СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого учебного занятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого учебного занятия по профессиональному модулю МК/ДК 01.01. Раздел2 "Техническая эксплуатация средств транспорта и безопасность движения" Тема :" Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого учебного занятия»



Методическая разработка учебного занятия

Образовательное учреждение

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

Преподаватель

Полякушина Марина Владимировна

Профессия/Cпециальность СПО

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)

Группа

ОПУ-8-15

Дисциплина/профессиональный модуль/МДК

ПМ.01. Организация перевозочного процесса ( по видам транспорта)

МДК 01.01. Технология перевозочного процесса ( по видам транспорта)

Раздел 2 « Техническая эксплуатация средств транспорта и безопасность движения»



Номер занятия по календарно-тематическому плану

Дата проведения

Тема учебного занятия

Урок № 79

Тема 3.3 Регламент действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях.


Продолжительность учебного занятия

90 мин.




Цель учебного занятия: формирование знаний и умений по теме: «Порядок действий работников в аварийных и нестандартных ситуациях», осознание основного фактического материала.

Задачи учебного занятия:

Образовательные (дидактические):

-изучить регламент действий работников хозяйства перевозок, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях, инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ, инструкцию по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ;

- изучить порядок взаимодействия дежурного по станции (ДСП) с причастными

работниками ОАО «РЖД» и последовательность их действий при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций;

- изучить регламент обеспечения безопасности движения в поездной и маневровой работе при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях

- отрабатывать навыки пользования устройствами управления на пульт-табло дежурного по станции при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях на железнодорожной станции и прилегающих к ней перегонах;

- отрабатывать навыки фиксирования оперативной информации в технической и поездной документации на рабочем месте дежурного по станции.



Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативных навыков, умению формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения;

  • развивать логическое мышление, концентрацию внимания, основные мыслительные операции (анализ, сравнение);

  • развивать умение работать в парах, группах;

  • способствовать развитию умения делать обобщенные выводы по результатам деятельности при обеспечении безопасности движения в поездной и маневровой работе в части возникновения аварийных и нестандартных ситуациях.

Воспитательные:

  • воспитывать ответственность за результаты своего труда, интерес к дисциплине и добросовестное отношение к труду;

  • воспитывать устойчивое стремление к самосовершенствованию (самоконтролю, саморегуляции и саморазвитию), пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии.


Формы организации учебной деятельности:


Результаты обучения на учебном занятии:

Результат обучения

Показатели результата

Знания

З.1

Основных требований к работникам по документам, регламентирующим безопасность движения на транспорте


Называет виды планирования, порядок управления и этапы перевозочного процесса

З.2

Правил ведения поездной и технической документации на рабочем месте дежурного по станции


Контролирует правильность и своевременность технических записей смежными службами. Оформляет записи в журналах и бланках формы ДУ.

Умения

У.1


Использовать в работе электронно-вычислительные машины для обработки оперативной информации

Умеет работать с инструкциями и нормативными документами


Формируемые общие и профессиональные компетенции на учебном занятии:


Результат обучения

Показатели результата

ПК 1.1.

Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных

информационных технологий управления перевозками.


ПК 1.2.

Организовать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций.

Руководит движением поездов на станции, принимает оптимальные решения по организации движения поездов и маневровой работы с учетом сложившейся ситуации

ПК 1.3.

Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.

Профессиональное оформление технической и поездной документации дежурного по станции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрирует интерес к будущей профессии

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Определяет цели и порядок работы

ОК3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Определяет вариант организации эксплуатационного процесса при изменяющихся условиях перевозки

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Умеет самостоятельно работать с информацией, понимает замысел текста, демонстрирует навыки пользования нормативной литературой, умеет отделять главную информацию от второстепенной

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Демонстрирует навыки использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности


Внутрипредметные связи:


Тема 1.5. « Сооружения и устройства СЦБ и автоматики на перегонах и станциях»

Тема 3.1. « Классификация нарушений безопасности движения»


Межпредметные связи:


Наименование дисциплины/МДК


МДК.01.03. Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта)


МДК.02.01. Организация движения (по видам транспорта)



УП.01.01.ПМ.01.«Организация перевозочного процесса»



Тип урока: урок изучение нового материала

Форма проведения занятия (вид урока): интерактивная лекция с элементами практической самостоятельной работы.

