«Культура
устного и письменного ответа,
сочинения – миниатюры в системе работы
по развитию речи учащихся
на уроках русского языка и литературы»
Доклад
на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Автор презентации – учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7»
Новикова Н.Л.
Нужно приложить немало сил,
чтобы сделать ребят думающими,
чтобы научить их логическому мышлению,
научить выражать свои мысли.
В.А. Сухомлинский
Хорошо развитая речь – одно из обязательных требований, предъявляемых к человеку в XXI веке. Если ее нет, то и нет удачной учебы, нет правильного, «здорового» общения, и, соответственно, нет и совместной работы.
В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя систематической работы по развитию навыков связной речи, только в этом случае можно надеяться на положительные результаты.
В своей практике с учащимися мы стараемся использовать две разновидности устной речи: монолог и диалог, хотя не исключаем возможности применения на уроках и полилога (обмена высказываниями).
Например, дети в 5-6 классах с удовольствием готовят сообщения по биографическому материалу. Учащиеся получают удовольствие от того, что приготовленный ими материал, хорошая его подача помогают расширить кругозор одноклассников. Чтобы учащиеся при подготовке «не утонули» в обилии материал, использую короткие памятки:
1. даты жизни и смерти;
2. интересные моменты биографии писателя.
3. основные произведения;
4. история создания произведения.
Другим видом монологического высказывания, которые применяем на уроках, является рассказ ученика от имени героя художественного произведения. Этот вид высказывания дает возможность реализовать учащимся свои актерские способности.
Учащимся понравилось такое перевоплощение на уроках по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Они пробовали свои творческие возможности, вживаясь в роли Маши Троекуровой, Дубровского, одной из горничных, слуг Троекурова. Ребята – зрители очень активно высказывались, кто из учащихся сумел убедительней сыграть свою роль, оценивали достоинства и недостатки «игры» каждого актера. «Актеры» тоже оценивают свою работу, очень часто бывают самокритичны .
Диалог как основной принцип общения на уроке развития речи - Самый лучший способ научиться – это объяснить изученное другому - Последовательный пересказ части учебного материала - Взаимопроверка - Работа в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы)
Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких методических знаний, умения преподнести инструкцию и создать атмосферу психологического комфорта. Сначала учитель может предложить свой вариант или несколько устных вариантов, в которых затрагиваются наиболее общие моменты. Но детям предлагает писать в свободной форме, смело выражая свои мысли и чувства. Правила для учителя 1. Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению, не оспариваются ни учителем, ни одноклассниками. 2. Учитель принимает позицию ученика, одобряет ее в любом случае, даже если мнение ученика расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей. 3. Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибиться здесь, в классе, и исправить свою ошибку, чем ошибаться потом в жизни». Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения категорически запрещается.
Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений: