СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в летнем лагере

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Занимательная  математика» разработана для детей 9-12 лет. Основана на  организации деятельности подростковых коллективов как исследовательских команд, где каждый из школьников занимается своей деятельностью и в то же время работает на общий результат группы и школы 

Просмотр содержимого документа
«Математика в летнем лагере»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Луга»


ПРИНЯТА:

на заседании

педагогического совета

протокол №1 от 29 августа 2019г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ №4 г. Луга

__________ Буржинская Е.И.

приказ № 385 от 30.08 .2019г

Дополнительная общеразвивающая программа

Естественно - научной направленности

«Занимательная математика »

Возраст: 9-12лет

Срок реализации образовательной программы: 1 год

Составитель:

Смирнова Надежда Михайловна,
учитель математики,
высшая квалификационная категория


2019 год



Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа естественно - научной направленности «Занимательная математика» разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепции развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 года № 1726-р),

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08. 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (разработанных Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)

Основной задачей современного образования является реализация потенциальных возможностей и развитие интеллектуально одарённых детей, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Решить эти задачи позволяет программа «Занимательная математика», рассчитанного на 15часов

Уровень освоения программы: базовый, углубленный

Актуальность программы является организация деятельности подростковых коллективов как исследовательских команд, где каждый из школьников занимается своей деятельностью и в то же время работает на общий результат группы и школы.

Инвариантность содержания

  • курс применим для группы школьников 9-12 лет;

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она составлена с учетом современных педагогических подходов.

Содержательно – деятельностный подход помогает включить учащихся в активную деятельность. Такой подход учитывает интересы детей и ориентирует их на положительный результат. Личностно - ориентируемый подход способствует формированию личности ребенка. Программа построена с учетом интересов учащихся, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий, стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности самоопределиться, способствует адаптации в современном мире.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды с учетом интересов и склонностей одарённых учащихся, выявления и развития творческих способностей, раскрытию лучших человеческих качеств.

Программа построена на принципах

  • Принцип преемственности в расширении знаний.

  • Принцип взаимосвязи базового компонента и дополнительных знаний.

  • Принцип успешности и творческого развития.

  • Принцип гуманизации и индивидуализации.

  • Принцип практической направленности.

  • Принцип сочетания индивидуальной и коллективной форм организации педагогического процесса;

  • Единство обучения, воспитания, развития.

Организационно – педагогические условия для реализации программы

Адресат программы: Программа предназначена для школьников 9-12 лет. Допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку. Количество обучающихся и режим занятий соответствуют Положению о количестве обучающихся в детских объединениях, их возрастных категориях. При комплектовании учитывается начальная подготовка, с этой целью проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования, что позволяет увидеть исходную подготовку каждого учащегося, его индивидуальные способности и наклонности.

Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего на курс отводится 16 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия – 45 мин.

Форма обучения – очная.

Форма организации занятий: групповая

Наполняемость группы -15 человек.

На занятиях применяются технологии разноуровневого обучения, творческие проекты. Основная часть времени отводится практическим занятиям по решению задач базового и профильного уровня. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы.

Система оценки результатов освоения программы:

Формы текущего контроля - практическая работа, конкурсы, турниры.

Формы итоговой аттестации: участие в конкурсе.

Цель: Создание условий для развития творческого математического мышления обучающихся через решение задач и вовлечение обучающихся в конкурсы по математике.

Задачи:

  • Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности. Научить, ответственно оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности, умение ставить общие цели и определять средства их достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальность партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывать умение отстаивать свою позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

  • Образовательные: углубление имеющихся знаний по математике, обучение решению задач, развитие творческой активности и инициативности.

  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления; развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания.

  • Планируемые результаты

Личностные:

  • Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту.

  • Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления.

  • Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

  • Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные), с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический язык и наоборот.

  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • действия с алгоритмами и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики.

  • Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения.

  • Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Строить логические рассуждения и доказательства, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные:

  • овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Название темы

К-во

часов

Изучаемые в теме вопросы

1.Числа и вычисления

4

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.

2.Геометрические фигуры

4

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

3.Ребусы. Кроссворды

4

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

4.Логические задачи

4

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.




