№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
Введение - 1 час |
1 | 06.09. 2017 | Литературная карта Смоленщины (Смоленщина талантами богата) | Ввести понятие о литературном краеведении как составной части науки о литературе; познакомить с основными «литературными гнездами» Смоленщины; повторить сведения по литературному краеведению, полученные в младших классах; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать патриотические чувства. |
Фольклор Смоленщины – 2 часа |
2 | 13.09 | Фольклор Смоленщины | Познакомить с исследователями и собирателями смоленского фольклора, фольклорными жанрами, бытующими на Смоленщине. Показать, как в фольклоре отразилась история края, быт и характеры жителей, какую роль играет фольклор в развитии литературы Смоленщины. Воспитывать уважение к обряду и обычаю, в которых отразилась мудрость и человечность народа, желание сохранять традиции. |
3 | 20.09 | Смоленская свадьба. | Практически закрепить знание обряда, необходимое в быту. Расширить представление о смоленской песне и частушке. |
Смоляне в древнерусской литературе – 2 часа |
4 | 27.09 | Смоляне в древнерусской литературе. Амфора света | Составляя синхронную таблицу «История и литература древней Смоленщины», показать, как «смоленская тема» впервые появляется на страницах письменных источников. Развивать умение за краткой записью увидеть образ, истолковать его. Воспитывать уважение к национальным святыням, понимание нетленной сущности их. |
5 | 04.10 | Смоленская книжность | Изучая жанрово-тематическое своеобразие произведений древнерусской литературы Смоленщины, показать их художественные достоинства, нравственные идеи, заключенные в них; представить Смоленск как город «книжный», тянущийся к просвещению. |
Литературная жизнь Смоленщины 18 -19 веков – 2 часа |
6 | 11.10 | «За землю отчую» (Смоленщина XIV-XVII вв. на страницах древней и новой литературы) | Познакомить с явлениями смоленской литературы XIV-XVII вв. Показать, какое место занимает тема древней Руси в современной литературе Смоленщины. Развивать творческие способности, воображение учащихся. |
7 | 18.10 | «На чести утвердить правления пружины, сердца образовать» (Литература XVIII века и Смоленщина) | Показать на примере изучения произведений XVIII-начала XIX века, связанных со Смоленщиной, как реализовывался завет литературы этого времени: «на чести утвердить правления пружины, сердца образовать». |
«Смоленская тема» в творчестве писателей 19 века - 3 часа |
8 | 25.10 | Развитие жанра стихотворной комедии. Смоленский театр | Познакомить с историей смоленского театра. Показать развитие жанра стихотворной комедии на примере творчества А. Шаховского(«Урок кокеткам, или Липецкие воды») и Н. Хмельницкого («Говорун»). Развивать навыки чтения по ролям и анализа драматического произведения. |
9 | 08.11 | Следствие по делу Смоленского Старожила Ф.Ф.Э. (Смоленск и его жители в романе Ф. Эттингера « Башня Веселуха ») | Знакомясь с текстом романа, рассматривая его в русле развития прозы начала XIX века(«Капитанская дочка», романтические повести), объяснить, чем интересен роман для краеведов, как ведутся краеведческие исследования, делаются открытия. |
10 | 15.11 | Жизнь смоленского крестьянина Мартына Калинкина. (По роману В. Кудимова «Мартын-живописец») | Рассматривая фрагменты романа из жизни смоленского крестьянина конца XVIII века, показать тягчайшее зло «золотого века дворянства»-крепостное право, которое вызвало возмущение лучших людей России, мастерство автора в изображении картин прошлого. |
Война 1812 года и Смоленщина – 2 часа |
11 | 22.11 | Смоляне в Отечественной войне 1812 года (По повести Н. Рыленкова «На старой смоленской дороге») | Знакомясь с главами из повести Н. Рыленкова, реальными и вымышленными персонажами в них, ввести учеников в большую тему «Отечественная война 1812 года и литература Смоленщины». |
12 | 29.11 | «И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь» (Произведения об Отечественной войне 1812 года на Смоленщине) | Показать патриотический подъем народа, защищавшего отечества, образцы мужества и геройства, а также милосердия и добросердечия, изучая содержание записок и стихов об Отечественной войне 1812 года Н. Дуровой, Ф. Глинки, Д. Давыдова. |
Декабристы-смоляне - 1час |
13 | 06.12 | «России верные сыны» (Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество). Защита проектов | Знакомство с литературой и общественной деятельностью декабристов, связанных со Смоленщиной, которые являют образцы высокой гражданственности и патриотизма, представляются «удивительными, совестливыми, социально-справедливыми людьми». |
| Забытые имена - 1 час |
14 | 13.12 | В гостях у В. А. Вонлярлярского | Знакомство с творчеством В. Вонлярлярского, его смоленскими страницами. Анализ глав романа «Большая барыня». Традиции Гоголя -романтическое начало и бытописательство. Смысл имени «Смоленский Дюма». Относительность понятия «забытые имена» в литературе. |
Смоленские публицисты 19 века – 1 час |
15 | 20.12 | Человек на земле — хозяин (Смоленские публицисты. А.Н. Энгельгардт. «Из деревни») | Показать лад смоленской деревни по описаниям А.Н. Энгельгардта. Воспитывать уважение и любовь к труду земледельца – сложнейшей из наук. |
Талашкино – культурный центр России – 1 час. |
