СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Маска, маска, я тебя знаю"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра - викторина в конце учебного года

Просмотр содержимого документа
«"Маска, маска, я тебя знаю"»

Литературная викторина «Маска, маска, я тебя знаю»

5 класс

учитель – Шаповалова И.В.

Личностные универсальные учебные действия

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Выпускник получит возможность научиться

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат.

Предметные учебные умения:

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение);

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• понимать содержание прочитанных художественных текстов и воспроизводить их в устной форме;

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к фольклорным образам.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением.


Алгоритм проведения:

1.Разминка

2. «Угадай, кто я?»

3. «Ой, кто это я?»

4. «Чего не достаёт тебе, портрет?»

5.«Покажи героя»

6.«Узнайте целое по кусочку»

7.«Капитаны, капитаны…»

8. «Я актёр, я режиссёр»

9.Подведение итогов.


Для организации групповой работы класс делится на группы. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. Занятия могут проходить в форме соревнования двух команд. Командные соревнования позволяют актуализировать у обучающихся мотив выигрыша и тем самым пробудить интерес к выполняемой деятельности.

Скоро у нас конец года. И сегодня мы поговорим о книгах, которые мы читали в 5-ом классе. Многие из героев книг нам запомнились, стали нашими друзьями. И сегодня к нам в гости пришли литературные герои, но они скрылись под масками. Мы постараемся угадать: кто под какой маской спрятался.

Разминка.

  1. Эта девочка-краса,

Волосы как небеса,

А глаза, как небо сини.

Эта девочка …

(Мальвина)

  1. У отца был мальчик странный –

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына –

Шалунишку …

(Буратино)

  1. Приходи ко мне лечится

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор …

(Айболит)

  1. Не ходите, дети,

В Африку гулять.

В Африке разбойник,

В Африке злодей,

В Африке ужасный …

(Бармалей)

«Угадай, кто я?»

Вот немного размялись, а теперь задания потруднее, и герои посерьёзнее.

Угадаете героя – 1 очко

Угадаете произведение – 1 очко

Назовёте произведение – 1 очко

Назовёте автора – 1 очко


  1. Как дитя лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет её ланит;

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи тёмныя темней,

Заплетённые косой

Кудри чёрной полосой

Обвились вокруг чела;

Грудь, как свежий снег, бела;

На воздушный лёгкий стан

Брошен лёгкий сарафан;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях.

Сжаты в лёгких сапожках

Ножки – чудо красотой …

(Жуковский «Спящая красавица»)

  1. Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золочёная карета, парой гнедых запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё девица – сама как солнце ясное светится. Все на неё дивятся, любуются, от удивления слова сказать не могут …

(Русская народная сказка «Царевна-Лягушка», Василиса Премудрая)

Переходим от сказок к литературным произведениям русской классики:

  1. … женщина какая-то сидит. Спиной …, а по косе видать – девка. Коса ссиза-чёрная и ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светлеют и тонко так позванивают … Девка небольшого росту, и уж такое крутое колесо – на месте не посидит…

(Бажов «Медной горы хозяйка» - Хозяйка Медной горы)

  1. Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На шее монисто. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный …

(Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» - Дина)

  1. Из числа всех дворовых самым замечательным был мужчина двадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его работе …

(Тургенев «Муму» - Герасим)

  1. В числе тридцати или сорока детей, обучающихся в пансионе, находился один мальчик, которому тогда было не более девяти или десяти лет. Мальчик был умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали …

(Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - Алёша)

«Ой, кто это я?»

Надевается маска. Участник надевает маску с закрытыми глазами. Участнику нужно угадать, какого героя он представляет. Можно задавать вопросы команде: Какого цвета у меня волосы? Какие у меня уши? Есть ли у меня головной убор? и т.п. Спрашивать впрямую – Кто я? Из какой я сказки? – нельзя.

(Чипполино, Чебурашка, Чёрт, Василиса Прекрасная)

«Чего не достаёт тебе, портрет?»

Раздаются рисунки. Нужно угадать героя и нарисовать недостающую деталь.

(Царевна-Лягушка – стрела и/или корона;

Василиса Премудрая – коса;

Карлсон – винт;

Лисичка-сестричка – хвост)

«Покажи героя»


Один участник команды изображает героя, молча, без слов. Команда должна угадать.

(Кот в сапогах, Чебурашка, Змей Горыныч, Лягушка-Царевна)

«Узнайте целое по кусочку»

Назовите произведение и автора этого произведения по прослушанному кусочку:

  1. Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыпались с горы…

(Чуковский «Федорино горе»)

  1. Подождать она хотела

До обеда. Не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила

И кусочек проглотила…

(Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

  1. Чу! шёпот какой-то… а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!..

(Некрасов «Крестьянские дети»)

  1. И был я один с неизбежной судьбой,

От взора людей далеко;

Один, меж чудовищ, с любящей душой,

Во чреве земли, глубоко

Под звуком живым человечьего слова,

Меж страшных жильцов подземелья немова.

И я содрогался… вдруг слышу: ползёт

Стоногое грозно из мглы,

И хочет схватить, и разинулся рот…

Я в ужасе прочь от скалы!..

То было спасеньем: я схвачен приливом

И выброшен вверх водомёта порывом…

(Жуковский «Кубок»)

«Капитаны, капитаны…»


  1. Угадать героя с трёх попыток:

с 1 – 3 очка,

со 2 – 2 очка,

с 3 – 1 очко.


  1. Я красивый цветущий мужчина в полном расцвете сил.

  2. Я лучший укротитель домомучительниц. Люблю сладкое. Особенно – варенье.

  3. Я лучшее в мире привидение с моторчиком.

(Карлсон)

  1. Я живу на самом-самом севере.

  2. Я люблю зиму и живу в ледяном дворце, где всё сделано из самого лучшего льда.

  3. Однажды в моём дворце поселился мальчик – я привезла его. Но меня победила девочка с горячим сердцем.

(Снежная Королева)

  1. Очень долго мне пришлось жить в болоте.

  2. Я умею печь лучший хлеб, ткать лучшие ковры (на которых всё царство видно), очень хорошо танцевать.

  3. Однажды я поймала стрелу. Юноша-царевич, пустивший эту стрелу, помог мне разрушить колдовство и сбросить чужую зелёную противную шкурку.

(Царевна-Лягушка)

  1. Всю жизнь я прожил в джунглях.

  2. Очень долго я не знал людей, моими друзьями были звери.

  3. Я вырос среди волков. Мой злейший враг – тигр.

(Маугли)

  1. Загадайте героя сказки, рассказа, повести. Опишите его, не называя имени. А другой капитан пусть угадает.


«Я актёр, я режиссёр»


Выбираем басню:

- «Свинья под дубом»

- «Стрекоза и муравей».

2 минуты на подготовку и инсценируем басню. Вторая команда на листочках молча ставит оценку. После двух инсценировок объявляем оценки.


Подведение итогов.

Считаем количество очков у каждой команды. Объявляем победителей.

Проводим голосование на листочках – «Лучший игрок». Объявляем результаты.

Итак, сегодня мы узнали всех, кто спрятался под масками, и можем смело сказать: «Маска, маска, я тебя знаю». Но сколько ещё героев, не названных нами и ещё не узнанных, живут в своих книгах и носят маски. Чтобы всех их узнать, нужно больше читать, и тогда все герои будут знакомыми, близкими и любимыми.

6