СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для инд. работы (занятие 12) 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1) НЕ с именами прилагательными; 2) Н и НН в прилагательных; 3) ударение в словах; 4) степение сравнения прилагательных; 5) определение способа образования прилагательных; 6) склонение прилагательных; 7) безударные гласные в корне слова; 8) Ы, И после Ц; 8) ТСЯ и ТЬСЯ.

Просмотр содержимого документа
«Материалы для инд. работы (занятие 12) 6 класс»

Дата __________________ Занятие № _____ Работа ____________________________

НЕ с именами прилагательными пишется

слитно

раздельно

1. Если прилагательное без НЕ не употребляет-ся: нелепый, неряшливый, необходимый, несуразный.

2. Если прилагательное с НЕ мож­но заменить синонимом без НЕ: невесёлыйгрустный, неясныйсмутный.


1. Если есть противопоставление с со­юзом А: не __ высокий, а низкий дом; не __ новое, а старое платье.

2. Если перед прилагательным с НЕ есть слова вовсе, далеко, отнюдь, ничуть, нисколько, никому:

Вовсе отнюдь не __ смешной.

3. С краткими прилагательными рад, должен, намерен, склонен, готов, обязан, нужен: не __ рад, не __ готов, не __ должен.

  1. С относительн. и притяжательными прилагательными: не __ резиновый мяч, не __ зимний вечер, не __ мамин платок, не __ волчий след.

  2. С прилагательными в сравнительной степени: не __ старше брата, не __ выше меня.

1. Раскройте скобки.

1. У пчёл была (не) лётная погода. 2. Люди встречали (не) отвратимую осень. 3. Осень пришла (не) сырая и дождливая, а сухая и морозная. 4. (Не) широ­кая, но глубокая река преградила путь. 5. (Не) опытный зайчонок был (не) уклюж. 6. Начались (не) приятные дожди. 7. Журчит (не) зримый ручеёк. 8. В далеко (не) глубокой речке плавали утки. 9. Утро было солнечное, но (не) жаркое. 10. Это был (не) законный визит. 11. Я слышал (не) ровное дыхание лошади. 12. Вода в ведре оказалась далеко (не) тёплой. 13. Я от школы жил (не) дальше друга Вовки. 14. Мы любовались (не) большим, но красивым озером. 15. Вешенка – это (не) лесной гриб. 16. Он (не) готов отвечать за всех. 17. За вовсе (не) хороший ответ Петя получил (не)высокую отметку.

2. Вставьте буквы Н и НН.

Юн__ый, цен__ый дар, ста­рин__ые здания, даль пустын__ая, орлин__ый крик, журавлин__ая стая, бездон__а, стеклян__ая трубка, книга интересн__а, деревян__ая, соло­мен__ая, полезн__а, кон__ый, обыкновен__ая, картин­__ая, серебрян__ый приз, песчан__ая отмель, карман__ый, опасн__а, кочан__ая, подлин__ое произведение ис_кус_тва, землян__ой, дровя­н__ой, травян__ой покров, величествен__а, ураган__ый, кожан__ый, соломен__ая, длин__ый.

С одной буквой Н пишутся прилаг-е:

С двумя буквами Н пишутся имена прилагательные:

  1. Непроизводные: юный, румяный, синий, зелёный, пряный.

  2. Образованные от имён сущ-х с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-: кожаный, овсяный, тополиный.

!!! Исключения: стеклянный, оловян­ный, деревянный.

  1. Образованные с помощью суф­фикса -н- от имён сущ-х, основа которых оканчива-ется на : туманныйтуман, карманныйкарман;

2. Образованные от имён сущ-х с помощью -онн-, -енн-: станционный, утренний.

!!! Исключение: ветреный.

НО !!! при наличии приставки безветренный.

3. Орфоэпический диктант. Расставить ударение.

Баловать, газопровод, диспансер, договор, дремота, досуг, закупоривать, завидно, законнорожденный, заржа­веть, каталог, квартал, километр, кремень, красивее, кулинария, кухонный, оптовый, средства, столяр.

