РАЗДЕЛ №2
Тема: Управленческие решения
План
- 1. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления
- 2. Классификация управленческих решений
- 3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- 4. Тест «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»
1. Понятие управленческого решения и его место в процессе управления
В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. Процесс представляет собой определенную совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции или услуг.
При самом общем подходе все ключевые процессы в организации подразделяют на две группы:
- имеющие материально-вещественный характер;
- информационные.
- Другой подход к классификации всего множества процессов , происходящих в организации, базируется на их роли в создании новых ценностей . В соответствии с этим критерием все процессы подразделяются на три группы :
- первичные, или основные , включающие все виды работ, непосредственно связанные с производством продукции или услуг и обеспечивающие жизнедеятельность организации;
- вторичные, или обеспечивающие , задачей которых является поддержание основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности;
- управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процессов; они формируют условия и используют факторы, необходимые для достижения организацией ее целей.
- Чтобы получить прибыль, компании необходимо постоянно осуществлять контроль издержек и ценностей, создаваемых в каждом звене цепочки, и корректировать процессы в направлении повышения их эффективности. Эти задачи выполняют процессы управления , результатом которых является принятие решений о действиях, которые должны выполняться в организации.
- Процесс управления так же представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений. Схематически этот подход отражен на рис., где производственный процесс представлен в виде «черного ящика» с «входами» и «выходами», а управленческий процесс рассматривается в составе трех блоков: М — моделирование состояния объекта управления на основании поступающей от него информации; Р — разработка и принятие управленческих решений; В — организация выполнения принятых решений.
Управленческое решение
– это продукт управленческого труда, а его принятие—процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера.
Требования к управленческому решению:
- обоснованность
- четкость формулировок
- реальная осуществимость
- своевременность
- экономичность
- эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов).
- Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (как по вертикали, так и по горизонтали управления (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития).
2.Классификация управленческих решений
- В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д.
Классификация управленческих решений
3.Факторы, влияющие на процесс принятия решений
- Самая простая, «идеальная» схема принятия решений рис. предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому: после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов , прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации.
Этапы процесса принятия решений
Факторы, влияющие на процесс принятия решения
- личностные оценки руководителя
- среда принятия решения
- временные и информационные ограничения
- поведенческие ограничения
- возможные негативные последствия
Этапы и процедуры процесса принятия решений
Цели этапов:
- Цель первого этапа — выявление и описание проблемы и проблемной ситуации;
- Второго этапа — поиск возможных вариантов решений;
- На третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения;
- На четвертом этапе целью работ являются организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
- Классическая модель процесса принятия решений обеспечивает хороший результат при наличии следующих условий:
- проблемы понятны;
- цели решения ясны;
- критерии и их значимость согласованы;
- альтернативы известны;
- последствия реализации решения предсказуемы;
- лица, принимающие решения, не выступают против решения проблемы, учитывают возможные последствия ее реализации, ищут альтернативы, максимизируют результат, и получают всю необходимую информацию. Очевидно, что в реальной практике такие условия существуют не всегда, что и ограничивает возможности использования данной модели.
В составе модели выделяют следующие этапы:
1. Формулирование цели , которая должна быть достигнута. 2. Определение значений критериев , которые считаются приемлемыми. 3. Использование эвристического подхода (его основа — продуктивное творческое мышление, а методы — размышления и прошлый опыт) для поиска удовлетворительного решения. Механизм поиска предполагает последовательное во времени рассмотрение предлагаемых вариантов решений. Если первая альтернатива не удовлетворяет выдвинутым критериям или оценивается как неработоспособная, ее отбрасывают и переходят к изучению следующего варианта. Так поступают до тех пор, пока не появится приемлемый вариант, после чего поиск прекращается и остальные альтернативы не оцениваются. Такой подход позволяет сократить число изучаемых вариантов и время принятия решений. 4.Если среди предлагаемых вариантов (чаще всего они являются наиболее очевидными или повторяют прошлые решения, принятые в аналогичной ситуации) не находится ни одного удовлетворительного, производится снижение уровня требований, что диктует повторение шагов 1 и 2 для поиска нового альтернативного решения . 5. Найденное удовлетворительное решение оценивается с позиций его практической реализуемости. 6. Принятие решения , отвечающего всем перечисленным выше требованиям. 7. Наблюдение за ходом выполнения принятого решения, оценка затрат и внесение корректировок по будущим решениям.
Тест «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»
- Чтобы работа была продуктивной и эффективной, каждый менеджер должен считаться с мнением своих коллег. Хороший специалист может вовремя прийти на помощь и не вмешиваться в посторонние дела, если этого не требует ситуация.
1. Вы отправляетесь за границу отдыхать, но не говорите ни на одном иностранном языке. Ваши действия:
- а) нанимаете переводчика;
- б) не выпускаете словаря из рук и сами пытаетесь объясниться;
- в) не выходите из отеля.
2. Начальник уехал в командировку, оставив номер телефона гостиницы, в которой остановился. Ваши действия:
- а) постоянно названиваете ему, чтобы согласовать различные вопросы;
- б) звоните, чтобы узнать как добрался;
- в) спросите его, когда вернется.