Педагогическая технология (ее элементы): элементы интерактивных технологий (решение ситуационных задач), элементы здоровье сберегающих технологий.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная

  • работа в парах


Методы обучения, используемые на учебном занятии:


Объяснительно-иллюстративный:

объяснение, беседа

учебный фильм

Метод проблемного изложения в обучении

решение ситуационных задач,

работа на тренажере

работа с инструкциями

Методическое обеспечение:

  • КТП,

  • методическая разработка урока;

Средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедиа проектор;

  • тренажерный комплекс для подготовки обучающихся по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» (по видам транспорта) с персональным компьютером ППБНМ-1200


Используемая основная литература:

  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ. 2015 г.

  • Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ.2015г


Дополнительные источники:

  • Регламент действий работников хозяйства перевозок, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях. ОАО «РЖД» от 14.12.2007г.


Технологическая карта учебного занятия

Этап занятия (время, мин)

Время

Задачи этапа

Деятельность преподавателя


Деятельность обучающихся

Формы контроля

Ожидаемый результат

(показатели)

1. Организационный этап

2

Подготовить обучающихся к работе



Провести рефлексию по определению психологического состояния обучающихся на начало урока

Приветствует обучающихся.

Отмечает присутствующих.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Предлагает показать карточку:

карточка желтого цвета –позитивное настроение,

карточка зеленого цвета – негативное настроение

Приветствуют преподавателя.

Проверяют готовность своего рабочего места.



Обучающиеся показывают карточки


Полная готовность группы к занятию, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

Позитивный настрой на урок.

2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний








10

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися темы, цели, задач учебного занятия.

Преподаватель вовлекает обучающихся в совместную работу по определению темы, цели и задач занятия через проблемные вопросы с демонстрацией слайдов 1,2. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют тему урока и записывают тему в тетрадь (показ темы на слайде 2) и намечают задачи на урок

Устный опрос

Самопроверка по эталону

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Обучающиеся формулируют тему занятия.

III. Изучение нового материала


58

1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий сменных работников при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях в ходе

организации движения поездов.



2.Установление правильности осознания усвоения материала.

1.Предлагает обучающимся сформулировать и назвать причины нестандартных и аварийных ситуаций.

(показ слайда 3 с эталонами ответов)

2.Объясняет новый учебный материал с демонстрацией бланков форм поездной и технической документации ф. ДУ-64,ф. ДУ-61

3.Предлагает обучающимся выполнить задание: «Изучить ИДП пункт 18, приложение 7 стр.144 и ответить на вопрос: «Какими подвижными единицами разрешается оказывать помощь поездам, в качестве вспомогательного локомотива?»

4. Организует обучающихся на решение ситуационных производственных задач, с элементами практической работы, выдает на карточках задания на 2 варианта. (Приложение 2)

5. Объясняет новый учебный материал с моделированием ситуации на тренажерном комплексе и организует обучающихся на обсуждение смоделированной ситуации с ответом на контрольные вопросы

6. Моделирование ситуации на тренажерном комплексе с участием студентов по вариантам с элементами ролевой игры (Приложение 3)

1.Обучающиеся называют причины нестандартных и аварийных ситуаций, сравнивая с эталонами ответов на слайде.



