Мотивационно-ориентированный | Учитель: Ребята, настроение мы себе создали, а теперь пришло время определить тему урока, перед Вами в желтом конверте набор букв из которых можно и нужно сложить слово, которое относится к растениям. Молодцы, справились! Из этих слов есть слова уже хорошо известные вам, т.к. были изучены на предыдущих уроках. Давайте назовем и вспомним, что они означают. Остается лишь одно слово, которое вы собрали, но на уроках еще не изучали, назовите его «Плод» это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Для того чтобы определить еще один ключевой вопрос сегодняшнего урока послушайте сказку: «Жил-был дуб, он был со скверным характером, вредный и ворчливый. Пробегала мимо мышка, просила дать с собой желудь. Дуб не дал. Пролетал мимо ветерок, просил унести с собой желудь. Дуб не дал. Ручеек пробегал мимо, хотел унести с собой желудь. Не получилось. Человек кланялся дубу. Но дуб не согласился. Стали расти молодые дубки. Тесно стало дубу, и он засох. А дубки росли хилыми слабыми.» Ребята, почему засох дуб, а молодые дубы росли слабыми? Молодцы! | Складывают слова из букв -стебель -побег -лист -корень -плод Называют слова, дают определения. Называют «Плод» . Слушают сказку. Участвуют в беседе. Выдвигают варианты ответа. Чтобы растение росло крепким, ему должно хватать места. Для этого растения должны расселяться с помощью плодов и семян. | Регулятивные: ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью |
Актуализация знаний | Ставит проблему: Перед вами на слайде вопросы урока: Что такое плод и как распространяются плоды и семена? Как вы думаете для того чтобы изучить тему этих вопросов достаточно? Молодцы, ребята, сейчас вы определили цели урока. Обращаю ваше внимание на диагностическую карту, которая есть у каждого и она будет нашим путеводителем. Попрошу их подписать, в первом столбике написать сегодняшнее число, во втором тему урока. «Плоды. Распространение плодов и семян» В третьем столбике вы видите все основные понятия, которые вы только что озвучили. Четвертый столбик поможет оценить свою работу на уроке и работ одноклассников. А пока отложим их в сторонку. Для того чтобы дать простое определение понятию «Плод», вспомним строение цветка. Слайд Перед вами цветок. Какие органы цветка вы можете назвать? В каком органе формируется плод? А если плод формируется в завязи, то на месте чего образуется плод? Как в думаете, является ли Плод важнейшей частью растения или его функция защиты и распространения семян не является важной? Слайд №4 Мы выяснили, что плоды образуются на месте цветка Учитель: Я утверждаю, что на слайде изображены плоды и только плоды. Согласны? Еловая шишка, кочан капусты – это плоды? | Определяют тему урока, цели и задачи совместно с учителем. Перечисляют интересующие их вопросы для рассмотрения (высказывают предположения: узнать, что такое «плод»; из чего образуется плод; из чего состоит плод; какое значение имеют плоды и т.д.) Перечисляют. В завязи формируется плод. Плод образуется на месте цветка. Участвуют в беседе Работают группой, выдвигают варианты ответов. В итоге идет обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка. У ели не образуются цветы и плоды. На данном этапе самостоятельно формулируют простое определение понятия «плод» Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег. Вывод: Плод является важнейшим органом цветкового растения, образуется из завязи и выполняет функцию защиты и распространения семян. Работают с диагностическими картами | Познавательные: - Сотрудничество с учителем, - достраивание, восполнение недостающих компонентов; - умение интегрироваться в группу, взаимодействовать; - обнаружение отклонений. - коррекция результатов работы. - оценка, самооценка |
Формирование новых знаний | Предлагает учащимся сформулировать определение понятия «плод», при необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся. Обратимся к нашим диагностическим картам и если вам понятно, что такое плод, поставьте в четвертый столбик «+», если нет «-«. Диагностическая карта подскажет, Что мы выясняем дальше? Выяснить строение плода нам поможет дольки вкусного яблока, рассмотрите и скажите из чего состоит плод? Давайте проверим ваши предположения и обратимся уже к известным научным фактам по этому вопросу, изложенным в параграфе 13, на стр. 67. Слайд5 строение плода Прошу поставить себе «+» или «-« в диагностическую карту. Позвольте мне отвлечься. Скажите, ребята, как правильно говорить, куда ставить ударение «ПлОда» или «ПлодА»? Одной из целей нашего урока было выяснить, какие процессы нужны для образования плода я хотела бы прочитать небольшое стихотворение Николая Рыленкова, (слайд цветка и пчелы) Цветок всю ночь готовит мед– Пчелу сластену в гости ждет Бери мол, но, как другу, Мне окажи услугу, Пыльцу мучную эту Перенеси соседу… Пчела несет ее, и вот – Цветок увял и зреет …... Учитель: Что зреет? (плод) В этом стихотворении говориться об одном из процессов образования плода. Назовите его Верно, пчела опыляет цветок. Но для того чтобы плод сформировался необходимы и другие процессы, перед вами на столах голубые конверты с карточками на которых эти процессы перечислены, но нет последовательности, подумайте и расположите карточки в правильной последовательности. Слайд. Карточки с надписями: -Образование почки -Образование цветка -Опыление -Оплодотворение -Образование плодА Молодцы, заметили ли вы еще какую-нибудь закономерность в той последовательности? А теперь, давайте вернемся к первоначальному определению «Плода». Слайд с определением. Есть у вас дополнения по этому определению Оцените свою работу «+» или «-« в оценочной карте в графе «образование плодов» Напомню вам ребята, что сходство строения плодов в том, что они состоят из семян и околоплодника, и я утверждаю, что все плоды одинаковые. Согласны? Действительно плоды отличаются по количеству воды в околоплоднике и количеству семян, т.