Учебно - тематический план.


№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты

Количество часов

личностные

метапредметные

предметные

I.

Числа  и  вычисления.

4

1

Греческая и римская нумерация.

Индийская и арабская система исчисления.

Древнерусская система исчисления.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


2

Правила и приемы быстрого счета.

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

3

Знакомство с числовыми ребусами.

Решение и составление числовых ребусов.

4

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».

II.

Геометрические фигуры.

4

5

Треугольник, задачи с  треугольниками.

Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

установление причинно-следственных связей моделирование

различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры;

применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки;

измерять площадь области, используя различные методы


6

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

Знакомство с пространственными фигурами.

7

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.

8

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».

III.

Ребусы. Кроссворды.

4

9

Знакомство с ребусами и принципами их составления.

Решение и составление ребусов.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обла­дающих или не обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог

Решение разных видов ребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения.




10

Знакомство с кроссвордами.

Составление и решение кроссвордов.

11

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

12

Разгадывание кроссвордав

IV

Логические задачи.

4

13

Знакомство с  числовыми мозаиками.

Составление и решение числовых мозаик.

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

понимают причины неуспеха,– делают предположения об информации, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению

Решение нестандартных методов решения различных математических задач;

логические приемы, применяемые при решении задач.


14

Решение и составление задач со спичками.

Головоломки со спичками.

15

Знакомство с принципом Дирихле.

Решение задач

16

Заключительное занятие    «Математический  КВН».


Итого




16


Требования к уровню подготовки учащихся


По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:


• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач

Литература:

  • Депман И.Я. Мир чисел

  • Клименченко Д.В. Из истории метрической системы мер

  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.

  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

  • Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.

  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.

  • Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.

- http://pedsovet.su/load/18

- http://planuroka.ru/

- http://schoolthree.ru/

- http://www.proshkolu.ru/

- http://nsportal.ru/

- http://www.openlesson.ru/

- http://nsportal.ru/lozhkina-olga-ivanovna/










Календарно - тематический план.


№ п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Количество часов

личностные

метапредметные

предметные

I.

03.06

Числа  и  вычисления.

4

1


Греческая и римская нумерация.

Индийская и арабская система

исчисления. Древнерусская система исчисления.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


2

03.06

Правила и приемы быстрого счета. Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

3

05.06

Знакомство с числовыми ребусами. Решение и составление числовых ребусов.

4

05.06

Заключительное занятие

«Путешествие в страну чисел».

II.


Геометрические фигуры.

4

5

10.06


Треугольник, задачи с 

треугольниками.

Формирование готовности учащихся целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта).

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Развивать умения делать анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов,

установление причинно-следственных связей моделирование

различать такие понятия, как, треугольник, симметричные фигуры;

применять все наиболее известные меры длины для вычислений;

измерять высоту окружающих предметов; решать геометрические головоломки;

измерять площадь области, используя различные методы


6

10.06

Четырехугольники. Геометрические

головоломки.

Знакомство с пространственными фигурами.

7

12.06

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур


8

12.06

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».

III


Ребусы. Кроссворды.

4

9

17.06

Знакомство с ребусами и принципами их составления.

Решение и составление ребусов.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

установление причинно-следственных связей, моделирование выделение из множества один или несколько предметов, обла­дающих или не обладающих указанным свойством; умение слушать и вступать в диалог

Решение разных видов ребусов. Воспроизведение способа решения ребусов. Выбор наиболее эффективных способов решения.




10

17.06

Знакомство с кроссвордами.

Составление и решение кроссвордов

11

19.06

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

12

19.06

Разгадывание кроссвордов

IV


Логические задачи.

4

13

24.06

Знакомство с  числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик

развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения, преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

понимают причины неуспеха,– делают предположения об информации, нужной для решения задач умеют критично относиться к своему мнению

Решение нестандартных методов решения различных математических задач;

логические приемы, применяемые при решении задач.


14

24.06.

Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками

15

27.06

Знакомство с принципом Дирихле.

Решение задач

16

27.06

Заключительное занятие    «Математический  КВН».


Итого




16