7 класс
Такырып\тема: Культура казахского народа.
Мақсат\Цели – дать представление о развитии культуры в Казахском ханстве в 16-17 веках, дать общую характеристику основым направлениям материальной и духовной культуры; развить навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитать уважение к культурным традициям и достижениям прошлого.
Әдіс – тәсілдер\метод – словесный, наглядный, проблемный.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока:
I. Организационный этап.
II. Этап опроса домашнего задания: Экономическое положение Казахского ханства.
Устный опрос учащихся:
1) Кочевое животноводство.
2) Кочевья казахов.
3) Земледелие.
4) Состояние городов.
III. Этап изучение новой темы.
Задание
План:
1) Духовная культура: УНТ, песенное искусство, язык и письменность, религия.
2) Материальная культура: жилища, одежда, национальные блюда.
1) Духовная культура: УНТ, песенное искусство, язык и письменность, религия.
Более интенсивно развитие культуры происходило в городских и ремесленных центрах. Культура развивалась в двух направлениях: духовная и материальная.
На развитие культуры бедственное последствие оказали казахско-джунграские войны в 16-17вв.
Одним из самых распространенных видов духовной культуры у казахов стало УНТ и устная литература( фольклор).
Жанры УНТ:
Сказки
Легенды
Пословицы и поговорки
Песни и сказания
Эпосы
В песенном искусстве творителями стали акыны, жырау, салы и серы.
Акыны и жырау – поэты-импровизаторы.
Салы и серы – поэты-песенники.
Знаменитые акыны и жырау: Жиимбет, Бухар, Маргаска, Актамберды, Умбетей.
Зачитать с учебника стр. 212.
В 14в. Распространенным языком был кыпчакский.
В 15 в. Сформировался как самостоятельный язык – каз.яз., и с этого времени появляются письменные произведения на каз.яз.
В 16-17вв. Ислам официально стал гос. религией казахов.однако вместе с ним присутствовало тенгрианство. а также поклонение огню.
Особое распространение ислам получил на юге Казахстана.
В похоронных обрядах наблюдались традиции тенгрианства.( стр. 214 – читают)
2) Материальная культура: жилища, одежда, национальные блюда.
Юрта – основное жилище тюркских кочевых народов. Казахи относились к юрте как к священному имуществу, с уважением и почитанием.
Юрта – передвижное сборное жилище, изготовленное из дерева, кошмы, войлока, отделанное украшениями из серебра, была очень очень удобна для кочующих казахов.
Физминутка.
Структура Юрты



Шанырак Кереге Уыки Сыкырлауык( вход)
Просмотр презентации. Задание – найти понятие основных структурных элементов юрты.
Юрту ставили так, чтобы смотрела на Восток, связано с поклонением солнцу.
Почетное место в юрте – торе.
Зимовки – зимние жилища кочевников.
На юге Казахстана практиковался оседлый образ жизни и развивалась городская культура, поэтому юрта была бы непрактичным для этого населения жилищем
Здесь применялись жилища – землянки и полуземлянки прямоугольной и овальной формы, из камней и сырцового кирпича.
Одним из ярчайших элементов казахской материальной культуры является национальная кухня и посуда
Народные умельцы изготавливали посуду из природного материала: из древисины дуба и березы, чугуна, золота, серебра, шкур животныхСуществует множество пословиц и поговорок связанных с едой.
Традиционный напиток казахов из верблюжьего молока- Шубат
Из кобыльего молока казахи готовили- Кумыс
Казахское национальное блюдо, приготовленное из мяса и внутренностей жаренных на масле - Куырдак
Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса- Жент
При изготовлении ювелирных украшений казахи отдавали предпочтение: серебру и золоту
В изготовлении одежды казахи использовали: мех и войлок, х\б ткань, шелк, парчу и бархат.
Выписать элементы одежды со стр. 215.:
- тон,
-чекпен,
- тымак,
-саукеле,
-кимешек,
-кундик.
IV. закрепление нового материала: Стр. 216, вопросы.
V. Этап подведения итогов урока.
VI. Этап оценивания учащихся.
VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения. §44 - 45 стр. 210-216, ответить на вопросы, тест в конце параграфа