Интерактивный урок «Невербальное общение»
методическая разработка
Целевая группа – подростки 16-18 лет Цель – расширить знания подростков о невербальном общении Задачи:
сформировать у подростков понятие личностных границ;
актуализировать и расширить знания подростков о невербальных сигналах, используемых человеком при общении, научить их распознавать
Время работы – 45 минут Условия проведения – учебная аудитория Ход урока:
Разминка (10 минут).
Участникам раздаются карточки с названиями объектов (см. приложение). Их задача по очереди «передать» друг другу из рук в руки объект, указанный в их карточке, используя мимические и кинетические жесты. Задача «принимающего» – угадать, какой объект был ему передан, а затем по цепочку передать другому собственный объект.
Варианты объектов: пушистый кролик, маленький ежик, большой арбуз, горячая картошка, пудовая гиря, букет цветов, привет, кактус в горшке, ядовитая змея, толстая книга, теннисная ракетка, бабочка, вкусная груша, мобильный телефон, зубная щетка, теплый шарф, кольцо с бриллиантом, револьвер (пистолет с вращающимся барабаном), наручные часы, хоккейная шайба, кошелек с деньгами, ключи от автомобиля, снежок, свернутая газета, дождевая вода, кусочек сахара-рафинада, карманный фонарик, небольшое зеркало, перочинный нож, записная книжка.
Примечание. В целях экономии времени можно разбить учащихся на пары и дать по одной карточке на каждую пару.
Личные границы. (10 минут)
Зональные пространства (психолог объясняет, рисуя схему на доске — 5 минут).
1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.
2. Личная зона (от 46 см до 1, 2 метра). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль-вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3. Социальная зона (от 1, 2 до 3, 6 метров). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.
Общественная зона (более 3, 6 метра). Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда «нарушитель» является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда «нарушитель» проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.
Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека, с которым вы только что познакомились, то это может вызвать у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: «Держи дистанцию». Чем интимнее наши отношения с другими людьми, тем ближе разрешается нам проникать в их зоны. Например, только что принятый на работу служащий первое время может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно, но они просто держат его на дистанции социальной зоны, потому что мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.
Дистанция между двумя целующимися может много рассказать вам о характере взаимоотношений между этими людьми. Любовники крепко прижимаются телами друг к другу и находятся внутри интимной зоны друг друга. Совершенно другое будет расстояние, если вы получаете поцелуй от постороннего человека, поздравляющего вас с Новым годом, или от мужа лучшей подруги, поскольку оба будут отставлять нижнюю часть тела по крайней мере на расстояние 15 см от вашей.
Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут быть компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, и интимную зону друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая неписанные, правила социальной стратификации.
Объем личного пространства, необходимый для обитания, зависит от плотности населения людей в том месте, где люди выросли. Тем, кто вырос в редконаселенных сельских местностях, требуется более просторное личное пространство, чем тем, кто воспитывался в густонаселенных столичных городах. По тому, как человек протягивает руку для рукопожатия можно судить, проживает ли он в крупном городе или в отдаленной сельской местности. У городских жителей их личная «воздушная оболочка» составляет 46 см, и именно на столько сантиметров протягивается кисть руки от тела при рукопожатии.
В таком случае руки собеседников встречаются на нейтральной территории. Люди, выросшие в районном городе, где плотность населения невысокая, могут иметь «воздушную оболочку» до 1, 2 метра в радиусе или более, и именно на этом расстоянии находится кисть руки от тела, когда сельские жители здороваются за руку.
Сельские жители обычно стоят прочно на земле и наклоняются навстречу вашему рукопожатию, в.то время как городской житель сделает шаг вперед при рукопожатии. Люди, выросшие в отдаленных или малонаселенных сельских районах, обычно имеют очень большие потребности в личном пространстве, достигающем 9 метров. Эти люди предпочитают не здороваться за руку, а лучше на расстоянии помахать друг другу рукой.
После общей информации вызываются один или два добровольца, с которыми проводится упражнение «Границы» (выявление личных границ).
«Границы» (5 минут).
Цель: осознание собственных физических и психологических границ.
Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами. Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко.
Открытая и закрытая позы, использование барьеров в общении. (5 минут)
Психолог показывает открытую и закрытую позы, возможные барьеры в общении
Мимика
Учащиеся рисуют на доске пиктограммы основных эмоций. Психолог помогает им. Для справки см. Таблицу эмоций ниже.
