| 1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Вводный | Место информатики в системе других наук, цели изучения информатики, правила поведения в кабинете информатики. | Правильно, безопасно и целесообразно вести себя при работе в компьютерном классе. | Вспоминаем клавиатуру | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | Введение | |
Математические основы информатики – 12 ч. |
| 2. | Общие сведения о системах счисления | Урок освоения новых знаний | Система счисления (СС), цифра, алфавит, виды СС, формы записи числа. | Объяснять разницу между позиционными и непозиционными системами счисления, переходить от свернутой формы числа к развернутой записи, определять основание и алфавит СС. | Вспоминаем приемы управления компьютером. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.1. | |
| 3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Урок освоения новых знаний | Система счисления, цифра, алфавит, виды СС, формы записи числа, двоичная СС, двоичная арифметика. | Переводить десятичные числа в двоичную СС, и двоичные числа в десятичную СС, выполнять операции сложения, вычитания. | Занятия на клавиатурном тренажере. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.1. | |
| 4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | Урок освоения новых знаний | Система счисления, цифра, алфавит, виды СС, формы записи числа, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная СС. | Переводить десятичные числа в восьмеричную и шестнадцатеричную СС; восьмеричные и шестнадцатеричные числа в десятичную СС, осуществлять перевод между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами. | Занятия на клавиатурном тренажере. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.1. | |
| 5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | Урок обобщения и систематизации. | Система счисления, цифра, алфавит, виды СС, формы записи числа, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная СС. | Переводить десятичные числа в СС с произвольным основанием. Использовать электронный калькулятор для перевода между десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами и вычислений в этих СС. | Работа с программой Калькулятор. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.1. | |
| 6. | Представление целых чисел | Урок освоения новых знаний | Ячейка памяти, разряд, без знаковое представление целых чисел, представление целых чисел со знаком. | Объяснять структуру памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд). Понимать ограничения на диапазон значений при вычислениях. | Практический модуль «Число и его компьютерный код» | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.2. | |
| 7 | Представление вещественных чисел | Урок освоения новых знаний | Ячейка памяти, разряд, представление вещественных чисел, формат с плавающей запятой, мантисса, порядок. | Объяснять научную (экспоненциальную) форму записи вещественных чисел и формат с плавающей запятой. | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.2. | |
| 8. | Высказывание. Логические операции. | Урок освоения новых знаний | Алгебра логики, высказывание, логическая переменная, логическое значение, логическая операция, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание. | Объяснять, что изучает раздел математики «алгебра логики», что такое высказывание, какие операции выполняются над ними. Анализировать логическую структуру высказываний, понимать связь между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами. | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.3. | |
| 9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | Урок освоения новых знаний | Логическая переменная, логическое значение, логическая операция, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, таблица истинности. | Объяснять понятие таблицы истинности для логического выражения, строить таблицы истинности для простых логических выражений. Анализировать и формализовать логическую структуру высказываний, выделять инвариантную сущность во внешне различных объектах. | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.3. | |
| 10. | Свойства логических операций. | Урок освоения новых знаний | Логическая переменная, логическое значение, логическая операция, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, таблица истинности, законы алгебры логики. | Анализировать и преобразовывать логические выражения, применяя законы логики. Строить таблицы истинности для логических выражений. Выделять инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел). | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.3. | |
| 11. | Решение логических задач | Урок освоения новых знаний | Логическая переменная, логическое значение, логическая операция, конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, таблица истинности, законы алгебры логики. | Составлять и преобразовывать логические выражения, применяя законы логики. Формализовать высказывания, анализировать и преобразовывать логические выражения. Выбирать метод для решения конкретной задачи. | Практический модуль «Решение логических задач». | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.3. | |
| 12. | Логические элементы | Урок освоения новых знаний | Логический элемент, конъюнктор, дизъюнктор, инвертор, электронная схема. | Представлять одну и ту же информацию в разных формах: таблица истинности, логическое выражение, электронная схема. | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §1.3. | |
| 13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | Урок освоения новых знаний | Основные понятия темы «Математические основы информатики». | Применять основные понятия темы «Математические основы информатики». | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | | |
Основы алгоритмизации - 10 ч. |
| 14. | Алгоритмы и исполнители | Урок освоения новых знаний | Алгоритм и его свойства: дискретность, понятность, определенность (детерминированность), результативность, массовость. Исполнитель, и его характеристики: круг решаемых задач, среда, режим работы, система команд. Виды исполнителей, формальное исполнение алгоритма. | Составлять простые алгоритмы. Анализировать предлагаемые последовательности команд на наличие свойств алгоритма. Исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд. | Знакомство со средой Кумир | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.1 | |
| 15. | Способы записи алгоритмов | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, способы записи алгоритмов, школьный алгоритмический язык. | Объяснять преимущества и недостатки разных форм записи алгоритмов, переходить от одной формы к другой, выбирать форму записи алгоритма в соответствии с решаемой задачей. | Знакомство со средой Кумир | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.2 | |
