Дата __________________ Занятие № _____ Работа ____________________________
!!!!!!! Запомните порядок морфолог. разбора имени числительного.
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
А) начальная форма — именительный падеж.
Б) разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное)
В) разряд по составу (простое, сложное, составное).
Г) род; число; падеж.
III. Синтаксическая роль.
1. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните числительные. Выделите в них корни.
Пятеро цыплят, однажды, четыре ц__фры, пятак, мил__ион, тридцатый пац__ент, двойник, две седьмых панц__ря, сестриц__на пятерня, девятьсот восьмидесятый год, четырнадцать уроков, утроить, трин__адцатилетний, десятеро ц__ркачей.
2. Просклоняйте числительные. Определите разряд. Какие формы изменений имеются у них? Изменяются ли эти числительные по родам, числам? Сделайте выводы.
И | один | два | три | четыре | пять | десять |
Р | | | | | | |
Д | | | | | | |
В | | | | | | |
Т | | | | | | |
П | | | | | | |
3. Укажите над числ. разряд по значению (количеств., собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное).
Пять десять двадцать пять триста миллион | тысяча первый двести триста пять оба двое | шестнадцать девятьсот тридцать один двоим девяносто пять | десятеро пятидесяти пятнадцать миллионный пятьсот | сто первый три тысячи четыреста пятьсот сто сорок один | пятьдесят вдвоём семьдесят семь восемьдесят пятнадцать |
4. Укажите падеж имена числительных.
Я пришёл без двадцати . . минут два .. .
Ты опять с тремя .. сумками в руках.
У доски стояли четверо .. учеников.
Я обратился к восьми .. мастерам.
Ты видел шестнадцать .. созвездий?
Его не было дома около полутора ... часов.
На нашей улице построили семь .. домов.
В школе учится боле пятисот .. человек.
Первыми . . пришли четверо .. братьев.
Это произошло в девятьсот первом … году.
К двум пятым .. я прибавил три пятых.. .
Семеро .. одного .. не ждут.
5. Найдите те предложения, в которых допущены ошибки при склонении числительных.
Двумстам восьмидесяти трем человекам сделаны прививки....
Только за два дня они совершили более ста боевых вылетов.
У Прохоровки наши танкисты уничтожили более четыреста фашистских танков.
С пятидесятьми баллами ты пройдешь, с сорока баллами провалишься.
Вот они, шагают метрах в стах от меня.
Сельцо Бетова с тридцатью пятью душами мужского и семидесятью шестью женского пола.
7. За семидесятью семью печатями для нас «внутренний мир» растений.
6. Напишите ниже, поставив числительные в нужных падежах.
1. Сумма 458 и 96 равна 554.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
2. Произведение 347 и 86 равно 29842.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3. 347 не делится на 86 без остатка.
___________________________________________________________________________________
4. Разность 457 и 86 равна 371.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
5. Сумма 261 и 86 равна 347.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6. Частное от деления 29842 на 86 равно 347.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
7. Подчеркните и пронумеруйте имена числ. в соответствии с их синтаксической ролью.
—подлежащее | 2 – сказуемое | 3 – определение | 4 – дополнение | 5 –обстоятельство |
1. Когда умер Пушкин, Достоевскому было шестнадцать лет.
2. Он чувствовал в шестнадцать лет . . свою с ним живую, кровную связь.
3. По первой . . главе моего исследования, читатель может заподозрить меня в предубеждении против Л. Толстого в пользу Достоевского.
4. Обе . . эти жизни одинаково великие, они завершают и дополняют одна другую...
5. Особенно тяжёлыми были для него четыре года .. от тысяча восемьсот шестьдесят пятого . . до тысяча восемьсот шестьдесят девятого .., которые стоили четырёх лет .. каторги.
6. А ведь у нас второй . . день идёт снег.
7. Я два месяца .. не пачкал рук чернилами и сердце мыслями.
8. Разбор слов по составу.
шестнадцать | читательница | белорусские |
сотрудники | дополняют | восемьсот |
железнодорожный | сине-белый | двести |
шестидесяти | трёхсот | семьюстами |
9. Диктант Отцв__тает ч__ремуха
Отцв__тает ч__ремуха, поэтому по всякой тр__ве рас__ыпались белые л__пестки по л__пухам по кр__пив__ по л(е,и)беде. Зато зацв…ла земл…ника. Некоторые бутоны ландыш…й тоже ра…крылись бурые листья …син стали изумрудными. Вз…шедший (а,о)вес зелён…ыми с…лдатиками ра…тавился по ч…рному полю. В б…лотах поднялась высоко (а,о)сока дала з…лёную тень. Девока в…скликнула Мама По ч…рной в…де зав…ртелись жуч…ки Да а посмотри как пол…тели от одного з…леного …строва к другому г…лубые стрекозы д__бавила наблюдат…льная мама.
Они не…спешно идут бел…й тр…пой по кр…пивной зар…сли. Так сильно пахнет кр…пивой, что тело начинает ч…саться. С тр…вожным крик…м семейные др…зды гонят дальше от своих гнезд хищ…ную в…рону. Каждая мелоч… в жизн… бе…числе…ых мен…ших брат…ев человека ра…казывает о дв…жени… жизни на земле. Как все интерес…но! (По М. Пришвину.) (102)
10. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте разбор по членам предложения.
Знал я невысокий дом в переулке за углом.
Здесь когда-то проживало триста тридцать три жильца.
На работу шли, бывало, восемьдесят два отца.
Уходили по делам девяносто восемь мам.
В школу шли до перекрёстка девяносто два подростка.
Тридцать восемь дошколят в ясли шли и в детский сад.
Замечательный был дом: дружно люди жили в нём. Ю. Коринец