№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
1 | Что такое человек? | 1 | Человек – биосоциальное существо. Отличия человека от других живых существ. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать. | |
2 | Индивид. Индивидуальность. Личность. | 1 | Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Качества человека: прирожденные и приобретаемые | Уметь: характеризовать понятия: человек, личность; объяснять роль социальных норм в воспитании и развитии личности. определять уровень своей социальной зрелости и влияние окружения, друзей, семьи на поведение, принятие решений. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности | |
3 РК | Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. РК Система отношений по сферам общественной жизни на примере Вельского района. | 1 | Понятие общества и его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Общественные отношения Мировое сообщество. Основные закономерности развития человеческого общества Социальный прогресс. Реформы и революции. Глобализация | Уметь: – объяснять понятия: общество, государство, страна; – называть основные сферы жизни общества; – характеризовать их; – приводить примеры многообразия и единства мира. пояснять сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс; Знать понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество |
4 РК | Социальные нормы. Глобальные проблемы человечества. РК Экологическое состояние Севера России. | 1 | Виды социальных норм. Санкции и их разновидности. Глобальные проблемы современности. | Уметь анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия и взаимовлияния общества и человека; характеризовать особенности общества, менталитет жителя края. Знать понятия и термины: человек, личность, социум, мировоззрение, сферы общества, глобализация | |
5 | Личность и общество. Контрольный тест № 1. | 1 | Личность. Социализация индивида Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности | |
6 РК | Сфера духовной жизни РК Культурная жизнь населения города Вельска. | 1 | Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Знать понятия и термины духовная сфера, внутренний мир, многонациональная культура России. Уметь выделять отличия духовной сферы от других сфер, связи между культурой общества и человека | |
7 | Мораль. | 1 | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения. | Знать понятия и термины темы, уметь давать оценку высказываниям и поступкам с точки зрения морали |
8 | Долг и совесть | 1 | Долг и совесть. Совесть — внутренний самоконтроль человека. | Знать понятия и термины темы, уметь выделять связь человека с другими людьми, высказывать собственную точку зрения, опираясь на законы морали |
9 | Моральный выбор- это ответственность | 1 | Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | Знать понятия и термины темы, уметь определять и действовать в соответствии с моральными нормами, критически анализировать собственные поступки и помыслы |
10 | Культура и ее виды. | 1 |
11 РК | Образование РК Образовательные организации города Вельска | 1 | Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование | Знать понятия и термины темы. Уметь выделять связь между конкурентоспособностью страны и образованием, определять основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества |
12 | Наука в современном обществе | 1 | Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире | Знать понятия и термины темы, уметь определять отличительные черты науки от других систем, роль науки в современном обществе |
13 | Религия как одна из форм культуры | 1 | Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Знать понятия и термины темы. Уметь выделять особенности религии. аргументировать собственную точку зрения, опираясь на обществоведческие знания |
14 | Сфера духовной культуры. Контрольный тест № 2. | 1 | Сфера духовной культуры и её особенности. Долг и совесть Непрерывность образования. Самообразование Наука Религия. | Знать понятия и термины раздела, уметь анализировать источник, выделять связи между явлениями |
15 | Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. | 1 | Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора) | Уметь характеризовать понятия; – объяснять роль экономики в жизни общества; – разъяснять структуру экономики. Знать понятия и термины: рыночная экономика, ресурсы, производство, потребление, распределение, фирма, рынок | |
16 | Модели экономических систем | 1 | Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем | Уметь характеризовать понятия, сравнивать модели экономических систем Знать основные вопросы экономики, функции и модели экономических систем |
17 | Собственность. | 1 | Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности | Уметь высказывать свою точку зрения, опираясь на обществоведческие знания, знать термины и понятия темы |
18 | Рыночная экономика | 1 | Рынок, его формы, виды, эволюция. Спрос и предложение Рыночное равновесие Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. | Уметь характеризовать рынок, рыночную экономику; – называть основные функции цены; – сравнивать понятия конкуренция, монополия, олигополия. Знать понятия и термины: рынок, биржа, банк, конкуренция, механизм выравнивания цен, олигополия, монополия |
