Раздел №3 Власть и лидер
План:
- 1.Лидер и менеджер
- 2.Руководство и организация.
- 3.Полномочия и личное влияние ,власть.
- 4.Основные формы власти.
1.Понятие лидерства
Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия для достижения конкретных целей.
А. Филли,Р Хауз, С.Керр видят различия между лидерством и менеджментом.
Качества лидера
- Честность
- Высокий интеллект
- Способность понимать людей
- Устойчивость взглядов
- Уверенность в себе
- Скромность в быту
- Эрудированность
Отличия лидера от менеджера
Лидер
Менеджер
Инноватор
Администратор
Вдохновляет
Поручает
Работает по своим целям
Работает по целям других
Видение – основа действий
План – основа действий
Полагается на людей
Использует эмоции
Полагается на систему
Использует доводы
Доверяет
Контролирует
Дает импульс движению
Поддерживает движение
Энтузиаст
Профессионал
Превращает решения в реальность
Принимает решения
Делает правильное дело
Делает дело правильно
Обожаем
Уважаем
Тест: Лидер ли ты?
1. Еще в детстве необходимость подчиняться другим людям была для тебя проблемой.
2. Ты думаешь, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитыми потребностями властвовать над другими?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
3. Ты считаешь, что настоящий мужчина умеет подчинять своей воле женщин?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
4. Честно говоря, ты не любишь, когда близкие люди опекают тебя.
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
5. Ты согласна с утверждением, что истинная натура женщины – покорность?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
6. Ты уверена, что брать все на себя тебе приходится из-за постоянных опасений за благополучие родных?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
7. Ты считаешь, что большинство проблем возникает из-за недостатка лидеров с «железной рукой»?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
8. В трудных ситуациях, требующих быстрого решения, тебе обычно не требуется много времени, чтобы поступить правильно?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
9. Тебе нравится и ты можешь руководить другими людьми?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
10. Ты не умеешь и не хочешь открываться до конца?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
11. Тебе приятны мечты о «тихой гавани»?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
12. Ты считаешь, что подчиненному необходимо уметь выполнять любые приказы начальника?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
13. В отношениях с близкими людьми чувствуешь ли ты внутреннее сопротивление, когда вынуждена просить о чем-то?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
14. У тебя часто бывают ситуации, когда кто-то ждет от тебя объяснений, хотя тебе кажется, что все и так ясно?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
15. Тебе кажется, что твой характер похож на характер отца (матери), который(ая) был(а) опорой в семье?
а)Да
б)Не знаю
в)Нет
Подсчет результата
150–100 очков.
- Вырисовывается образ великого диктатора, который считает, что точно знает, как все должно быть. И такому поведению ты легко находишь оправдание. Ты умеешь убеждать и руководить другими, заставить выполнить работу в срок. Но иногда ты слишком требовательна и забываешь о том, что те, кем ты управляешь, – люди со своими собственными жизнями, интересами, слабостями.
99–50 очков.
- Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать мудрый совет – вот твои главные достоинства. Если необходимо – руководишь, если нужно – уступаешь, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только тебе известно, всегда ли ты добиваешься цели достойными средствами.
49–0 очков.
- Твои ответы характерны для психологического типа «уж». Ты способна проглотить любой упрек, даже если это не обязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, чувствуя собственное бессилие, ты способна решительный поступок. Испытывая беспомощность, ищешь в других недостающие тебе черты характера. И в этом находишь смысл и надежду на лучшую для тебя жизнь.
2.Руководство и организация. Виды организации власти
- Единоличная (осуществляется одним лицом)
- Коллективная (осуществляется группой)
- Коллегиальная (осуществляется одним лицом с учетом общего мнения)
3.Полномочия и личное влияние ,власть.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Власть – это потенциальная или реальная возможность влияния на других людей.
Влияние – это результат изменения менеджером поведения работника в ходе взаимодействия с ним.
БАЛАНС ВЛАСТИ
- Есть ни что иное как взаимная зависимость, подчиненных от руководителя ,так и руководителя от подчиненных.
Типы власти
- Формальная - это власть должности (не связана с личными качествами обладателя).
- Реальная – зависит также от степени признания ее обладателя окружающими.
Делегирование
- передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).
Делегирование «+» и «-»
- Достоинства делегирования:
- Недостатки делегирования: – организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера; – имеется определенный риск; – в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
– освобождение времени менеджера; – возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями); – возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных; – мотивация тех, кому осуществляется делегирование; – средство развития искусств и навыков сотрудников; – работа с кадровым резервом.
Список действий при делегировании:
1. Выделить существенное во всем многообразии активностей. 2. Определить активности, подлежащие делегированию. 3. Оценить выгоды делегирования. 4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования. 5. Обсудить передаваемые активности. 6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования. 7. Определить уровни ответственности при делегировании. 8. Обзор и оценка результатов делегирования.
Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.
- Надо: планировать делегирование; обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями; обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.
- Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения; включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования при делегировании («потом – посмотрим»).
4.Основные формы власти.
По Дж Френчу и Б.Рейвену власть имеет 5 основных форм :
1.Власть основанная на принуждении (Авторитарная)
2.Власть основанная на вознаграждении
3.Экспертная власть
4.Эталлоннная власть
5.Законная власть
Административная власть (Власть основанная на принуждении)
Положительные стороны:
Отрицательные стороны:
- Позволяет достигнуть быстрого результата
- Проста для применения
- Высокая текучесть кадров
- Снижение квалификации работников
- Отсутствие лояльности у подчиненных
- Фальсификация отчетности со стороны персонала
Власть, основанная на вознаграждении
Положительные стороны:
- Продолжительное влияние на персонал
- Развитие его деловой активности
- Формирование позитивных установок по отношению к менеджеру
Отрицательная сторона:
- Есть вероятность ошибок в действиях менеджера(финансовых экономических и т.д.)
Экспертная власть (основана на высоком профессионализме менеджера)
Положительные стороны :
Отрицательные стороны :
- Гарантия высокой эффективности работы
- Использование низкооплачиваемый труд
- Четкая профессиональная ответственность менеджера
- Эффективна до первой ошибки менеджера
- Плохая отдача от персонала
- Низкий уровень обладания властью
Эталонная власть (основанная на личном примере)
Положительные стороны:
Отрицательные стороны :
- Высокая интенсивность труда персонала
- Быстрая реализация управленческих решений
- Низкая степень конфликтности в рабочих группах
- Низкие затраты на вознаграждение
- Отсутствия демократических процедур контроля
- Дезорганизация управления в отсутствие менеджера
- Нет приемлемости управления
Законная власть
Положительные стороны:
Отрицательные стороны:
- Стабильность управления
- Бесконфликтность управления
- Быстрое принятие решений
- Предсказуемость поведение персонала
- Снижение трудовой активности
- Плохая адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды
- Не стимулируется творческий подход к работе
" Отношения с коллегами"
- 1. Стремитесь ли вы, критикуя, образумить ошибающихся или «отхлестать» их, чтобы впредь неповадно было?
- 2. Нуждаетесь ли вы в полном контроле за всем происходящим в вашей организации?
- 3. Требуете ли вы, чтобы почти все мероприятия получали вашу «визу»?
- 4. Не слишком ли длительны ваши выступления на совещаниях?
- 5. Присуща ли вам привычка безоглядно атаковать противников, чтобы оспорить их аргументы?
- 6. Испытываете ли вы потребность спорить? Быстро ли вы скатываетесь к спору в любой дискуссии?
- 7. Избегают ли окружающие обсуждать с вами свои замыслы?
" Отношения с коллегами"
- 8. А если обсуждают, не ведут ли они разговор с самого начала в оборонительном или атакующем ключе?
- 9. Очень ли важны для вас внешние символы высокого положения и власти?
- 10. Уходите ли вы от ответственности в случае неудачи любой ценой?
- 11. Охотно или нет вы идете на предоставление другим тех же привилегий или символов власти, которыми обладаете сами?
- 12. Не слишком ли часто вы используете местоимение «я», рассказывая о своей деятельности?
- 13. Восхищаются ли подчиненные вашей решительностью и квалификацией или тем, что в вашей организации и с вашей поддержкой они сами могут быть решительными и постоянно повышать свою квалификацию?
- 14. Ощущаете ли вы с горечью и разочарованием, что люди о вас говорят сдержанно и с холодком, тогда как вам очень хочется, чтобы они любили вас?
- 15. Считаете ли вы себя бесспорно более компетентным, чем ваши коллеги и руководители? Намекаете ли вы им на это своим поведением?
Результат
- Если вы ответили положительно хотя бы на три из пятнадцати вопросов, то не исключено, что некоторые «шершавые» грани вашего характера весьма болезненно воспринимаются окружающими.
- Если вы дали шесть положительных ответов, то весьма вероятно, что ваши отношения с коллегами несколько напряженнее, чем вам хотелось бы.
- О большем числе «да» нечего и говорить. Надо только подчеркнуть, что положительный ответ на любой из этих вопросов еще ни о чем не свидетельствует. Лишь в комплексе они обрисовывают профиль «шершавого» человека.