е у некоторых плодов есть мякоть, а у некоторых её нет. Давайте попробуем классифицировать плоды. Перед вами на столах в зеленых конвертах части схематической таблицы классификация плодов. Соберите и приклейте части схематической таблицы в соответствии с материалом учебника пар 13 Ну, что ж, давайте проверим, что у вас получилось! Молодцы. Попрошу вас обратится к диагностической карте и оценить себя: разобрались ли вы с только что изученным вопросом, оцените свою работу в группе. А теперь небольшая физкультминутка, попрошу вас всех подняться. Я буду называть растения, а вы будете приседать. Если растение произрастает в Республике Коми вы поднимаете руки и трясете пальчиками, если нет опускаете руки. Малина, дуб, вишня, хлопчатник, ярутка, морошка, апельсин, черника, ананас, огурец, тюльпан, банан, клюква, карликовая береза. Ну что же, надеюсь вы немного взбодрились и с новыми силами продолжим наше занятие. Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000, мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь – около 27 млн. Постановка проблемы: Я утверждаю, что семена должны распространять как можно дальше от материнского растения. Согласны? Аргументируйте ответ. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок Слайды Загадки: 1. Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес… И к нам парашютистами Спускаются с небес. (Одуванчик) 2.На сучке - арканчик Держит чемоданчик. Крышка открылась – Всё развалилось (созревшие семена гороха) 3.Под забором у края степей Сладко спал одинокий Андрей, Спал и видел прекрасные сны, Вдруг как вцепится в хвост у собаки Здрасьте горы, леса, буераки. (Репейник) 4.Папа мыл в реке арбуз, Да случился вдруг конфуз. Плод уплыл, ну, не беда, Вдоль реки теперь бахча. Учитель: О каких способах распространения семян упоминалось в загадках? В пар.14 описываются способы распространения семян, я попрошу вас, сочинить небольшую сказку об одном из способов распространения семян, и показать её через несколько минут, попрошу вытянуть карточку с названием способа распространения. Вы самые настоящие артисты, молодцы! Плод нужен растению для распространения семян. Слайд. Давайте подытожим ваши ответы. Прекрасно справились! Прошу вас оценить свою работу в диагностическом листке. | Строение плода Рассматривают дольки яблока, предполагают из чего состоит плод. Рассматривают, описывают Обобщение ответов. Вывод: плод состоит из семени и околоплодника. Работают с диагностической картой Правильно говорить «Строение плодА Слушают стихотворение и предлагают вариант его завершения: зреет плод. Отвечают: Опыление. Учащиеся работают с карточками, выстраивают последовательность. Крепят на доске, каждая группа только одну карточку. Сравнивают со слайдом. Озвучивают варианты: все процессы начинаются с буквы «О» Формируют определение: Плод-это важнейшая часть растения, который состоит из семени и околоплодника, образуется из завязи после опыления и оплодотворения. Работают с диагностической картой Учащиеся соглашаются или не соглашаются, аргументируют Работают с учебником. Собирают части схемы и приклеивают на отдельный лист, приводят примеры Участвуют в беседе, самостоятельно выполняют задание по парам, пользуясь учебником. Учащиеся рассказывают о классификации плодов, приводят примеры. Работают с диагностической картой. Физкультминутка. Обсуждают в группах, отвечают. Вывод: Семена, необходимо распространять, чтобы они ни проросли рядом с материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду. Разгадывают загадки Участвуют в беседе Называют способы распространения семян: Животными Ветром Самораспространением Водой Человеком Изучают материал учебника, готовят инсценировку, показывающую способы распространения семян. Оценивают свою работу в диагностическом листке. | Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения Предметные: Давать определение понятию: плод, из чего образуется плод выполнять задания по теме Регулятивные: работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки Познавательные: Уметь обобщать полученную информацию Коммуникативные: Согласовать позиции и находить общее решение Познавательные: классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям Коммуникативные: участие в совместной деятельности, различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Предметные: давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный многосемянный Познавательные: уметь обобщать полученную информацию, аргументировать ответ Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения Познавательные: уметь обобщать полученную информацию, аргументировать ответ Коммуникативные: различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Предметные: представлять и называть способы распространения семян Познавательные: уметь обобщать полученную информацию Личностные: проявлять творческий подход к решению поставленной задачи |