16 | 27.12 | Административная работа | Повторение сведений по литературе Смоленщины, полученных за полугодие. |
| | Пролетарская поэзия начала XX века – 1 час |
17 | | Пролетарская поэзия начала 20 века | Изучая идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов н. 20 века, связанных со Смоленщиной, показать в них как ведущие и объединяющие мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится». |
М.М.Пришвин на Смоленской земле – 1час |
18 | | Смоленская робинзонада М. Пришвина | Расширение представлений о жанре автобиографической прозы. |
А.Р. Беляев – основоположник советской научной фантастики -1 час |
19 | | Фантасты живут на Смоленщине (Александр Романович Беляев) | Рассматривая своеобразие личности и творчества знаменитого фантаста, увлечь учащихся краеведческим поиском. |
М. Булгаков и Смоленщина – 1 час |
20 | | Мурьевская больница и совхоз «Красный луч» (М. Булгаков и Смоленщина) | Выявить смысл идеи «бороться «тьмой египетской сколько хватит сил», показать притягательность высокого профессионализма, интеллигентности, добросовестного отношения к своим обязанностям. |
Литературная Смоленщина, 20-30-годы 20 века – 1 час |
21 | | «Человеку великая дана радость — видеть, знать и любить мир | Знакомство с биографией, личностью и смоленскими страницами творчества И.С. Соколова-Микитова. Развитие навыков сопоставительного анализа своеобразия стиля писателя. |
| | И.С. Соколов-Микитов – 1 час |
22 | | На теплой земле, на речке Невестнице (Рассказы И. С. Соколова-Микитова) | Показать гуманистические идеи добра, поэзии и правды. Заложенные в произведениях писателя. Развитие навыков анализа художественного текста. |
| | Смоленская поэтическая школа – 3 часа |
23 | | «Край мой Смоленский, край мой родимый» (М. В. Исаковский - основатель смоленской поэтической школы) | Изучая творчество Исаковского, показать, как отразились внём думы, напевы и краски смоленской земли. Обращаясь к биографии, выявить обаятельные свойства личности поэта: скромность, искренность, обязательность, требовательность к себе – как черты, достойные подражания. |
24 | | По праву памяти (А. Твардовский и Смоленщина) | Показать путь А.Т.Твардовского к поэме «По праву памяти». Определить место «смоленской темы» в творчестве поэта. |
25 | | Дорога уходит за околицу (Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова). | Представить многообразие тем и жанров в творчестве Н. Рыленкова. Выявить определяющие черты личности писателя: трудолюбие. Широкую образованность, совестливость и доброту, патриотизм. |
«Ради жизни на Земле» - 3 часа |
26 | | Военные дороги Смоленщины в произведениях К. Симонова | Изучая смоленские страницы творчества Симонова, показать, как в дни тяжёлых испытаний, отступлений и боёв на Смоленщине выковывались важные качества патриотизма, проявлялись героические стороны характеров, их нравственные основы. |
27 | | «Набатный колокол бьет на Руси» (по очеркам М. Шолохова «Гнусность». К. Федина «Мальчик из Семлева», JI. Леонова «Твой брат Володя Куриленко», стихам поэтов, погибших на Смоленщине) | Показать, как смоленская тема в дни боёв на территории области становится главной темой, темой большой Родины. |
28 | | «У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (урок аналитического чтения) | В процессе изучения произведений о послевоенной Смоленщине, раскрыть тему восстановления родного края, показать величие трудового подвига смолян. |
У разорённого гнезда – 2 часа |
29 | | Литературная жизнь послевоенной Смоленщины | Знакомство с литературной жизнью послевоенной Смоленщины, творчеством писателей: В.Звездаевой, Е.Марьенкова, Н.Журковича. Развитие навыков анализа текста, чтения мемуарной литературы, составления хроники литературной жизни и обзора творчества писателя. |
30 | | Поэтическая Смоленщина шестидесятых (урок- размышление) | Знакомство с смоленскими поэтами шестидесятых. Определение общих черт, роднящих авторов (темы, образы, интонации), выявление творческих индивидуальностей. |
Раздумья о времени и о себе – 1 час |
31 | | Земля любви моей (Смоленщина в литературе 70-80 гг.) | Охарактеризовать проблемы литературы Смоленщины 70-80 годов на примере творчества Ю.Пашкова, Н.Семёновой, В.Смирнова, А.Мишина. |
| | | Боль поколения – 1час |
32 | | Своя книга. О творчестве С. Вязанкова, О. Ермакова, А. Демченко (урок-беседа с сообщениями учащихся) | Представление книг современных прозаиков Смоленщины. Работа над содержанием и художественными особенностями. Развитие понятия о роли жизненного опыта в творчестве писателя, «своей теме» как элементе стиля автора, выразительной функции детали. |
«Моя родная сторона, Смоленщина моя» - 2 часа |
33 | | «Скачут небесные кони...» (литературная Смоленщина наших дней) | Охарактеризовать литературную жизнь Смоленщины наших дней. Обучить приёмам обзора периодического издания. Развивать навыки характеристики творчества писателя, отбора существенного материала для него. |
34 | | Конец века—начало тысячелетия. Характеристика литературы Смоленщины последнего десятилетия. Промежуточная аттестация. | Повторение пройденного; характеристика проблематики литературы Смоленщины последнего десятилетия, через которую должна пройти мысль об ответственности каждого поколения перед историей своего народа, об умении вырабатывать в себе оптимизм, волю к жизни, не утрачивая идей человечности, добра и справедливости. |