СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как современная образовательная технология

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательный проект рассматривается как  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Программирование на языке LOGO. Среда Kturtle. Создание случайных объектов.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как современная образовательная технология»

О. Н. Пушница,

учитель информатики

МБОУ «СОШ № 10», г. Ангарск

Метод проектов

как современная образовательная технология

Российской системе образования требуются образовательные технологии, реализующие связь обучения с жизнью и формирующие активную, самостоятельную позицию учащихся. Организация учебного процесса, должна быть направлена на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, быстро и правильно решать поставленные задачи. Кроме того, процесс обучения, построенный на основе комплексного подхода, требует использование методов и методических приемов, способствующих формированию у обучающихся навыков самостоятельного подбора новой информации и анализу полученных сведений, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам может быть отнесен метод проектов.

Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

  • по доминирующей в проекте деятельности. Такой деятельностью
    может быть исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.;

  • по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной
    области знания); межпредметный проект;

  • по характеру координации проекта: непосредственный (жесткий,
    гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

  • по характеру контактов (среди участников одного учебного
    заведения, класса, учебной группы, города. Региона, страны, разных стран мира);

  • по количеству участников проекта;

  • по продолжительности выполнения проекта

Исследовательские проекты. Целью данных проектов является
получение научного знания, обладающего признаками новизны и
теоретической и/или практической значимости. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют точную и детальную структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов включает актуальность избранной темы; формулировку проблемы, определение объекта и предмета исследования; постановку цели и связанных с нею задач; выдвижение гипотезы решения обозначенной проблемы с последующей ее проверкой; описание методов исследования (теоретических и эмпирических); обсуждение и оформление результатов исследования, выводы; обозначение новых исследовательских проблем; внешняя оценка.

Творческие проекты. Целью проектов данного типа является
получение творческого продукта – газеты, сочинения, альманаха,
видеоролика, праздника, экспедиции и т.д. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что они не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся и педагогов, она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом. Однако данные проекты требуют продуманности формы и структуры конечного результата: сценария праздника, плана сочинения или статьи, дизайна и рублик газеты и др.

Ролевые и игровые проекты. Специфика данных проектов
обусловлена их названием: проектанты играют роли литературных героев, исторических или выдуманных персонажей, а результат проекта лишь намечается, окончательно вырисовываясь лишь в конце проекта. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт? Чем закончатся переговоры и будет ли заключен договор?

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты.
Целью данных проектов является сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории в виде публикации в СМИ. Интернет и др. такие проекты, так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, содержащей: актуальность проекта и его цель; объект изучения и предмет информационного поиска; перечень источников информации (литература, средства СМИ, базы данных, данные опросных методов исследования);
обработку информации (анализ, сопоставление и известными фактами, аргументированные выводы); результат (статья, реферат, доклад, видеоролик или видеофильм); презентацию в виде публикации; обсуждение (на конференции, в сети); внешняя оценка.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты. Целью
проектов данного типа является получение результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Так, на основе полученных исследований в области экологии, географии, истории и др.могут быть разработаны следующие документы: программа действий, направленная на преодоление выявленных проблем; проект закона; справочный материал; методические рекомендации; словарь терминов; проект виртуального музея, зимнего сада и т.д. Практико-ориентированные проекты требуют тщательно продуманной структуры с определением поэтапных действий с указанием результатов; определения функций каждого участника, координация и корректирование их деятельности; оценка возможных способов внедрения результатов проекта, учет возможных рисков и пр.

Монопроекты – это такие проекты, которые разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности. Руководителями таких проектов, как правило выступают учителя-предметники. Примерами таких проектов могут быть литературно-творческие, естественно-научные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, географические, исторические, музыкальные и другие проекты. Монопроекты могут разрабатываться в рамках классно-урочной системы. Межпредметные проекты, в отличие от монопроектов, выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов и слаженной работы многих творческих групп. Межпредметные проекты могут быть как небольшими, затрагивающими два-три предмета, так и направленными на решение достаточно сложных проблем, требующих содержательной интеграции многих областей знания: «Интересы и потребности современных подростков»; «Культура общения в школе» и др.

Проекты с открытой, явной координацией. Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором. Проекты со скрытой, неявной координацией – это, как правило телекоммуникационные проекты, в которых координатор явно не обнаруживает функции организации и контроля, а выступает полноправным участником проекта, «подсказывающим», или «помогающим» в решении проблем.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными. Как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования
информационных технологий.

По количеству участников можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участников) и групповые (два и более участников). По продолжительности выполнения проекты бывают:

- мини-проекты, укладывающиеся в один урок, или являющиеся
фрагментом урока;

- краткосрочные проекты, разрабатываемые на 4-6 уроках. При этом
уроки используются для координации проектных групп, в то время как
основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности;

- долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение месяца или нескольких месяцев.

В качестве примера рассмотрим следующий проект:

Название проекта: Программирование на языке LOGO. Среда Kturtle. Создание случайных объектов.

Объект исследования: язык LOGO в среде Kturtle.

Предмет исследования: возможности языка LOGO в среде Kturtle.

Цель: создание на языке программирования LOGO в среде Kturtle кода рисования объектов через команду «случайное».

Задачи: изучить возможности языка LOGO в среде Kturtle; разработать программу на языке LOGO в среде Kturtle рисования объектов через команду «случайное»; развивать логическое мышление через создание кода программы на языке LOGO.

Актуальность темы: заключается в том, чтобы помочь ученикам понять и запомнить основные команды LOGO и приемы работы в Kturtle, привить интерес к программированию.

Методы: анализ программных кодов, полученных в результате работы на факультативе по информатике учащихся 5А класса.

Гипотеза: можно предположить, что на языке LOGO в среде Kturtle возможно создать объекты с помощью команды «случайное».

Краткое содержание проекта: Случайные числа в среде Kturtle генерируются в определенном диапазоне, т.е. от какого-то значения, до какого-то другого значения. Например, если задан диапазон от 0 до 100, то генератор случайных чисел выдаст любое число, которое будет не меньше 0 и не больше 100. На языке программирования Logo желаемый диапазон указывается после команды случайное. Сначала пишется нижняя граница (например, 0), а после запятой — верхняя (например, 50). Числа-границы также входят в диапазон.

Пример «Случайные снежинки»

сброс

повтори 15 {

$x = случайное 20, 380

$y = случайное 20, 380

$r = случайное 0, 255

$g = случайное 0, 255

$b = случайное 0, 255

цвет_пера $r, $g, $b

повтори 19 {

иди $x, $y

вперёд 20

налево 20

}

}

Пример «Случайные кораблики»


Вывод обучающегося: Проведя исследования, я понял, каким может быть интересным процесс создания на языке Лого программ. Мной была достигнута цель и выполнены все поставленные задачи. Я изучил возможности языка LOGO в среде Kturtle и создал программный код при помощи команды «случайное». В результате проведения исследования я сделал вывод, что моя гипотеза нашла свое подтверждение – действительно возможно на языке LOGO в среде Kturtle создать объекты с помощью команды «случайное». В перспективе, освоив данную программу, я хочу продолжить изучение других языков программирования.


Таким образом, применение метода проектов в образовательном процессе обусловлено необходимостью развития у обучающихся проектного воображения, мышления, способа действий, способствует развитию адекватной самооценки, развитию информационной и коммуникационной компетентности и других значимых качеств будущего выпускника школы.