Цели: познакомить с вступлением к поэме «Медный всадник»; совершенстовать навыки анализа художественного произведения, показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I; воспитывать патриотизм.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
А. С. Пушкина, как и его поэтов-предшественников, желание воскресить минувший век во всей его истине привело к изучению «давно минувших» веков.
На прошлом уроке мы с вами говорили о поэме «Полтава», а сегодня продолжим тему и прочитаем отрывок из поэмы «Медный всадник».
2. Беседа.
– Зачем Петру, России нужен был выход в Балтийское море? (Связь с Западом, торговля, обмен культурными ценностями.)
– Сколько лет длилась война, которая помогла вернуть захваченные в XVII в. земли по берегам Балтийского моря? (С 1700 по 1721 гг.)
Россия добилась победы.
Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.
3. Анализ отрывка из поэмы «Медный всадник».
– Какое решение принял Петр I? (Построить город.)
– О каком городе идет речь?
4. Работа по учебнику. Чтение отрывка (с. 77, I ч.).
5. Беседа по вопросам.
– Как автор описывает места, где решили построить город?
– Как понимаете «В Европу прорубить окно? (Выход в море для связи с Европой.)