МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Луга»
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол №1 от 29 августа 2019г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ №4 г. Луга __________ Буржинская Е.И. приказ № 385 от 30.08 .2019г |
Дополнительная общеразвивающая программа
Естественно - научной направленности
«Занимательная математика »
Возраст: 9-12лет
Срок реализации образовательной программы: 1 год
Составитель:
Смирнова Надежда Михайловна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория
2019 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Занимательная математика» разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)
Основной задачей современного образования является реализация потенциальных возможностей и развитие интеллектуально одарённых детей, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Решить эти задачи позволяет программа «Занимательная математика», рассчитанного на 15часов
Уровень освоения программы: базовый, углубленный
Актуальность программы является организация деятельности подростковых коллективов как исследовательских команд, где каждый из школьников занимается своей деятельностью и в то же время работает на общий результат группы и школы.
Инвариантность содержания
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она составлена с учетом современных педагогических подходов.
Содержательно – деятельностный подход помогает включить учащихся в активную деятельность. Такой подход учитывает интересы детей и ориентирует их на положительный результат. Личностно - ориентируемый подход способствует формированию личности ребенка. Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий, стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности самоопределиться, способствует адаптации в современном мире.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды с учетом интересов и склонностей одарённых учащихся, выявления и развития творческих способностей, раскрытию лучших человеческих качеств.
Программа построена на принципах
Принцип преемственности в расширении знаний.
Принцип взаимосвязи базового компонента и дополнительных знаний.
Принцип успешности и творческого развития.
Принцип гуманизации и индивидуализации.
Принцип практической направленности.
Принцип сочетания индивидуальной и коллективной форм организации педагогического процесса;
Единство обучения, воспитания, развития.
Организационно – педагогические условия для реализации программы
Адресат программы: Программа предназначена для школьников 9-12 лет. Допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку. Количество обучающихся и режим занятий соответствуют Положению о количестве обучающихся в детских объединениях, их возрастных категориях. При комплектовании учитывается начальная подготовка, с этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования, что позволяет увидеть исходную подготовку каждого учащегося, его индивидуальные способности и наклонности.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на курс отводится 16 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия – 45 мин.
Форма обучения – очная.
Форма организации занятий: групповая
Наполняемость группы -15 человек.
На занятиях применяются технологии разноуровневого обучения, творческие проекты. Основная часть времени отводится практическим занятиям по решению задач базового и профильного уровня. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы.
Система оценки результатов освоения программы:
Формы текущего контроля - практическая работа, конкурсы, турниры.
Формы итоговой аттестации: участие в конкурсе.
Цель: Создание условий для развития творческого математического мышления обучающихся через решение задач и вовлечение обучающихся в конкурсы по математике.
Задачи:
Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности. Научить, ответственно оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности, умение ставить общие цели и определять средства их достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальность партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывать умение отстаивать свою позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Образовательные: углубление имеющихся знаний по математике, обучение решению задач, развитие творческой активности и инициативности.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.
Планируемые результаты
Личностные:
Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту.
Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления.
Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.
Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные), с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический язык и наоборот.
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
действия с алгоритмами и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики.
Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения.
Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логические рассуждения и доказательства, включающее установление причинно-следственных связей.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные:
овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Название темы | К-во часов | Изучаемые в теме вопросы |
1.Числа и вычисления | 4 | Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты. |
2.Геометрические фигуры | 4 | Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры. |
3.Ребусы. Кроссворды | 4 | Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды. |
4.Логические задачи | 4 | Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле. |
Учебно - тематический план.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Количество часов |
личностные | метапредметные | предметные |
I. | Числа и вычисления. | 4 |
1 | Греческая и римская нумерация. Индийская и арабская система исчисления. Древнерусская система исчисления. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | |
2 | Правила и приемы быстрого счета. Конкурс «Кто быстрее сосчитает». |
3 | Знакомство с числовыми ребусами. Решение и составление числовых ребусов. |
4 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». |
II. | Геометрические фигуры. | 4 |
5 | Треугольник, задачи с треугольниками. | Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта). выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения | Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей моделирование | различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений; измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки; измерять площадь области, используя различные методы | |
6 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. Знакомство с пространственными фигурами. |
7 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. |
8 | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». |
III. | Ребусы. Кроссворды. | 4 |
9 | Знакомство с ребусами и принципами их составления. Решение и составление ребусов. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог | Решение разных видов ребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения. | |
|
10 | Знакомство с кроссвордами. Составление и решение кроссвордов. |
11 | Конкурс на лучший ребус и кроссворд. |
12 | Разгадывание кроссвордав |
IV | Логические задачи. | 4 |
13 | Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. | развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | понимают причины неуспеха,– делают предположения об информации, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению | Решение нестандартных методов решения различных математических задач; логические приемы, применяемые при решении задач. | |
14 | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками. |
15 | Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач |
16 | Заключительное занятие «Математический КВН». |
| Итого | | | | 16 |
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач
Литература:
Депман И.Я. Мир чисел
Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер
В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.
Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.
Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.
Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.
Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.
- http://pedsovet.su/load/18
- http://planuroka.ru/
- http://schoolthree.ru/
- http://www.proshkolu.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://www.openlesson.ru/
- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/
Календарно - тематический план.
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | Количество часов |
личностные | метапредметные | предметные |
I. | 03.06 | Числа и вычисления. | 4 |
1 | | Греческая и римская нумерация. Индийская и арабская система исчисления. Древнерусская система исчисления. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; | Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. | |
2 | 03.06 | Правила и приемы быстрого счета. Конкурс «Кто быстрее сосчитает». |
3 | 05.06 | Знакомство с числовыми ребусами. Решение и составление числовых ребусов. |
4 | 05.06 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». |
II. | | Геометрические фигуры. | 4 |
5 | 10.06 | Треугольник, задачи с треугольниками. | Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта). выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения | Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, установление причинно-следственных связей моделирование | различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры; применять все наиболее известные меры длины для вычислений; измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки; измерять площадь области, используя различные методы | |
6 | 10.06 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. Знакомство с пространственными фигурами. |
7 | 12.06 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур | |
8 | 12.06 | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». |
III | | Ребусы. Кроссворды. | 4 |
9 | 17.06 | Знакомство с ребусами и принципами их составления. Решение и составление ребусов. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; | установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог | Решение разных видов ребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения. | |
|
10 | 17.06 | Знакомство с кроссвордами. Составление и решение кроссвордов |
11 | 19.06 | Конкурс на лучший ребус и кроссворд. |
12 | 19.06 | Разгадывание кроссвордов |
IV | | Логические задачи. | 4 |
13 | 24.06 | Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик | развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения, преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | понимают причины неуспеха,– делают предположения об информации, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению | Решение нестандартных методов решения различных математических задач; логические приемы, применяемые при решении задач. | |
14 | 24.06. | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками |
15 | 27.06 | Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач |
16 | 27.06 | Заключительное занятие «Математический КВН». |
| Итого | | | | 16 |