СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по литературе Смоленщины

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков литературы Смоленщины в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«КТП по литературе Смоленщины»

Календарно-тематическое планирование по литературе Смоленщины

9 класс, 34 часа

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Введение - 1 час

1

06.09.

2017

Литературная карта Смоленщины (Смоленщина талантами богата)

Ввести понятие о литературном краеведении как составной части науки о литературе; познакомить с основными «литературными гнездами» Смоленщины; повторить сведения по литературному краеведению, полученные в младших классах; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать патриотические чувства.

Фольклор Смоленщины – 2 часа

2

13.09

Фольклор Смоленщины

Познакомить с исследователями и собирателями смоленского фольклора, фольклорными жанрами, бытующими на Смоленщине. Показать, как в фольклоре отразилась история края, быт и характеры жителей, какую роль играет фольклор в развитии литературы Смоленщины. Воспитывать уважение к обряду и обычаю, в которых отразилась мудрость и человечность народа, желание сохранять традиции.

3

20.09

Смоленская свадьба.

Практически закрепить знание обряда, необходимое в быту. Расширить представление о смоленской песне и частушке.

Смоляне в древнерусской литературе – 2 часа

4

27.09

Смоляне в древнерусской литературе. Амфора света

Составляя синхронную таблицу «История и литература древней Смоленщины», показать, как «смоленская тема» впервые появляется на страницах письменных источников. Развивать умение за краткой записью увидеть образ, истолковать его. Воспитывать уважение к национальным святыням, понимание нетленной сущности их.

5

04.10

Смоленская книжность

Изучая жанрово-тематическое своеобразие произведений древнерусской литературы Смоленщины, показать их художественные достоинства, нравственные идеи, заключенные в них; представить Смоленск как город «книжный», тянущийся к просвещению.

Литературная жизнь Смоленщины 18 -19 веков – 2 часа

6

11.10

«За землю отчую» (Смоленщина XIV-XVII вв. на страницах древней и новой литературы)

Познакомить с явлениями смоленской литературы XIV-XVII вв. Показать, какое место занимает тема древней Руси в современной литературе Смоленщины. Развивать творческие способности, воображение учащихся.

7

18.10

«На чести утвердить правления пружины, сердца образовать» (Литература XVIII века и Смоленщина)

Показать на примере изучения произведений XVIII-начала XIX века, связанных со Смоленщиной, как реализовывался завет литературы этого времени: «на чести утвердить правления пружины, сердца образовать».

«Смоленская тема» в творчестве писателей 19 века - 3 часа

8

25.10

Развитие жанра стихотворной комедии. Смоленский театр

Познакомить с историей смоленского театра. Показать развитие жанра стихотворной комедии на примере творчества А. Шаховского(«Урок кокеткам, или Липецкие воды») и Н. Хмельницкого («Говорун»). Развивать навыки чтения по ролям и анализа драматического произведения.

9

08.11

Следствие по делу Смоленского Старожила Ф.Ф.Э. (Смоленск и его жители в романе Ф. Эттингера « Башня Веселуха »)

Знакомясь с текстом романа, рассматривая его в русле развития прозы начала XIX века(«Капитанская дочка», романтические повести), объяснить, чем интересен роман для краеведов, как ведутся краеведческие исследования, делаются открытия.

10

15.11

Жизнь смоленского крестьянина Мартына Калинкина. (По роману В. Кудимова «Мартын-живописец»)

Рассматривая фрагменты романа из жизни смоленского крестьянина конца XVIII века, показать тягчайшее зло «золотого века дворянства»-крепостное право, которое вызвало возмущение лучших людей России, мастерство автора в изображении картин прошлого.

Война 1812 года и Смоленщина – 2 часа

11

22.11

Смоляне в Отечественной войне 1812 года (По повести Н. Рыленкова «На старой смоленской дороге»)

Знакомясь с главами из повести Н. Рыленкова, реальными и вымышленными персонажами в них, ввести учеников в большую тему «Отечественная война 1812 года и литература Смоленщины».

12

29.11

«И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь» (Произведения об Отечественной войне 1812 года на Смоленщине)

Показать патриотический подъем народа, защищавшего отечества, образцы мужества и геройства, а также милосердия и добросердечия, изучая содержание записок и стихов об Отечественной войне 1812 года Н. Дуровой, Ф. Глинки, Д. Давыдова.

Декабристы-смоляне - 1час

13

06.12

«России верные сыны» (Декабристы на Смоленщине, их литературное творчество). Защита проектов

Знакомство с литературой и общественной деятельностью декабристов, связанных со Смоленщиной, которые являют образцы высокой гражданственности и патриотизма, представляются «удивительными, совестливыми, социально-справедливыми людьми».


Забытые имена - 1 час

14

13.12

В гостях у В. А. Вонлярлярского

Знакомство с творчеством В. Вонлярлярского, его смоленскими страницами. Анализ глав романа «Большая барыня». Традиции Гоголя -романтическое начало и бытописательство. Смысл имени «Смоленский Дюма». Относительность понятия «забытые имена» в литературе.

Смоленские публицисты 19 века – 1 час

15

20.12

Человек на земле — хозяин (Смоленские публицисты. А.Н. Энгельгардт. «Из деревни»)

Показать лад смоленской деревни по описаниям А.Н. Энгельгардта. Воспитывать уважение и любовь к труду земледельца – сложнейшей из наук.

Талашкино – культурный центр России – 1 час.

16

27.12

Административная работа

Повторение сведений по литературе Смоленщины, полученных за полугодие.