3. Вылет Вашего рейса откладывается, и пассажиры вынуждены сидеть в самолете. Ваши действия:
- а) знакомитесь с окружающими пассажирами и рассказываете анекдоты;
- б) смиряетесь с ситуацией, но просите дополнительный обед в качестве компенсации за моральный ущерб;
- в) берете стюардессу в заложники.
4. В походе с приятелем Вы отстаете от основной группы. Ваши действия:
- а) берете командование на себя, если не Вы, то кто же найдет дорогу;
- б) одному даете изучать карту, другого отправляете изучать местность: одна голова хорошо, а две лучше;
- в) не волнуетесь, Вы-то не пропадете.
5. У соседа в общежитии Вы в первую очередь спросите:
- а) только имя;
- б) есть ли общие знакомые;
- в) ничего не спросите: если что-нибудь понадобится, сам подойдет.
6. Пару дней Вы болели и немного запустили дела. Вернувшись на работу, Вы:
- а) не поднимая головы, разбираетесь с делами;
- б) просите коллег помочь;
- в) не паникуете: все знают, что Вы болели.
7. Вы решили купить квартиру. Ваши действия:
- а) звоните в агентство недвижимости;
- б) покупаете газету объявлений;
- в) решаете, как пройдет новоселье.
8. У друга намечается вечеринка, он Вас пригласил. Ваши действия:
- а) интересуетесь, чем сможете помочь;
- б) просто приветствуете эту идею;
- в) закупаете все необходимое, лишним не будет.
Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»
а
б
в
От 8 до 14 баллов
- – Вы действительно берете на себя слишком много. Будьте осторожнее, это может плохо повлиять на Ваше здоровье. Научитесь правильно принимать решения и распределять полномочия.
От 15 до 17 баллов
- – Ваше умение использовать свои сильные и слабые стороны достойны подражания! Вы замечательно играете в команде и понимаете, что общая работа приносит больший результат, чем личная победа. Вы внимательны к другим и не боитесь, что Вас подведут, выбираете тех, на кого можно положиться. Когда надо, Вы выходите вперед, когда надо – уступаете дорогу. Не обещаете лишнего, уравновешены. Все это только укрепляет Ваши позиции лидера.
От 18 до 24 баллов
- – не будьте слишком пассивны в принятии решений. Это уж точно не скажется благотворно на результатах вашей деятельности!
Ситуации
Ситуация 1
- На беседу к Вам пришел подчиненный, которому Вы поручили контролировать исполнение важного решения. Он утверждает, что не успевает одновременно со своей текущей работой следить за деятельностью других людей, и требует, чтобы за эту дополнительную работу ему выплатили премию. Вы твердо знаете, что основная деятельность данного сотрудника занимает у него менее половины всего рабочего времени. Вы:
а) соглашаетесь с его доводами и выплачиваете премию;
б) даете ему в помощники еще несколько человек и делите премию между ними;
в) отказываете ему в его требовании, приводя в качестве аргумента то, что премии он не заслужил;
г) поручаете его работу другому сотруднику.
- Выберите наиболее подходящее из приведенных решений или предложите свое.
Ситуация 2
- Вы возложили на своего подчиненного, бригадира ремонтной организации, ответственность за обучение молодых работников. Для этого Вы предоставили ему определенные права. Некоторое время спустя, проходя мимо, Вы невольно становитесь свидетелем того, как он занимается с новичком, и обнаруживаете, что делает он это совершенно неправильно. Как Вы поступите?
Ситуация 3
- Существует важное дело, которое требует безотлагательного решения. Как Вы поступите в данной ситуации:
- а) найдете сотрудника, для которого это дело имеет наибольшее значение, и назначите его ответственным за исполнение;
- б) поручите выполнение менее загруженному сотруднику?
Ситуация 4
- Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он в состоянии хорошо его выполнить. Но вдруг Вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу, и в результате задание к сроку не было выполнено.
- Вы вызываете к себе в кабинет обоих и говорите: ...
Ситуация 5
- Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему, используя другие средства. Вы понимаете, что его решение лучше Вашего.
- Как следует поступить в этой ситуации?
Ситуация 6
- Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением Вашего ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.
- Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения:
- а) не оспаривая задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;
- б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;
- в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных ситуациях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;
- г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.
Ситуация 7
- Директор одной крупной фирмы делегировал подчиненному свои функции, которые заключались в следующем: подчиненный должен был пойти на важную встречу с заказчиком и заключить очень важный договор. Директор был уверен в компетентности этого работника и его способностях, но внезапно директор узнает о том, что подчиненный переусердствовал и все испортил.
- Директор вызывает его и говорит: ...
Ситуация 8
- Вы – руководитель, который довольно успешно применяет приемы делегирования. Один из Ваших подчиненных все делает сам, никому ничего не доверяет, а поэтому часто задерживается на работе, сильно устает.
- Вы приглашаете его на беседу, где подробно и убедительно рассказываете ему о делегировании и просите попробовать этот метод, мотивируя это своими высокими показателями в работе и отличным качеством.
- Через месяц проходит производственное совещание, где обсуждаются результаты работы, и оказывается, что на участке этого подчиненного самые низкие результаты, хотя раньше было наоборот. Директор высказывает недовольство по этому поводу, на что подчиненный отвечает: «Вы же сами мне так посоветовали».
- Вы говорите: ...