Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №4»
Методическая разработка
Беседа «Правила личной гигиены»
(1-4 классы)
составитель:
воспитатель МКОУ
«Школа – интернат №4»
Казарцева Марина
Викторовна
Осинники 2018
Цели: воспитание культуры поведения.
Задачи:
Развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность, чистоплотность, соблюдать гигиену.
Сформировать у детей соблюдать личную гигиену.
Обогащение детского словаря – дети должны узнать понятия: культуру поведения, личная гигиена.
Прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям, воспитывать культуру поведения.
Организационный момент.
Воспитатель: Здоровье – это первое богатство. Сохранить здоровье – это задача каждого человека. Гигиена – это раздел медицины, изучающий принципы сохранения здоровья; а также свод правил, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья. Тема нашей сегодняшней беседа «Правила личной гигиены».
Основной момент.
Воспитатель: Каждый человек обязан соблюдать личную гигиену, то есть сам обязан следить за чистотой своего тела и одежды. Ведь личная гигиена играет большую роль в общении с людьми. Быть чистым и опрятным – значит проявлять уважение к окружающим. Для поддержания личной гигиены большими помощниками являются зеркало, мыло, зубная щётка и другие предметы личной гигиены.
Тело человека на 80% состоит из воды. Если бы оно не было покрыто кожей, то вода быстро бы испарилась и человек не смог бы жить. Кожа человека также обладает водонепроницаемостью и не даёт воде попасть внутрь нашего организма. Представьте себе, что было бы с нами в ванне, если бы кожа впитывала воду!
Воспитатель: Кожа также защищает наш организм от проникновения микробов и регулирует температуру тела. Когда нам жарко – выделяется пот, который охлаждает тело, а кровеносные сосуды расширяются и поднимаются ближе к поверхности кожи, и наше тело краснеет, а когда холодно – кровеносные сосуды сжимаются, чтобы сохранить тепло. Когда мы болеем и повышается температура, то мы потеем сильнее.
Воспитатель: И это хорошо, так как с потом из тела выходят вредные для организма микробы. В благодарность за свою работу кожа требует ухода за собой. Уход этот заключается в очищении кожи, чтобы она могла исправно выполнять свои функции. Таким образом, вода для нашего тела – первый друг. А ещё с грязным и неаккуратно одетым человеком мало кто хочет общаться. Многие мальчики думают, что зеркало нужно только девочкам. А вот и ошибаются. Ведь посмотрев на себя в зеркало, сразу узнаешь, как ты выглядишь – причёсаны ли волосы, чистые ли лицо и одежда.
При этом необходимо помнить: мальчик или девочка, часто заглядывающие в зеркало, выглядят не очень красиво. Кстати, неопрятного человека можно узнать по ушам. Если они грязные, то другие люди обязательно обратят на это внимание. Так что не жалейте воды на мытьё не только ушей, но и всего тела.
Воспитатель: Один раз в неделю необходимо подстригать ногти на руках и ногах. Кстати, особая забота должна быть о ногах – их надо мыть каждый день и часто менять носки. Как вы думаете, почему категорически запрещается пользоваться чужой расчёской или зубной щёткой? (ответы детей).
1 ученик:
Что такое чистым быть?
Что такое чистым быть?
Руки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей, да постричь их поскорей;
Умываюсь по утрам да ещё по вечерам.
Чисто вымою я уши – будут уши лучше слушать.
Отчего блестят глаза?
С мылом умывался я.
Дружат волосы с расчёской: хороша моя причёска!
И. Курочкина
Воспитатель: Воспитанный человек никогда не оставит после себя мусор или грязь в классе, в школе и в других общественных местах, тем более в туалете или ванной комнате. Обувь тоже любит чистоту и порядок. Придя с улицы – приведите в порядок обувь – протрите её и почистите кремом. Нельзя надевать чужую обувь. На речке или в парке, когда вы ходите босиком, надо быть крайне внимательным, чтобы не поранить ноги о куски стекла или шипы растений. При этом, если вы увидели битое стекло, обязательно соберите его и унесите в специально отведённое для мусора место. В кармане у каждого из нас всегда должен быть чистый и аккуратно сложенный носовой платок. Он может понадобиться при кашле, чтобы вытереть нос, руки или лицо.
