Актуализация знаний. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные, логические УУД) а) Дыхательная гимнастика. Упражнение «Снежинки». | - Посмотрите на экран. Кто это? Логопед: - Произошло большое несчастье! Снежная Королева заколдовала мальчика Кая и увезла в своё снежное царство. И маленькая Герда отправилась на поиски своего названного брата. - Ребята, чтобы помочь Герде попасть в замок Снежной королевы, нам предстоит пройти трудный и долгий путь. Вы не боитесь трудностей? Тогда в путь! Закройте глаза, чтобы попасть в сказку. - Разыгралась метель, подул холодный ветер. Зимняя сказка принесла с собой множество кружевных снежинок. Какие зимой снежинки? - Заставим эти снежинки кружится. - А теперь отправляемся в путь к Снежной Королеве. | Слайд 3. На экране появляется Герда из сказки Г.Х. Андерсана «Снежная королева».
Упражнение повторить 3-5 раз. |
III. Постановка учебной задачи. а) Целеполагание. (Коммуникативные, познавательные, логические УУД) б) Определение темы занятия. Сравнение звуков, соотнесение с символами, буквами. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные,логические УУД) | - Белая звездочка с неба упала Мне на ладошку, но не пропала, А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на занятии. - Какие желания вы бы хотели исполнить на нашем занятии? Выберите желания, которые подходят к нашему занятию? -Это наши желания. А каковы наши возможности? Можем ли сразу выполнить свои желания и почему? (Не знаем тему занятия). Логопед: - Послушайте загадки: 1.Всё лето стояли, зимы ожидали, Дождались поры - помчались с горы. (Сани.) 2. На кормушку к нам зимой, Прилетает птица, С жёлтой грудкой пуховой – Шустрая (Синица). 3. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шубка серая для лета, Для зимы другого цвета. (Заяц.) 4.Раскрыла снежные объятья, Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода. Какое это время года? (Зима.) Логопед: - Выделите первый звук в названиях предметов: сани, синица; заяц, зима. Чем звуки обозначаются на письме? - А какой буквой на письме обозначаются звуки [с-с’]? Какой буквой на письме обозначаются звуки [з-з’]? Ученик: - Звуки на письме обозначаются буквами С и З. Логопед: - Вы догадались, с какими звуками мы будем работать? А с какими буквами? - Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего занятия? Ученик: - Звуки [с-с’], [з-з’], буквы С – З. - Какие парные согласные вы научились различать? Логопед: - Правильно, сегодня на занятии вы будете сравнивать, различать парные согласные звуки [с-с’] и [з-з’] и буквы С и З между собой, находить их сходства и отличия. - Какова наша цель? - Научиться безошибочно, определять звуки [з-з’], [с-с’] в слогах, словах, предложениях и правильно записывать их. - Произнесите звуки, наблюдая за собой в зеркало. Обратите внимание на положение губ. - Что вы скажите об этих звуках? Дайте характеристику звукам. - Что общего у этих звуков? - Чем отличается один звук от другого? | Слайд 4. Слайд 5. Слайд 6.
Учитель-логопед называет предметы, выделяя голосом первый звук в слове.
Слайд 7.
Обучающиеся отвечают на вопросы, дают характеристику каждому звуку. Делают вывод: звуки [с], [с’] - согласный, глухой, твердый (мягкий); звуки [з], [з’] - согласный, звонкий, твердый (мягкий). Слайд 8. Слайд 9. |
V. Работа по теме занятия 1) Дидактическая игра «Найди буквы». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные, логические УУД)
2) Игра «Непослушные звуки». | - А вот и сама хозяйка прекрасного сада. - Садовница приготовила вам карточки с заданиями, выполнив которые мы сможем продолжить наше путешествие. Логопед: -Рассмотрите их. Какое задание содержит эта карточка? Ученик: - Среди разных букв найти буквы С и З. Логопед: -Нужно не только правильно произносить звуки [с], [с’], [з], [з’], а также правильно писать буквы, которыми они обозначаются на письме. - Вспомните стихотворение про букву «С»: Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. Что за буква светится Старым ясным месяцем? -Буква «С» похожа на месяц. -Посмотрите на букву «З» и послушайте про нее стихотворение И. Блюмкина: Буква «З» как змея извивается, Потому буквой «З» называется. -Чем отличается буква от звука? -Букву мы видим и пишем. В тетрадях запишите дату, день недели. Логопед: - Запишите в тетрадь заглавных и строчных букв столько, сколько их в карточке. -Ребята, Садовница сейчас проверит, как хорошо слышат ваши уши, как вы умеете читать. Прочитайте слог на том горшочке, на который сядет бабочка. | Слайд 11. На экране появляется Садовница
Слайд 12 .