Другие позы и жесты
шпилеобразный жест — уверенность в себе
закладывание рук за спину
акцентирование больших пальцев — властность, агрессивность
прикосновения к лицу – ложь
оценочный жесты — указательный палец у виска, подпирание подбородка большим пальцем
пальцы и пр. во рту — необходимость в поддержке
подпирание головы — скука
постукивание по столу — нетерпение
поглаживание подбородка — принятие решения
«Изобрази эмоцию»
Цель: формирование умения выражать эмоции с помощью пантомимики и мимики.
Участники выбирают карточки, на которых отмечены эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.
На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Страх. Глаза» «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги» и др.
Пушистый кролик | Маленький ежик |
Большой арбуз | Горячая картошка |
Пудовая гиря | Букет цветов |
Привет | Кактус в горшке |
Ядовитая змея | Толстая книга |
Теннисная ракетка | Бабочка |
Вкусная груша | Мобильный телефон |
Зубная щетка | Теплый шарф |
Кольцо с бриллиантом | Револьвер (пистолет с вращающимся барабаном) |
Наручные часы | Хоккейная шайба |
Кошелек с деньгами | Ключи от автомобиля |
Снежок | Свернутая газета |
Дождевая вода | Кусочек сахара-рафинада |
Карманный фонарик | Небольшое зеркало |
Перочинный нож | Записная книжка |
Грусть. Руки | Горе. Лицо |
Радость. Губы | Страх. Глаза |
Чванство. Правая рука | Гордость. Спина |
Страх. Ноги | Нетерпение. Правая рука |
Скука. Левая рука | Удивление. Губы |
| |
| Лицо | Тело |
Эмоция | Голова | Брови | Глаза | Рот | Руки | Корпус | Ноги | Комплексные реакции |
Радость | Отклонена назад | Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу | Сужение глазных целей; радиальные складки у наружного угла | Углы приподняты | Подвижны, хватание за бока и т. п. | Отклонен назад | Ступни развернуты | Моторное возбуждение |
Внимание непроизвольное | Прямая или наклонена к объекту | Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей; взгляд не фиксирован | Приоткрыт | | | | |
Внимание произвольное | Прямая или наклонена вбок, иногда вперед | Сдвигание и опускание головок бровей: продольные складки между ними | Сужение глазных щелей, взгляд фиксирован | Поперечно растянут | Иногда моделируют объект внимания | Наклонен к объекту внимания или от него | | Заторможенность, неподвижность; части тела копируют объект внимания |
Удивление | Неподвижна | Приподнимание бровей, поперечные складки на лбу | Расширение глазных щелей, взор на объект | Приоткрыт | Неподвижны, руки пассивно свисают | Неподвижен или устремлен вперед | Согнуты в коленях | Гипотония мускулатуры |
Безразличие | | Брови занимают горизонтальное положение | Веки полуопущены; взгляд в сторону | | Опущены, вялые, малоподвижные | «Сломан», вдавлен в бедра | Ступни стоят произвольно; шарканье при ходьбе | Гипотония мускулатуры |
Презрение | Закинута назад | Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови: поперечная складка на лбу | Веки полуопущены глаза смотрят вниз | Нижняя губа опущена | | Напряжен и снят с бедер | Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты | |
Печаль и горе | Опущена; при сидении опирается на руку | Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Веки опущены, нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен | Уголки опушены центр нижней губы приподнят | Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы | Расслаблен, ищет опоры, линия спины «сломана»; сутулость | Расслаблены; ступни свернуты | Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности |
Гнев | Прямая | Сближение или опускание бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных целей; быстрые движения глазных яблок | Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь | Размахивают, кисти сжаты в кулак. Дрожание | Наклонен вперед | Топанье ногами | Наличие разрушительной тенденции |
Страх | Опущена, иногда отвернута или откинута назад | Сближение и приподнимание бровей и продольно-поперечная складка на лбу | Расширение глазных шелей, напряжение нижнего века | Закрыт или приоткрыт, поперечно растянут при активных формах страха | Прижаты к груди или закрывают лицо, кисти сжаты в кулак, дрожание | Расслаблен, «вдавлен в бедра», неподвижен; сутулость | Согнуты в коленях, спотыкание при ходьбе | Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться |
Боль | Неподвижна | Приподнимание бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу | Сужение глазных щелей | Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята | Отдергиваются от источника боли | Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) | Отдергивание от источника боли. Иногда угловатые позы со свернутыми носками | Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения |