |
10-11 | Школьные страхи | 2 |
12 | Изгоняем страхи | 1 |
13 | Снятие напряженности | 1 |
| Отношение к школе | 2 |
14 | Формирование позитивного отношения к школе | 1 |
15 | Закрепление позитивного отношения к школе | 1 |
| Познай себя | 12 |
16-17 | Уверенное поведение | 2 |
18-19 | Формирование уверенного поведения | 2 |
20-21 | Принятие себя | 2 |
22-23 | Самооценка | 2 |
24-25 | Формирование адекватной самооценки | 2 |
26-27 | Похвали меня | 2 |
28 | Промежуточная диагностика (методика САН) | 1 |
29 | Рисование под музыку | 1 |
30-31 | Зачем нужно знать себя | 2 |
32 | Аппликация "Имя - Ромашка | 1 |
33-34 | Разыщи радость | 2 |
35 | Рисование самого себя | 1 |
36 | Повторное тестирование (Изучение тревожности тест Филлипса) | 1 |
37-38 | Итоговое занятие: тренинг активности | 2 |
| Итого: | 38 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие «Я ученик». Ознакомление с возрастными особенностями, правами и обязанностями.
Установление правил группы. Установление и принятие правил в группе. Закрепление правил на практике.
Первичная диагностика. Изучение уровня тревожности пятиклассников с помощью теста Филлипса.
Сплочение группы. Занятие с элементами тренинга на сплочение группы.
Школьная тревожность. Мозговой штурм «ассоциации на тему «тревожность». Знакомство с понятием «тревожность» и ее видами. Обсуждение.
Снятие школьной тревожности. Занятие с элементами тренинга (упражнения: зоопарк, один стул, дерево настроения).
Школьные страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: в магазине зеркал, страх, рассказ о школьном страхе).
Изгоняем страхи. Занятие с элементами тренинга (упражнения: рисуем картинки в уме, паровозик).
Снятие напряженности. Упражнения: гномики, игра «наоборот», подари улыбку другу.
Формирование позитивного отношения к школе. Занятия с элементами тренинга (упражнения: ласковое имя, прогулка по сказочному лесу, школа для людей).
Закрепление позитивного отношения к школе. Занятие с элементами тренинга (упражнения: полет на ковре самолете, урок и перемена).
Уверенное поведение. Знакомство с понятием «уверенное поведение». Изучение техник уверенного поведения.
Формирование уверенного поведения. Занятие с элементами тренинга (упражнения: кораблик, я сильный, я слабый, я смогу).
Принятие себя. Занятия с элементами тренинга (упражнения: новое, хорошее, изобрази чувство, передача чувств прикосновением, что мне нравится в себе).
Самооценка. Знакомство с понятием «самооценка».
Формирование адекватной самооценки. Занятие с элементами тренинга (упражнения: открытые вопросы, похвальное слово самому себе, комплименты, маяк).
Похвали меня. Занятие с элементами (упражнения: хвалилки, что я люблю, что я могу, что мне нравится в самом себе, золотой шар)
Промежуточная диагностика (методика САН). Оценка общего самочувствия обучающихся.
Рисование под музыку. Работа в подгруппах.
Зачем нужно знать себя. Знакомство с понятием «личность». Упражнения: я рад общаться с тобой, продолжи письменно предложения, горячий стул, зоркие глазки.
Аппликация "Имя – Ромашка». Творческая работа со своим именем.
Разыщи радость. Упражнение «разыщи радость». Поиск радостей в мелочах.
Рисование самого себя. Рисуем себя в прошлом, настоящем и будущем.
Повторное тестирование (Изучение тревожности тест Филлипса).
Итоговое занятие: тренинг активности. Упражнение: Я- лидер-визитка, космос, гром-ураган-землетрясение.
Итого по курсу обучения: 38 часов.
6. Оценочные материалы
Оценочный компонент на занятиях отсутствует, система оценивания состоит из участия обучающихся в мероприятиях. Для выполнения уровня знаний проводятся конкурсы по изучаемым темам, которые показывают уровень знания обучающихся. Для определения результативности проводятся зачеты, которые показывают степень теоретических и практических знаний учащихся. Лучшей формой для проведения таких зачетов являются игры, викторины.
7.Методические рекомендации:
Организационно-методические аспекты работы по программе «Познай себя» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.
Оборудование: стол и стул на каждого ученика, видеовоспроизводящая аппаратура, цветные карандаши (или фломастеры), листы бумаги формата А-4 и А-3.
Каждое занятие должно проводится в стандартной форме и включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
8. Перечень основного оборудования
Занятия по программе «Познай себя» проводятся в кабинете психолога с использованием следующего оборудования:
- магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;
- принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
- клей, степлер, скотч-лента, ножницы;
- кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,
- мячик;
- тетрадь для занятий;
- ручки для каждого участника.
9. Список литературы
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие
для студ. Высш. Учеб. Заведений, 2004 г.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 2008 г.
Родионов В. Игры. В которые играют все, программа тренинговых занятий для учащихся старших классов/ В. Родионов, Е.Лангунева// Школьный психолог.- 2005. - № 2, 5
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома.- Ярославль 2004 г.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- Питер 2003 г