Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, уважаемое жюри!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда.
Кто такой учитель - мастер?
Как вы понимаете это слово? ( отвечают, я дополняю)
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, Антон Семенович Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"
Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама.
Все уроки, как люди: похожи и разные.
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник.
Есть другие, как страшный мучительный сон.
- Когда уроки становятся светлым и радостным праздником? Конечно, когда они проходят интересно, плодотворно, на одном дыхании, когда дети получают знания не в готовом виде, а решая проблему, находят нужный ответ.
Предположите, о чем сегодня пойдет речь?
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет и нет…»
-Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?
-Как вы думаете, чему будет посвящен Мастер-класс? Он будет посвящен особым выражениям в нашей речи – фразеологизмам.
- Итак, еще раз здравствуйте.
Я- директор сыскного агентства, а вы, уважаемые коллеги, ценнейшие сотрудники этого агентства.
К нам обратился солидный уважаемый клиент: Фразеологический словарь. Пропали фразеологизмы из словаря. Клиент очень надеется на нашу помощь. Готовы работать?
И вот ваши первые задания. ( 3 минуты)
1 группа: напишите, пож-та, объявление о пропаже, указав особые приметы. В помощь вам дан Толковый словарь и Словарь фразеологизмов.
( на листе задание)
2 группа: восстановите картину происшествия, поработав с очевидцами. Не забудьте прихватить с собой улики. (на листе задание)
Пока мои коллеги работают, я объясню, почему я выбрала именно эту тему.
На уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении. Я думаю, что изучение фразеологии играет огромную роль для развития речи. Но в программе начального образования нет темы Фразеология. При подготовке к олимпиадам, я увидела, что многие учащиеся не понимают фразеологизмы, не могут их объяснить. Поэтому я решила на разных уроках (где это возможно) систематически вводить фразеологизмы.
Я считаю, что знакомство с ними должно быть целенаправленным элементом работы в системе развития речи, что дает огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребенка.
Русский язык: На разных этапах урока можно использовать фразеологизмы.
Первый этап-чистописание. Здесь, используя фразеологический словарь, можно начать с первых уроков в алфавитном порядке.
Например, на букву А. Фразеологизм: А Васька слушает да ест.- прописываем, объясняем смысл, обращаясь к Словарю, беседуем: когда, в каких случаях применяется.
Словарная работа – игра «Фотоглаз»
Учитель показывает карточку с фразеологизмом. Задача учащихся: успеть прочитать и выписать словарное слово. Прикусить язык ( словарное слово: язык), ворона в павлиньих перьях ( ворона)
Игра «В мире животных» : Стреляный ….. ( воробей), ….. ( собаку) съел и т.д..
На следующем этапе урока- также можно применить фразеологические обороты с целью определения темы урока.
Например, можно использовать кроссворд: перед вами кроссворд, разгадайте его и определите тему урока.
Фразеологизмы, фразеологические обороты можно также применять на уроках при изучении различных тем.
Например: при изучении частей речи, в подборе синонимов и антонимов
Замени в выражениях глаголы антонимами: терять силы – находить, выходить из тупика – заходить и т.д..
На этапе Рефлексия: составить синквейн.
Математика: при изучение мер длины детям предлагается фразеологизм: взять себя в руки.
- Как вы думаете, можно ли взять себя в руки? Измерим длину от правой руки до левой, затем обхват груди . ( работа в парах)
Литературное чтение: при работе с текстами.
Например: подобрать фразеологизм, характеризующий поведение героя.
Окружающий мир: при изучении темы «Вода в природе», группе журналистов дано задание объяснить значения фразеологизмов:
1. Как капли воды; 2. Как рыба в воде; 3. Как в воду кануть; 4. В рот воды набрать; 5. Выйти сухим из воды; 6. Как в воду глядеть.
Коллеги, вам слово.
Спасибо большое. Я думаю, клиент будет доволен проделанной работой.
2 группа принесла с задания улики. Что это за улики?
полено Какой фразеологизм подходит? ( Без сучка, без задоринки- без помех, без препятствий, гладко .)
- Вот 1 фразеологизм, который мы вернули хозяину.
яблоко ( Яблоко раздора – предмет, причина спора )
шляпа ( Дело в шляпе – удачный исход дела )
- Еще 2 фразеологизма найдены. Замечательно!
2 задание: составить фотороботы пропавших фразеологизмов. В помощь вам краски, листы. ( на листе задание: Изобразить фразеологический оборот: Вешать лапшу на уши. Биться как рыба об лёд.)
В это время с залом:
- Дорогие друзья! Один художник, который был свидетелем данного происшествия оставил нам картинки. Расшифруйте их.
Что обозначают? Презентация
- Дорогие друзья, опознайте, пожалуйста, фразеологизмы по фотороботам.
Спасибо. Расследование идет полным ходом.
И в заключении, я предлагаю вам вернуть фразеологизмы и написать мини- сочинение на актуальную тему ( тема: Конкурс «Учитель года»)
( на листах задания с перечнем фразеологизмов) 3 минуты
В это время с залом:
Дорогие друзья! Потребуется еще ваша помощь. Не устали? Тогда начнем!
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско
9) душа в душу 9) одержать победу
10)засучить рукава 10)на всех парах
- Итак, уважаемые коллеги! Представляем результат своего труда. Озвучьте, пожалуйста, тему. 1 группа. 2 группа.
Замечательно. Все достойно аплодисментов.
К залу: Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был представлен фрагмент занятия по внеурочной деятельности по развитию речи в игровой форме с использованием проблемной технологии, где дети узнали новые фразеологические обороты и сумели их употребить в речи.
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и
продолжили работу. Всем спасибо и желаю вам, чтоб все в жизни у вас проходило без сучка, без задоринки.