4. Подчеркните прилагательные в простой форме сравнительной сте­пени. (задание на 2 б.)

Чистая лазурь, свежее ветер, белее снег, прозрачен воздух, благороднее поступок, ярче свет, добрее человек, веселее отдых, легок пакет, тиха ночь, мельче ручей, наиболее строгий, спра­ведливейший учитель, писатель известнее.

5. Образуй все возможные формы степеней сравнения от прилагательных. В скобках укажи названия образованных форм.

Честный: _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

6.Укажи, каким способом образованы прилагательные.

Образец: Водный ← вода (суфф.)

невесёлый

десятиметровый

доверчивый

пресмешной

приморский

алогичный

немецко-русский

двухэтажный

сверхогромный

пешеходный

травянистый

антикризисный

правобережный

презабавный

бабушкин

паровозный

безоблачный

волчий

бело-синий

плавучий

предпоследний

7. Просклоняйте в тетради прилагательное вместе с существительным. Определите разряд прилагательного. (задание на 6 баллов). Лисий мех, заячий следок.

8. Объясните правописание выделенных слов, назвав проверочное слово.

1. Моя бабушка рано поседела. 2. Старушка посидела на скамейке. 3. Над зданием развевается флаг. 4. Ребёнок быстро развивается. 5. Чистота в доме радует глаз. 6. Частота употребления слов в речи не одинакова. 7. Мой друг умел примирять товарищей. 8. Покупая одежду, надо примерять костюмы. 9.Зачем вы умоляете его признать ошибку? 10. Они умаляли заслуги этого ученика. 11.Фары автомобиля осветили часть улицы. 12. Он посвятил свою жизнь творчеству. 13. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. 14. Мой брат никогда меня не обижал.

9. Объяснительный словарный диктант.

Озд…р…влять, ук…реняться, ист…щить, к…менотёс, отб…влять, обв…днять, изд…лбить, обк…пать, г…ра, пл…довый, разд…вить, дв…рняга, возд…вать, загн…иться, уд…рение, освоб…дитель, вст…вной, возр…дить, ук…роченный, д…бро, хл…пковод, гром…здить, догов…риться, ст…ловый, уст…ревать, нак…лить, см…нить, отр…витель, д…льновидный, забр…сать, уг…лок, б…ксёр, захл…млять, ух…дить, к…птиться, бр…ток, сост…витель.

10. Синтаксический разбор предложения.

1. С мастерством люди не родят__ся, а добы­тым мастерством гордят__ся.

___________________________________________________________________________________

2. Кто не слу­шает__ся ст__риков, сам себя погуб(е,и)т.

___________________________________________________________________________________

3. Чистое дело грязными руками не делает__ся.

___________________________________________________________________________________

11. Буквы Ы, И после Ц. Вставьте пропущенные буквы Ы или И. Обозначьте части слов, в которых они находятся.

Демонстрац__я, границ__, ц__ганка, желтолиц__й, ц__клон, ц__плята, милиц__я, гостиниц__, птиц__н, ц__стерна, лисиц__н, пальц__, ц__фры, ц__ган, краснолиц__й, ц__мбалы, синиц__н, станц__я, ц__ц, огурц__, крепкие мышц__, ц__плячий пух, ц__ганский танец, ку­ниц__н хвост, точная инструкция, бледнолиц__й малыш, длинные ресниц__, интересная конференц__я, ц__ферблат, борц__ за свободу, ж__лтый ц__плёнок, круглолиц__й ц__ганёнок, тигриц__н детёныш, ц__рк, куц__й хвост, улиц__, столиц__, прекрасный нарц__сс, идти на ц__почках.

12. Правописание -ться и -тся в глаголах. Заменить словосочетания одним словом. Запишите справа глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

Проявлять стремление ____________________ Испытывать волнение _____________________

Испытывать огорчение ____________________ Допускать ошибки ________________________

Принять решение _________________________ Чувствовать радость _______________________