Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век 21 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны?
Мастер –класс «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС»
Урок – главное мерило таланта и труда учителя. Ведь именно на уроке для преподавателя открывается огромное поле деятельности. Об этом написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но, какие бы ни происходили реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный. Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возросла. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм и т. д.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю коллегам изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в свете ФГОС»
Ингредиенты:
Оргмомент
Определение темы урока
Актуализация и коррекция опорных знаний
Целеполагание. Мотивация.
Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)
в измененной ситуации (конструктивные задания)
6.Физкультминутка.
7. Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания)
8. Информация о домашнем задании
9. Рефлексия
В итоге у нас должен получиться урок комплексного применения знаний.
Итак, оргмомент. Каким он может быть?
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу — к определению темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.
Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:
-Good morning, Dear children!- говорят англичане,
-Guten Morgen ! — говорят немцы,
А я говорю : «Добрый день, ребята! Здравствуйте!» Это значит, что я желаю им здоровья и хорошего настроения на весь день.
А еще удивлять можно молча. Перед изучением таблицы умножения я показала ребятам как умножают янонские дети. Например, вот так. (демонстрация способа умножения многозначного на многозначный при помощи системы пересекающихся линий, так называемая «японская школа»)(21 13=273)
Далее следует определение темы и ее формулировка.
Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв , знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь». Показываю детям запись на экране, бумаге или доске и прошу предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,
Следующий этап — актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).
Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2-хфазный тест «Верно ли что…»Очень часто детям предлагаю ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.
Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течение урока)
Обязательно уделяю большое внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними нахожу возможность применения их в жизни. Спрашиваю у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Ведь смыслоутрата несет в себе разрушительную силу. Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.
Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще — это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее — конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Я лишь ранжирую их по степени сложности.
На уроке математики я предложила детям выполнить задания. Они напечатаны в конвертах разного цвета. Пояснила соответствие цвета степени сложности задания и предложила их на выбор. После выполнения задания без особого труда провела самопроверку. К удивлению детей, ответ был указан на конверте в области поля «индекс отправителя». У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.
Настало время динамической паузы, чтобы снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например, при изучении геометрических фигур предлагаю детям взять карточки «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Даю команду «Т» — прыжки, «К» — наклоны, «П» — рывки руками. Количество раз равно количеству сторон фигуры. Затем дети обмениваются карточкой с другом, выполняют другое упражнение. Нравится детям флешмоб, когда один ребенок под музыку импровизирует, а другие повторяют его движения. На уроке русского языка на физминутке отрабатываю правописание, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» — дети делают прыжки, если «о» — хлопки и т.д. Совсем недавно на уроке развития речи при написании изложения «Осенняя ёлочка» я использовала такую физкультминутку:
Ёлка в блёстках ледяных, ( Повороты туловища влево – вправо.)
В тёплых слёзках смоляных, ( Наклоны туловища влево – вправо.)
Свежая, зелёная, ( Поднимемся на носочки.)
Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)
Приходит к нам с подарками, ( Руки - к плечам.)
Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)
Нарядная, забавная ( Руки – вниз.)
И в Новый год там главная. ( Три хлопка внизу.)
После хорошего отдыха предлагаю самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, могут спросить у учителя, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) — а это одно из познавательных УУД. Развиваю познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися слежу за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Всегда выслушаю и спрашиваю: «А кто думает иначе?»
Оформить свою работу детям предлагаю по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети пишут сказки, выражают мысли в стихах или прозе, делают рисунки, создают проекты, презентации, и т.д. Не забываем об ИКТ-грамотности!
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние задания очень часто предлагаю разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные требуют от детей поисковой познавательной деятельности. Приведу пример. На уроке окружающего мира по теме «Разнообразие растений» раздала детям фильтрпакетики аптечного чая из травы чабреца и ромашки. Задание: узнать, что находится внутри пакетика, где растет, для чего используют, нарисовать как выглядит в природе. Рефлексия — ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";"Меня удивило…" и т. п.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния позволяет использовать приемы изображения трех лиц: веселого, грустного и нейтрального.
Не скуплюсь на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваю успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…
Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.