Пролетарская поэзия начала XX века – 1 час

17


Пролетарская поэзия начала 20 века

Изучая идейное и художественное своеобразие стихов пролетарских поэтов н. 20 века, связанных со Смоленщиной, показать в них как ведущие и объединяющие мотивы борьбы за социальную справедливость, торжество принципа «хозяин тот, кто трудится».

М.М.Пришвин на Смоленской земле – 1час

18


Смоленская робинзонада М. Пришвина

Расширение представлений о жанре автобиографической прозы.

А.Р. Беляев – основоположник советской научной фантастики -1 час

19


Фантасты живут на Смоленщине (Александр Романович Беляев)

Рассматривая своеобразие личности и творчества знаменитого фантаста, увлечь учащихся краеведческим поиском.

М. Булгаков и Смоленщина – 1 час

20


Мурьевская больница и совхоз «Красный луч» (М. Булгаков и Смоленщина)

Выявить смысл идеи «бороться «тьмой египетской сколько хватит сил», показать притягательность высокого профессионализма, интеллигентности, добросовестного отношения к своим обязанностям.

Литературная Смоленщина, 20-30-годы 20 века – 1 час

21


«Человеку великая дана радость — видеть, знать и любить мир

Знакомство с биографией, личностью и смоленскими страницами творчества И.С. Соколова-Микитова. Развитие навыков сопоставительного анализа своеобразия стиля писателя.



И.С. Соколов-Микитов – 1 час

22


На теплой земле, на речке Невестнице (Рассказы И. С. Соколова-Микитова)

Показать гуманистические идеи добра, поэзии и правды. Заложенные в произведениях писателя. Развитие навыков анализа художественного текста.



Смоленская поэтическая школа – 3 часа

23


«Край мой Смоленский, край мой родимый» (М. В. Исаковский - основатель смоленской поэтической школы)

Изучая творчество Исаковского, показать, как отразились внём думы, напевы и краски смоленской земли. Обращаясь к биографии, выявить обаятельные свойства личности поэта: скромность, искренность, обязательность, требовательность к себе – как черты, достойные подражания.

24


По праву памяти (А. Твардовский и Смоленщина)

Показать путь А.Т.Твардовского к поэме «По праву памяти». Определить место «смоленской темы» в творчестве поэта.

25


Дорога уходит за околицу (Страницы жизни и творчества Н. Рыленкова).

Представить многообразие тем и жанров в творчестве Н. Рыленкова. Выявить определяющие черты личности писателя: трудолюбие. Широкую образованность, совестливость и доброту, патриотизм.

«Ради жизни на Земле» - 3 часа

26


Военные дороги Смоленщины в произведениях К. Симонова

Изучая смоленские страницы творчества Симонова, показать, как в дни тяжёлых испытаний, отступлений и боёв на Смоленщине выковывались важные качества патриотизма, проявлялись героические стороны характеров, их нравственные основы.

27


«Набатный колокол бьет на Руси» (по очеркам М. Шолохова «Гнусность». К. Федина «Мальчик из Семлева», JI. Леонова «Твой брат Володя Куриленко», стихам поэтов, погибших на Смоленщине)

Показать, как смоленская тема в дни боёв на территории области становится главной темой, темой большой Родины.

28


«У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (урок аналитического чтения)

В процессе изучения произведений о послевоенной Смоленщине, раскрыть тему восстановления родного края, показать величие трудового подвига смолян.

У разорённого гнезда – 2 часа

29


Литературная жизнь послевоенной Смоленщины

Знакомство с литературной жизнью послевоенной Смоленщины, творчеством писателей: В.Звездаевой, Е.Марьенкова, Н.Журковича. Развитие навыков анализа текста, чтения мемуарной литературы, составления хроники литературной жизни и обзора творчества писателя.

30


Поэтическая Смоленщина шестидесятых (урок- размышление)

Знакомство с смоленскими поэтами шестидесятых. Определение общих черт, роднящих авторов (темы, образы, интонации), выявление творческих индивидуальностей.

Раздумья о времени и о себе – 1 час

31


Земля любви моей

(Смоленщина в литературе 70-80 гг.)

Охарактеризовать проблемы литературы Смоленщины 70-80 годов на примере творчества Ю.Пашкова, Н.Семёновой, В.Смирнова, А.Мишина.




Боль поколения – 1час

32


Своя книга. О творчестве С. Вязанкова, О. Ермакова, А. Демченко (урок-беседа с сообщениями учащихся)

Представление книг современных прозаиков Смоленщины. Работа над содержанием и художественными особенностями. Развитие понятия о роли жизненного опыта в творчестве писателя, «своей теме» как элементе стиля автора, выразительной функции детали.

«Моя родная сторона, Смоленщина моя» - 2 часа

33


«Скачут небесные кони...» (литературная Смоленщина наших дней)

Охарактеризовать литературную жизнь Смоленщины наших дней. Обучить приёмам обзора периодического издания. Развивать навыки характеристики творчества писателя, отбора существенного материала для него.

34


Конец века—начало тысячелетия. Характеристика литературы Смоленщины последнего десятилетия. Промежуточная аттестация.

Повторение пройденного; характеристика проблематики литературы Смоленщины последнего десятилетия, через которую должна пройти мысль об ответственности каждого поколения перед историей своего народа, об умении вырабатывать в себе оптимизм, волю к жизни, не утрачивая идей человечности, добра и справедливости.
































Лист

корректировки рабочей программы по литературе Смоленщины в 9 классе


№ урока

Название темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту