Литературная викторина «Маска, маска, я тебя знаю»
5 класс
учитель – Шаповалова И.В.
Личностные универсальные учебные действия
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
Выпускник получит возможность научиться
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат.
Предметные учебные умения:
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение);
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• понимать содержание прочитанных художественных текстов и воспроизводить их в устной форме;
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к фольклорным образам.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением.
Алгоритм проведения:
1.Разминка
2. «Угадай, кто я?»
3. «Ой, кто это я?»
4. «Чего не достаёт тебе, портрет?»
5.«Покажи героя»
6.«Узнайте целое по кусочку»
7.«Капитаны, капитаны…»
8. «Я актёр, я режиссёр»
9.Подведение итогов.
Для организации групповой работы класс делится на группы. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности.
Скоро у нас конец года. И сегодня мы поговорим о книгах, которые мы читали в 5-ом классе. Многие из героев книг нам запомнились, стали нашими друзьями. И сегодня к нам в гости пришли литературные герои, но они скрылись под масками. Мы постараемся угадать: кто под какой маской спрятался.
Разминка.
Эта девочка-краса,
Волосы как небеса,
А глаза, как небо сини.
Эта девочка …
(Мальвина)
У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына –
Шалунишку …
(Буратино)
Приходи ко мне лечится
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор …
(Айболит)
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный …
(Бармалей)
«Угадай, кто я?»
Вот немного размялись, а теперь задания потруднее, и герои посерьёзнее.
Угадаете героя – 1 очко
Угадаете произведение – 1 очко
Назовёте произведение – 1 очко
Назовёте автора – 1 очко
Как дитя лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет её ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи тёмныя темней,
Заплетённые косой
Кудри чёрной полосой
Обвились вокруг чела;
Грудь, как свежий снег, бела;
На воздушный лёгкий стан
Брошен лёгкий сарафан;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях.
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки – чудо красотой …
(Жуковский «Спящая красавица»)
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золочёная карета, парой гнедых запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё девица – сама как солнце ясное светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова сказать не могут …
(Русская народная сказка «Царевна-Лягушка», Василиса Премудрая)
Переходим от сказок к литературным произведениям русской классики:
… женщина какая-то сидит. Спиной …, а по косе видать – девка. Коса ссиза-чёрная и ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светлеют и тонко так позванивают … Девка небольшого росту, и уж такое крутое колесо – на месте не посидит…
(Бажов «Медной горы хозяйка» - Хозяйка Медной горы)
Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На шее монисто. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный …
(Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» - Дина)
Из числа всех дворовых самым замечательным был мужчина двадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе …
(Тургенев «Муму» - Герасим)
В числе тридцати или сорока детей, обучающихся в пансионе, находился один мальчик, которому тогда было не более девяти или десяти лет. Мальчик был умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали …
(Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - Алёша)
«Ой, кто это я?»
Надевается маска. Участник надевает маску с закрытыми глазами. Участнику нужно угадать, какого героя он представляет. Можно задавать вопросы команде: Какого цвета у меня волосы? Какие у меня уши? Есть ли у меня головной убор? и т.п. Спрашивать впрямую – Кто я? Из какой я сказки? – нельзя.
(Чипполино, Чебурашка, Чёрт, Василиса Прекрасная)
«Чего не достаёт тебе, портрет?»
Раздаются рисунки. Нужно угадать героя и нарисовать недостающую деталь.
(Царевна-Лягушка – стрела и/или корона;
Василиса Премудрая – коса;
Карлсон – винт;
Лисичка-сестричка – хвост)
«Покажи героя»
Один участник команды изображает героя, молча, без слов. Команда должна угадать.
(Кот в сапогах, Чебурашка, Змей Горыныч, Лягушка-Царевна)
«Узнайте целое по кусочку»
Назовите произведение и автора этого произведения по прослушанному кусочку:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыпались с горы…
(Чуковский «Федорино горе»)
Подождать она хотела
До обеда. Не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
(Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Чу! шёпот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!..
(Некрасов «Крестьянские дети»)
И был я один с неизбежной судьбой,
От взора людей далеко;
Один, меж чудовищ, с любящей душой,
Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немова.
И я содрогался… вдруг слышу: ползёт
Стоногое грозно из мглы,
И хочет схватить, и разинулся рот…
Я в ужасе прочь от скалы!..
То было спасеньем: я схвачен приливом
И выброшен вверх водомёта порывом…
(Жуковский «Кубок»)
«Капитаны, капитаны…»
Угадать героя с трёх попыток:
с 1 – 3 очка,
со 2 – 2 очка,
с 3 – 1 очко.
Я красивый цветущий мужчина в полном расцвете сил.
Я лучший укротитель домомучительниц. Люблю сладкое. Особенно – варенье.
Я лучшее в мире привидение с моторчиком.
(Карлсон)
Я живу на самом-самом севере.
Я люблю зиму и живу в ледяном дворце, где всё сделано из самого лучшего льда.
Однажды в моём дворце поселился мальчик – я привезла его. Но меня победила девочка с горячим сердцем.
(Снежная Королева)
Очень долго мне пришлось жить в болоте.
Я умею печь лучший хлеб, ткать лучшие ковры (на которых всё царство видно), очень хорошо танцевать.
Однажды я поймала стрелу. Юноша-царевич, пустивший эту стрелу, помог мне разрушить колдовство и сбросить чужую зелёную противную шкурку.
(Царевна-Лягушка)
Всю жизнь я прожил в джунглях.
Очень долго я не знал людей, моими друзьями были звери.
Я вырос среди волков. Мой злейший враг – тигр.
(Маугли)
Загадайте героя сказки, рассказа, повести. Опишите его, не называя имени. А другой капитан пусть угадает.
«Я актёр, я режиссёр»
Выбираем басню:
- «Свинья под дубом»
- «Стрекоза и муравей».
2 минуты на подготовку и инсценируем басню. Вторая команда на листочках молча ставит оценку. После двух инсценировок объявляем оценки.
Подведение итогов.
Считаем количество очков у каждой команды. Объявляем победителей.
Проводим голосование на листочках – «Лучший игрок». Объявляем результаты.
Итак, сегодня мы узнали всех, кто спрятался под масками, и можем смело сказать: «Маска, маска, я тебя знаю». Но сколько ещё героев, не названных нами и ещё не узнанных, живут в своих книгах и носят маски. Чтобы всех их узнать, нужно больше читать, и тогда все герои будут знакомыми, близкими и любимыми.
6