СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс по теме: « Реализация УУД младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            Мастер – класс по теме: « Реализация УУД младших школьников»

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс по теме: « Реализация УУД младших школьников»»

Мастер – класс по теме: « Реализация УУД младших школьников»

Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

  • Раскрыть и осмыслить понятие УУД

  • Рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности УУД

  • Приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией

Форма проведения: мастер-класс



Этап

Содержание

1. Мотивация к деятельности.

Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеемся, что наша встреча будет для нас полезна и интересна.

2. Актуализация знаний

Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”.

- Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

- Требования к условиям

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Требования предъявляются, каким ученик стал после того, как прошел через уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов

Вам даны будут карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите его с УУД, поместите данную карточку в соответствующий столбик таблицы

  • Личностные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Познавательные УУД

  • Коммуникативные УУД

3 Практическая работа. Анализ заданий по русскому языку, литературному чтению, математике и распределение данных заданий в соответствии с УУД

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Распределяем задания в соответствии с УУД

Русский язык:

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир:

  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны

  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

Литературное чтение:

  • Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

  • Как нужно было ухаживать за репкой?

  • Почему репка выросла большая – пребольшая?

  • Сочини продолжение сказки с друзьями.

Математика:

  • У Маши получился один ответ в задаче , а у Алёши – другой. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Почему?

  • Прочитай текст задачи, начерти схему и найди её решение. Объясни решение задачи!

  • Соотнесите задачи и схемы. Составьте план решения задачи.

  • Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Проверка работы

  • Русский язык

  • Личностные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Познавательные УУД

  • Коммуникативные УУД

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Как бы ты объяснил своему однокласснику, чтотакое родственные слова?

Окружающий мир

  • Личностные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Познавательные УУД

  • Коммуникативные УУД

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

Литературное чтение

  • Личностные УУД

  • Регулятивные УУД

  • Познавательные УУД

  • Коммуникативные УУД

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

9. ЗнакомсУУДП

Тема: Заглавная буква О. Упражнения в чтении и письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей.

Цель: ознакомление с заглавной буквой О

Задачи:

– научить детей слышать и выделять звуки в словах, обозначать их схемой;

– формировать умение находить слова с заданным звуком;

– формировать умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– формировать умение воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи


1. – Посмотрите на доску. Что вы видите у меня на доске? (Схемы-«человечки».)

– Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают. 1

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

На доске







– Назовите буквы, которые могут обозначать эти звуки.


– Посмотрите на страницу «Букваря», как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?


План (примерный) Регулятивные УУД ) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

2 Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  1. Работа с рисунками

  2. Составление схем слов.

  3. Составление предложения по схеме.

  4. Чтение слогов.

  5. Чтение слов.

  6. Чтение текста.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;


– Посмотрите на кубики, кто там нарисован? (Дети.)

– Попробуем угадать имена детей.

– А что нам поможет? (Схема.)

-Кто нарисован на кубике ниже? 1 4

– Рассмотрите схему.

– Сколько слов в предложении-­схеме?

– Расскажите по схеме о первом слове. (В первом слове два гласных звука, два слога, первый слог ударный. Начинается слово с заглавной буквы О. Это имя Оля.)

– Теперь о втором.

– Какое получилось предложение? (Оля и Олег.)

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты.

Работа в «Букваре» 1 1 3 1 1

Чтение текста на с. 41.

Г. Сапгир «Андрюша» 1

1. Работа с текстом до чтения.

– Что мы сегодня будем читать, стихи или прозу?

– Как догадались?

– Прочитаем заглавие и рассмотрим иллюстрацию.

– Кто такой Андрюша? Разве котят так называют?

– Хотите узнать?

  1. Работа с текстом во время чтения

Обучение слушанию. Текст целиком читает учитель без остановок.

  1. Беседа после чтения

– Как вы думаете, это был Андрюшин котёнок или другой?

– Кто же прав: папа или Андрюша?

– Почему Андрюша так уверен, что это его котёнок?

– Что вы узнали про Андрюшу?

– Кто герои?

– Кто понравился? Почему?

– С какими героями согласны, а с какими нет?

– Почему Андрюша упрямился?

– Конечно, Андрюшин котёнок вырос и попал в добрые руки. А у кого из героев рассказа добрые руки?

– Можно ли по-другому было озаглавить рассказ?

– Почему же Ген­рих Сапгир назвал рассказ все-таки именем мальчика?

