СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика лидерских качеств подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленных материалах рассматриваются ключевые понятия темы (лидер, лидерство, лидерские качества), представлены результаты диагностики у подростков лидерских качеств и в завершении обозначены рекомендации по развитию данных качеств. Результаты исследования могут быть интересны студентам, педагогам, психологам.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика лидерских качеств подростков»

ДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

В современном обществе роль лидерства становится все более значимой. Все больше и больше людей стремятся развивать и укреплять свои лидерские качества, осознавая, что они являются ключевыми для достижения успеха в карьере и личной жизни. Однако не стоит забывать о том, что лидерство можно развивать уже с самого юного возраста. Исследование лидерских качеств старшеклассников представлено в научных трудах Е. А. Климова, И. С. Кона, Е. С. Кузьмина, И. С. Полонского, Б. Д. Парыгина и др. Рассмотрению стилей лидерства посвящены работы Е. В. Андриенко, А. В. Запорожца, А. В. Петровского.

Под термином лидер чаще всего понимаю человека, который готов определять направление деятельности, показывать «дорогу», вести людей за собой, брать на себя ответственность за решения, отстаивать интересы группы и др. Это человек, пользующийся авторитетом группы. Категория «лидерство» выступает как деятельностная характеристика, это процесс влияния на людей с целью изменения их поведения. Речь идет о получении поддержки со стороны членов группы по достижению цели. Лидерство является одним из ключевых факторов успешного адаптирования к социальной среде и развития личности подростка. Умение эффективно командовать, мотивировать других людей, принимать решения и руководить процессами – все это составляет основу лидерских навыков.

В психологической науке под лидерскими качествами понимают совокупность (набор) характеристик, которые позволяют человеку успешно решать лидерские задачи и реализовывать соответствующие функции в обществе.

Подростковый возраст – это период, в котором личность стремиться продемонстрировать себя и свои возможности. Подростки во многом хотят быть не просто самостоятельными, но и «ведущими», это находит отражении в их поведении и мыслях. Многие из них являются «зачинателями» различных идей, организаторами каких-либо мероприятий и т. д. Так подросток реализует себя, показывает миру.

Однако не все подростки обладают развитыми лидерскими качествами. Некоторые из них могут испытывать трудности в установлении контакта с другими людьми, у них может отмечаться неумение выступать перед публикой или неспособность принять на себя ответственность за результаты работы группы.

Проведение диагностики лидерских качеств у подростков позволяет выявить индивидуальные особенности и потенциал каждого ребенка. Это помогает специалистам разработать индивидуальные программы тренировок и развития, направленные на повышение эффективности лидерских навыков. Методы диагностики лидерских качеств подростков играют важную роль в определении их потенциала и развитии в этой сфере. Таких методов существует множество.

Один из методов – анкетирование. Подросткам предлагается заполнить определенные вопросники, которые позволяют выявить уровень развития таких качеств, как коммуникативные навыки, способность к принятию решений, умение мотивировать других и т.д. Этот метод является достаточно объективным, поскольку основывается на самооценке подростка. Однако он может быть подвержен субъективной интерпретации ответов и не всегда отражает реальное поведение человека.

Другой метод – наблюдение за поведением подростка в групповых или коллективных заданиях. В ходе такого наблюдения можно оценить его способность координации действий, убеждения других людей или возможность проявления лидерских качеств в ситуациях соревнования. Однако этот метод требует большого объема времени и возможности наблюдения в различных контекстах.

Третий метод – анализ личностных характеристик подростка через психологические тесты.

С целью изучения лидерских качеств у современных подростков проведено исследование, в котором участвовали 15 подростков 15-16 лет. Диагностика проводилось с помощью теста «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков и Е. Крушельницкий) и методики «Я – лидер» (Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модификация Т. А. Мироновой).

Результаты исследования, полученные с помощью методики Е. Жарикова и Е. Крушельницкого, представлены на рисунке 1.

В ходе диагностики с помощью теста «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) было выявлено, что из 15 человек у 8 (53 %) подростков определены слабо выраженные лидерские способности, у 6 (40 %) подростков лидерские способности соответствуют среднему уровню, а у 1 (7 %) подростков лидерские способности развиты достаточно сильно.

Рисунок 1. Уровень выраженности лидерских способностей

(по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого)

Результаты исследования, полученные с помощью методики Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модификация Т. А. Мироновой, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень выраженности лидерских качеств

(по методике Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин, модификация Т. А. Мироновой

Как видно из данных рисунка 2, у 7 (46,5 %) подростков выявлен средний уровень развития лидерских качеств, такое же количество подростков (46,5 %) имеют низкий уровень развития данных качеств и у 1 (7 %) подростков лидерские качества на высоком уровне развития.

Таким образом, результаты диагностики показывают, что в подростковом возрасте очень важно ставить вопрос о развитии лидерских качеств. Так, для эффективного развития лидерских качеств у подростков необходимо применять различные практические рекомендации, которые помогут им осознать свой потенциал и стать успешными лидерами.

Во-первых, важно создать подходящую среду для развития лидерских навыков. Подросткам следует предоставить возможность принимать ответственность за определенные задачи или проекты, а также участвовать в коллективных решениях. Регулярное проведение тренингов и семинаров по развитию лидерства также будет полезным инструментом.

Во-вторых, необходимо наставничество со стороны взрослых или более опытных лидеров. Подростки могут изучать успешные примеры лидерства и получать конструктивную обратную связь от своих наставников. Это позволит им понять свои сильные стороны и области для улучшения.

В-третьих, важно поощрять самостоятельность и самодисциплину у подростков. Самопроверка и целеполагание помогут им развиваться как лидеры, а также научат их принимать решения и действовать самостоятельно.