Слайд 13.
Слайд 14. |
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 1) Дидактическая игра «Закодируй слова». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД). 2)Гимнастика для глаз. (Регулятивные УУД). 3) Дидактическая игра «Чудесная шкатулка». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД). Физминутка. (Регулятивные, коммуникативные УУД). 4)Д/игра «Измени слово». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД). 5)Д/игра «Подбери по смыслу». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД). 6) Д/игра «Доскажи слово». (Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД). | - Выполните звукобуквенный анализ слов: ваза, зебра, сито, осы. - Все ли согласны с товарищем? Кто думает по-другому? Докажите свой выбор! Логопед: - Молодцы, ребята! Вы быстро и правильно справились с заданием. Садовница осталась очень довольной! А нас, друзья, ждут новые испытания!
Логопед: -Подойдите к столу. Принц и принцесса дарит вам шкатулку, в ней спрятаны картинки. А какие, вы сейчас узнаете. Вам нужно разбить их на группы. Как мы это сделаем? Картинки: сок, сумка, коляска, автобус, кактус; лось, семь, беседка, гусеница; зонт, заколка; пазлы; зефир; зеркало, корзина, газета. Логопед: - Как можно распределить слова внутри каждой группы, объединенной одним общим звуком? Ученик: - По месту расположения звука в слове.
-Молодцы! Нам удалось удивить принца и принцессу! Мне, кажется, нас ждёт новая встреча! Логопед: -Ребята, да это же Маленькая Разбойница. Друзья, мы сможем продолжить наше путешествие только после того, как выполним еще одно трудное, но интересное задание. -Поиграем со словами. Самостоятельно измените одну букву и получится новое слово. Запишите слова в тетрадь. Коса – коза Роса – роза Слой – злой. Логопед: - Что получилось? Прочитайте вслух слова парами. Какие слова вызвали у вас трудности? Почему? Чем эти слова похожи, а чем – отличаются? Устно составьте словосочетания только с теми словами, которые вы изменили. Обучающийся: - Коза белая (упрямая, молодая…), роза садовая (колючая, красная…), злой мороз (волк, ветер…). Логопед: -Откройте тетради, запишите эти слова в тетради. Подчеркните в словах букву «с» - одной чертой, а «з» – двумя чертами. -Возьмите карточку с номером 2. На ней записаны слова с пропущенными буквами «з» и «с». Зимняя ли.а Морозный .пячка Пушистая во.дух -Вставьте пропущенные буквы. Составьте и запишите словосочетания, используя данные слова. -Прочитайте. Назовите слова со звуком [з]. -А есть слово со звуком [с]? Со звуком [з’]? …[с’] . -А теперь снова в путь! Логопед: -Как стало холодно! Руки озябли. Ребята, да мы пришли к Королевству. А вот и сама Снежная королева. Логопед: - Снежная Королева заколдовала все вокруг замка. Чтобы снять волшебные чары, нужно выполнить задание. Ребята давайте покажем ей, как мы умеем справляться с трудностями. Зимой стоят сильные …(морозы). Землю покрыл пушистый …(снег). - Как вы будете действовать? Закончите предложения, вставляя подходящее по смыслу слово, в котором есть буква с или з. | Слайд 15. На экране появляется принц с принцессой. Ученики работают в группах, самостоятельно разбирают картинки на две группы: 1 – со звуками [с], [с’]; 2 - [з], [з’]. Слайд 16. Ученики объясняют свой выбор, уточняя, где находятся данные звуки: в начале, середине, конце слова. Расставляют картинки на наборном полотне. Дети выполняют соответствующие движения. Слайд 17. Обучающиеся выполняют работу в тетради.
Слайд 18. Работа в парах. Слайд 19. При ответе один обучающийся зачитывает правильное предложение, другой проверяет. Встреча Герды с Каем. Слайд 20. |