– Таким ли вы себе представляете котёнка, каким его видит худож­ник?

– Кому из вас захотелось перечитать текст ещё раз?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

    1. формируем умение слушать и понимать других.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

– Отметьте в дневнике.





Урок математики.

Теперь самостоятельно в группах будем определять реализованные УУД на этапах урока математики в 3 классе.


Этапы урока

Ход урока

Ф

О

У

Д

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Минутка чистописания


2. Математический диктант.

- Найдите произведение 27 и 3.

- Чему равно частное 87 и 29?

- Во сколько раз 96 больше 4?

- Во сколько раз 88 больше 22?

- Уменьшите 38 в 2 раза.

- Увеличьте 12 в 7 раз.

- Сумму чисел 19 и 6 увеличить в 4 раза.

- Сколько раз нужно взять по 1/10 круга, чтобы составить целый круг?

- Что больше: 1/5 или 1/10?

- Найдите число, если ¼ доля его равна 17.





С

Высказывает добрые пожелания детям


Проводит математический диктант







Оцените свою работу (предположение)

Включаются в деятельность на личностно- значимом уровне

Выполняют самостоятельную работу (на листочках)






Самооценка

Познавательные УУД

Развиваем умения:

1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

II. Сообщение нового (узнаём…).

1 5 3 2 3

Работа в парах- (презентация)

Работа с презентацией

1. Задание № 1.

Цель работы:

актуализация существующих знаний о новых единицах измерения времени и их связи с изученной ранее единицей измерения времени (минутой).

- Прочитайте и обсудите задание.

- Ответьте на вопросы.



Составление плана урока



2. Задание № 2.

- Определите время на часах и покажите это же время на моделях часов

3. Работа с моделями часов.

- Какие деления есть ещё на циферблате часов?

Текст со знаком?!.

4. Задание № 3.

- Подготовьте в парах ответы на поставленные вопросы.

- Как бы вы ответили на вопрос урока?

- Проверьте свои ответы.

2. Работа с текстом в оранжевой рамке.

- Почему на циферблате часов 60 мелких делений?

- Какую часть часа составляет 1 минута?

Ф+П

Предоставляет материал. создаёт готовность к предстоящей деятельности


Организует работу в паре


Побуждает к высказыванииям и предположениям учащихся.




Стимулирует активное участие учащихся.




Проявляют познавательную активность




Работают в паре ( на листочках)

Сталкиваются с затруднением




Ставят тему и цели урока.



Составляют план урока.













4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.

6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:

1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

4 – работая по плану, сверять

свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

III. Первичное закрепление (применяем…).


3 2 3 5

Работа в парах.

Задания № 4, 5, 6, 7.

Проверка решения парами по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

Ф+П

Организует работу в парах

Организует деятельность по применению новых знаний

Решают типовые задания в парак

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


ТОУУ


Коммуникативные УУД

Развиваем умения:

1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

IV. Тренинг (выбираем…).

1 3 2 35

1. Самостоятельная работа (Решение индивидуальное либо у доски).

Выбор заданий в «Дидактическом материале».

Задание № 3, с. 91

Выбор задач № 1-5, с. 18-20 (№ 4)

Проверка решения по алгоритму самооценки.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать в задании?

– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

-- Какого уровня сложности было задание?

-- Оцените свою работу.

- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?

С

Индивидуальная помощь

Работают самостоятельно

2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить

свою точку зрения;


ТОУУ


4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить

вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;

отделять новое от известного;

V.Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Какие задачи решали?

- Всё ли получалось?

- Над чем ещё надо поработать?

Ф

Предлагает оценить работу на уроке.

Высказывают оценочные суждения. Отмечают успехи на уроке.

5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

VI. Возможное

домашнее задание

Выбор домашнего задания из дидактического материала.

С.91 №1,2, 4,5 ( любые два по выбору)


Создаёт условия для получения и выполнения домашнего задания.


Записывают домашнее задание.


2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.


Подведение итога. Рефлексия

Проанализируем нашу работу.

Оргмомент. Мотивация к деятельности.

На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка.

На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний,

отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

Формулировка темы урока , цели и задачи. (Регулятивные УУД)

На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи (Регулятивные УУД).

Работа по теме урока. (Познавательные УУД)

Выполнение практической работы в парах и группах. Самооценка. Рефлексия (Коммуникативные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, личностные УУД)