| 16. | Объекты алгоритмов | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, величина, константа, переменная, тип, имя, присваивание, выражение, таблица. | Правильно записывать выражения на алгоритмическом языке, корректно применять операцию присваивания. Понимать границы применимости величин того или иного типа. | Знакомство со средой Кумир | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.3 | |
| 17. | Алгоритмическая конструкция следование | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, следование, линейный алгоритм, блок-схема, таблица значений переменных. | Исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя, составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнителя. | Составление линейных алгоритмов. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.4 | |
| 18. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, ветвление, разветвляющийся алгоритм, блок-схема, операции сравнения, простые условия, составные условия. | Исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя, составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя, записывать простые и составные условия. | Составление алгоритмов с ветвлением. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.4 | |
| 19. | Неполная форма ветвления | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, ветвление, разветвляющийся алгоритм, блок-схема, операции сравнения, простые условия, составные условия. | Исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя, составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя, записывать простые и составные условия. | Составление алгоритмов с ветвлением. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.4 | |
| 20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, повторение, циклический алгоритм (цикл), тело цикла. | Исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя, составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя. | Составление циклических алгоритмов | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.4 | |
| 21. | Цикл с заданным условием окончания работы | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, повторение, циклический алгоритм (цикл), тело цикла. | Исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя, составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя. | Составление циклических алгоритмов | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.4 | |
| 22. | Цикл с заданным числом повторений | Урок освоения новых знаний | Алгоритм, повторение, циклический алгоритм (цикл), тело цикла. | Исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя, составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя. | Составление циклических алгоритмов | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §2.4 | |
| 23. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | Урок обобщения и систематизации | Алгоритм, способы описание алгоритма, объекты алгоритмов, линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм | Самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи; | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | | |
Начала программирования – 10 ч. |
| 24. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | Урок освоения новых знаний | Язык программирования, программа, алфавит, служебные слова, типы данных, структура программы, оператор присваивания. | Записывать структуру программы на языке Паскаль, рассказывать об алфавите языка и используемых типах данных. Анализировать язык Паскаль как формальный язык. | Основные приемы работы в среде языка программирования Паскаль. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.1 | |
| 25. | Организация ввода и вывода данных | Урок освоения новых знаний | Оператор вывода writer; формат вывода; оператор ввода read. | Применять операторы ввода-вывода данных, записывать простые последовательности действий на формальном языке. | Составление простых программ с использованием операторов ввода-вывода. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.2 | |
| 26. | Программирование линейных алгоритмов | Урок освоения новых знаний | Вещественный, целочисленный, символьный. строковый и логический типы данных. | Работать с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных. Записывать на языке программирования короткие линейные алгоритмы. | Составление линейных программ. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.3 | |
| 27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | Урок освоения новых знаний | Условный оператор, неполная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления. | Записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлением. | Составление программ с ветвлением. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.4 | |
| 28. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Урок освоения новых знаний | Условный оператор, неполная форма условного оператора, составной оператор, вложенные ветвления. | Записывать на языке программирования короткие алгоритмы с ветвлением. | Составление программ с ветвлением. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.4 | |
| 29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | Урок освоения новых знаний | Оператор while; оператор repeat; оператор for. | Записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие циклы. | Составление программ, содержащих циклы. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.5 | |
| 30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Урок освоения новых знаний | Оператор while; оператор repeat; оператор for. | Записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие циклы. | Составление программ, содержащих циклы. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.5 | |
| 31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | Урок освоения новых знаний | Оператор while; оператор repeat; оператор for. | Записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие циклы. | Составление программ, содержащих циклы. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.5 | |
| 32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | Урок освоения новых знаний | Оператор while; оператор repeat; оператор for. | Записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие циклы. | Составление программ, содержащих циклы. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | §3.5 | |
| 33. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. | Урок обобщения и систематизации знаний | язык программирования; программа; этапы решения задачи на компьютере; типы данных; оператор присваивания; оператор writer; оператор read; условный оператор; составной оператор; операторы цикла. | Владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль. | Составление программ на языке Паскаль. | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | | |
Повторение – 1 ч. |
| 34. | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | Урок обобщения и систематизации знаний | Понятия курса информатики 8 класса. | Понимать, объяснять и применять изученные понятия. | | ПК учителя, проектор, экран, ПК учащихся | | |