Воспитатель: А сейчас вам такое задание: приведите не менее пяти доводов, почему нельзя пользоваться грязным носовым платком (ответы детей).
Воспитатель: Внешний вид – это то, что сразу же бросается в глаза. Внешний вид может сказать о человеке очень многое. С опрятно одетым человеком всегда приятно общаться, а с грязными и неаккуратными никто не хочет сидеть рядом, играть и общаться. Одежда защищает человека от холода, делает его более привлекательным, влияет на его настроение. По одежде составляется первое впечатление о человеке. В красивой, опрятной и удобной одежде мы чувствуем себя более уверенно.
Воспитатель: За состоянием одежды надо следить и беречь её. Одежда должна быть чистой, выглаженной, без дырок и пятен. Нет такой одежды, которая бы годилась для всех случаев жизни. Любая одежда надевается по определённому поводу или для определённого занятия. Для занятия спортом одежда должна быть лёгкой и свободной, чтобы в ней не было жарко. И, конечно же, после занятий её нужно снять и принять душ. В театр или в кино воспитанный человек в спортивном костюме не пойдёт. А как вы будете выглядеть, если выйдете гулять во двор в костюме с галстуком-бабочкой на шее? О человеке, умеющем красиво одеваться, можно сказать – у него есть вкус. Это значит, что он умеет правильно подобрать одежду для любого случая.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:
Плещет теплая волна
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
Ответ: Ванна
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов.
Ответ: Душ
Стоит Парашка –
Держит чашку,
Голову склонила,
Носик опустила,
А из носика струится
В чашку чистая водица.
Ответ: Умывальник
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне -
Пусть отмоет руки мне.
Ответ: Мыло
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
Ответ: Губка
Костяная спинка,
Жесткая щетинка, С
мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
Ответ: Зубная щетка
В пещеру затекла,
По ручью выходит –
Со стен все выводит.
Ответ: Зубная паста
Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою -
Что это такое?
Ответ: Полотенце
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
Ответ: Расческа
Лег в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос.
Ответ: Носовой платок
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю.
Ответ: Мочалка
Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте с вами повторим, о чем мы сегодня говорили и что нового узнали.
1.Что значит быть красивым и привлекательным?
2.Вы согласны с утверждением, что вода приносит нам бодрость, здоровье и хорошее отношение окружающих?
3.Объясните высказывания: «Духи и одеколон после, а не вместо мытья».
4.Объясните выражение: «Одежда и внешний вид должны соответствовать обстановке и предстоящим занятиям».
5. А где у вас хранится школьная форма?
6.А вы сами умеете чистить обувь, пришивать пуговицы, стирать мелкие вещи?
Воспитатель: (надпись на доске) Я считаю себя опрятным и аккуратным. Значит, я:
1. Хожу всегда в чистой и выглаженной одежде.
2. Дома переодеваюсь в домашнюю одежду, а школьную форму аккуратно вешаю в шкаф.
3. Уходя из дому, всегда посмотрю на себя в зеркало – всё ли у меня в порядке с внешним видом.
4. Всегда ношу в кармане чистый носовой платок.
5. Бережно отношусь к своей одежде и обуви; если надо, могу пришить пуговицу, выстирать носовой платок и носки.
Воспитатель: Я знаю, что соблюдать гигиену – это значит: ежедневно умываться, чистить зубы утром и перед сном, часто принимать душ и один раз в неделю мыться в бане или в ванной. После прихода с улицы обязательно вымыть руки. Не реже одного раза в месяц посещать парикмахерскую или подстригаться дома.
Воспитатель: и в заключении послушайте отрывок из стихотворения:
Чистота — залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в школе, на работе,
И на суше, и в воде.
Руки с мылом надо мыть,
Чтоб здоровенькими быть.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
Всякий раз, когда едим,
О здоровье думаем:
Мне не нужен жирный крем,
Лучше я морковку съем.
Физкультурой занимайся,
Чтоб здоровье сохранять,
И от лени постарайся
Побыстрее убежать.
От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
Чтоб микробам жизнь не дать,
Руки в рот не надо брать.
Воспитатель: Будьте здоровы и соблюдайте правила личной гигиены.