19 | Производство- основа экономики | 1 | Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация Товар и его свойства. | Уметь: – сравнивать понятия: товар и услуги; Знать понятия и термины: факторы производства, разделение труда. специализация, товар, услуги |
20 РК | Предпринимательская деятельность РК Развитие бизнеса в Вельском районе. | 1 | Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение, функции. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство. | Уметь: – приводить примеры предпринимательской деятельности; – характеризовать предпринимательскую этику; – высказывать суждения о роли малого бизнеса. Знать понятия и термины: предпринимательство, бизнес, механизм получения прибыли в бизнесе, менеджер, предприниматель, наемный работник, риск в бизнесе |
21 | Роль государства в экономике | 1 | Способы воздействия государства на экономику Налоги, их виды, значение налогов | Уметь: – называть способы воздействия государства на экономику; – сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Знать понятия и термины: государство, экономическая роль государства, налоги, источник доходов государства, налогообложение, прямые и косвенные налоги, подоходный и прогрессивный налог |
22 РК | Распределение доходов РК Социальная поддержка населения Вельского района | 1 | Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения | Уметь давать оценку источникам дохода граждан, знать основные понятия темы |
23 | Потребление | 1 | Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя | Уметь характеризовать бюджет семьи, основы защиты прав потребителей Знать основные понятия и термины темы |
24 | Инфляция и семейная экономика | 1 | Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит | Уметь характеризовать причины инфляции. Знать понятия и термины: государственный бюджет, бюджет семьи, доходы и расходы, внешний и внутренний долг, дефицит бюджета |
25 РК | Безработица, ее причины и последствия РК Служба занятости Вельского района и ее функции. | 1 | Труд: сущность, виды труда, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Безработица, ее причины и последствия | Уметь: – называть нормы правового регулирования трудовых отношений, нормы трудовой этики; – объяснять понятие «занятость» и причины безработицы. Знать понятия и термины: труд, заработная плата, безработица, рабочая сила, занятость, страхование безработицы |
26 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика | Уметь приводить примеры межд.торговли, опираясь на факты, знать понятия и термины мировое хозяйство, МВФ, ВТО, ЕС, межд.разделение труда, протекционизм, фритредерство, валютный курс |
27 | Экономическая сфера Контрольный тест № 3. | 1 | Сущность и структура экономики. Рынок в условиях переходного периода. Роль государства в экономике. Труд, занятость, безработица | Уметь: – объяснять роль экономики в жизни общества; – характеризовать сущность и структуру экономики; – приводить примеры действия государства на экономику. Знать понятия и термины: рыночная экономика, государственное регулирование экономики, социальные программы |
28 | Социальная структура общества | 1 | Строение общества. Социальная мобильность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Конфликт и его составляющие. Классификация конфликтов. | Уметь: объяснять и характеризовать сущность социальной структуры; – называть основные социальные нормы; – сравнивать пути решения социальных конфликтов; выделять в тексте оценочные суждения Знать понятия и термины: предмет конфликта, субъекты, повод, причины, цель, масштаб, формы конфликта, типичный конфликт, | |
29 | Социальные статусы и роли | 1 | Социальная роль и социальный статус Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. | Уметь характеризовать социальный статус и социальные отношения; – выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе. Знать понятия и термины социальная группа, социальные отношения, статус, роль |
30 | Нации и межнациональные отношения | 1 | Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | Уметь приводить примеры больших и малых социальных групп, их взаимодействия; находить в учебной литературе оценочные суждения о национальных проблемах. Знать понятия и термины: этнос, этническое самосознание, семья, род, клан, племя, народность, нация, взаимодействие народов, этноцентризм, национальная нетерпимость, толерантность |
31 | Отклоняющееся поведение | 1 | Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь | Уметь выделять опасные формы отклоняющегося поведения, причины их. Знать основные понятия и термины темы |
32 | Социальная сфера. Контрольный тест № 4. | 1 | Основные понятия по разделу «Социальная сфера» | Уметь: называть основные направления социальной политики на современном этапе российского общества; характеризовать социальные отношения |
33 | Вредные привычки – стоит ли? | 1 | | | |
34 | Итоговое занятие по курсу «Обществознание». | 1 | Основные понятия по разделам курса | Знать основные понятия по разделам курса, уметь давать оценочные суждения | |