Лекция: «Игровые методы в музыкальном обучении».
План лекции:
1. Игра и ее место в развитии человека.
2. Возможности учебного процесса на основе игры.
3. Практически удобная классификация игр.
4. Сюжетно-ролевые игры в музыкальном обучении.
5. Игры с правилами в музыкальном обучении.
6. Способность к трансформированию известных игр для решения задач по музыкальному воспитанию и обучению.
История исследований игры насчитывает в мировой науке уже не одно столетие. Толкование игры можно обнаружить еще в ранних памятниках философского творчества (Платон, Аристотель, Гераклит, Сократ), где прослеживается стремление мыслителей разобраться в сущности игры и ее месте в развитии человека. У древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе. У римлян «ludo» означало радость, веселье и т. д. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой - доставляющих людям веселье и удовольствие. Другими словами, игра, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности. Игра - одно из самых результативных средств познания мира. В работах Л.С. Выготского, Й. Хейзинги подчеркивается возможность человека действовать в процессе игры в условных ситуациях. С игрой связано представление о занимательности, легкости, удовольствии, положительных эмоциях, возможности общения и т.д. Введение в учебный процесс игр позволяет:
обеспечить занимательность упражнениям и тренингу;
создать благоприятную атмосферу на уроке;
повысить интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся;
возможность установления дружеских контактов между учащимися;
почувствовать успех в игровой ситуации;
повысить внимание;
снять напряжение;
усвоить учебный материал;
развивать комплекс различных способностей;
освоить необходимые для музыкальной деятельности роли и т.д.
Общепринято, что чем младше дети, тем большее место в их жизни занимает игра. Однако, игра просто необходима в любом возрасте. Э. Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» высказывает идею, которую можно было бы сформулировать так: «Что наша жизнь? – Игра». Он же указывает на влияние игры в развитии человека и даже на воздействие на его судьбу в целом.
В практике встречается огромный ряд различных игр: спортивные, математические, музыкальные, познавательные, настольные игры, народные игры, ребусы, кроссворды, телевизионные игры, подвижные игры, развивающие игры и многие другие. Существуют различные классификации игр, например, классификация, где все игры разделяются на сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. При необходимости мы будем обращаться к любой группе игр, к любой классификации.
Чтобы овладеть игровыми методами, нужно научиться их использовать в практике работы по музыкальному воспитанию в двух направлениях. Первое - это игровой характер занятия в целом, игровые ситуации, введение в урок некоторых игровых приемов. Второе - введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями проведения. Например, что касается первого направления: в программах по музыке и методических разработках очень часто предлагаются различного рода путешествия - в страну, музыка которой изучается, в музыкальный жанр, в концертный зал, в сказку, на природу (в лес, на полянку с цветами, в горы, на море и т.д.). Такие темы школьной программы, как «Три кита в музыке» уже предполагают игровое решение. Очень много игровых ситуаций можно организовать с принесенной натуральной наглядностью, будь то музыкальный инструмент, будь то игрушка или в чем - то значимый предмет (привести примеры). Также в игровой форме можно организовать любой тренинг: различать регистры - игра, определять высотность звука - игра, запоминать и анализировать мелодии - тоже игра. Часто в ситуациях занимательного характера используются фрагменты известных игр.
Особое место в музыкальном воспитании занимают сюжетно-ролевые игры. Усвоение канонов любой деятельности требует также усвоение ролей в рамках этой деятельности. Музыкальная сфера предполагает три самые важные ролевые позиции: композиторская, исполнительская, слушательская. В роли мы - композиторы могут быть самые различные задания: сыграть роль определенного композитора, представить, что ты - композитор, и рассказать о замысле произведения, истории его создания, отстоять «свой» стиль письма, порассуждать о содержании и форме произведения и т. д. В старших классах можно устроить дискуссию с «композиторами». Исполнительских ролей вообще не счесть: роль дирижера, пианиста, балалаечника, скрипача, певца и др., в том числе и пародии на конкретных исполнителей. Эти роли могут иметь практическое наполнение с дирижированием, игрой, пением, а могут быть лишь внешней имитацией под фонограмму. Слушательская позиция письменно или устно может выражаться в играх «Мы - репортеры», «Мы - музыкальные критики», «Лекторы», «Диск-жокеи», «Слушатель на концерте» и т.д.
Воспитание детей во многом сводится к процессу обучения их тому, в какие игры они должны играть.
Каждый начинающий учитель музыки в своем арсенале должен иметь не менее десятка различных игр, которые могут повторятся от занятия к занятию, из класса в класс. Вначале сделаем перечень таких популярных игр, затем охарактеризуем некоторые из них. Лучше иметь картотеку, где на отдельной карточке с одной стороны указано название игры, с другой - правила по ее организации. Правила игры при этом усваиваются не всегда сразу всеми учащимися, чаще всего это процесс постепенный. (Практическое задание по подготовке личной картотеки музыкальных игр).
Музыкальное эхо (ритмическое эхо, мелодическое эхо);
Кто это? (узнавать звучание голоса, предмета, инструмента по тембру);
Живой рояль;
Игра с ритмоблоками (по Карлу Орфу);
Музыкальная викторина;
Угадай мелодию;
Музыкальный ринг (или другой вид соревнования);
Два рояля;
Музыкальные ребусы;
Музыкальные кроссворды;
Музыкальное лото;
Музыкальные критики и др.
Также можно любую известную игру трансформировать в музыкальную, поставив задачи по музыкальному образованию и развитию: «Ассоциации», «Что? Где? Когда?», «Крестики-нолики», «Переводчик», «Продолжи рассказ» и др. Например, «Я знаю пять названий...» - обычно это названия городов, рек и др. В нашей интерпретации: «Я знаю пять музыкальных инструментов симфонического оркестра, скрипка - раз, виолончель - два и т. д. (5 жанров, 5 композиторов, 5 исполнителей; 5 средств музыкальной выразительности, 5 произведений Чайковского и т.д.).