2.Обучающиеся заполняют формы поездной документации: бланк ф.ДУ-64

(Приложение 4)

3.Изучают теоретический материал и отвечают на контрольный вопрос. (Приложение 5)









4. Обучающиеся выполняют задания







5.Обучающиеся делают записи в конспекте и отвечают на контрольные вопросы







6.Обучающиеся выполняют действия на тренажерном комплексе, выполняя роли: дежурного по станции Северная, Южная и машинистов поездов №5202/ 5201 , № 5204

Самопроверка









Письменный









Устный













Письменный









Письменный













Самопроверка

Усвоение сущности теоретических знаний и применение их при решении ситуационных задач.

2

Повысить работоспособность обучающихся через выполнение физических упражнений

Предлагает обучающимся выполнить физкультминутку

Выполняют упражнения физкультминутки

Наблюдение

Повышение работоспособности обучающихся

10

Установление правильности осознания усвоения материала.

7. Предлагает обучающимся выполнить самостоятельно практическое задание: «Оформить запись в журнале ф. ДУ-46 о нарушении электрического контроля положения стрелки, выдаче курбеля и навесного замка».

7. Обучающиеся заполняют формы поездной и технической документации: журнал ф. ДУ-46 (Приложение 4)

Письменный

Усвоение сущности теоретических знаний и применение их при выполнении практического задания.

5. Итог занятия. Рефлексия

6

Сделать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.



Провести рефлексию по усвоению изучаемой темы.

Подводит итоги занятия, анализируя выполнение задач, поставленных вначале занятия.





Проводит рефлексию «Букет настроения»

Раздает комплект цветных изображений цветов: зеленого и желтого цвета. На доске изображена ваза, преподаватель поясняет «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое для себя, то передайте для формирования букета настроения желтый цветок, а если не понравилось - зеленый»

Обсуждают результат, полученный на занятии.



Передают цветы для создания букета настроения


Устный

( обсуждение)

Умеют подводить итоги своей работы на занятии, своего отношения к проведенному занятию.

6. Домашнее задание.

2

Обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Преподаватель задает домашнее задание и выдает рекомендации по его выполнению:

«Изучить гл.II, III приложения 7 ИДП (Инструкции по движению и маневровой работе на железнодорожном транспорте), стр.144-152, самостоятельно доработать конспект лекции с применением ИДП, приложение13 «

Записывают

Наблюдение

Понимают содержание домашней работы. Записывают в тетрадь домашнее задание.


















Приложение 1

ВОПРОСЫ

Вопрос 1. Что может привести к возникновению нарушения организации безопасного и

беспрепятственного движения поездов по станции?


Ответ: создание аварийной или нестандартной ситуации причастными работниками, нарушение

нормальной работы устройств СЦБ, связи и к/сети.


Вопрос 2. Что такое аварийная ситуация?


Ответ: Аварийная ситуация – условия, отличные от условий нормальной перевозки, которые могут привести или провели к столкновению поездов с другими поездами или железнодорожным подвижным составом.

Вопрос 3. Что такое нестандартная ситуация?

Ответ: Нестандартная ситуация – непредвиденные изменения условий в работе, которые имеют определенные последствия и делают невозможным полностью или частично выполнение принятых обязательств.

Вопрос 4. Как вы считаете, каковы могут последствия нарушений при организации безопасного и беспрепятственного движения поездов по станции?


Ответ: В случае возникновения отклонений от нормального режима работы станционных устройств возможно: травмирование пассажиров, работников железнодорожного транспорта, вывод из строя самих устройств безопасности, подвижного состава и т.д.


Вопрос 5. Каким образом работники железнодорожного транспорта должны выполнять свои должностные обязанности при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций?

Ответ: Соблюдая строго регламент действий при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях.

Вопрос 6. Как вы думаете - чем сегодня на занятии мы будем заниматься?












Приложение 2.


Ситуационные задачи

1 вариант

Отправить со станции Северная вспомогательный локомотив №5202/ 5201 для оказания помощи грузовому поезду № 2365 , остановившемуся на 2345 км пк4 , с возвращением на станцию Северная.

2 вариант

Отправить со станции Южная вспомогательный локомотив №5204 для оказания помощи грузовому поезду № 2364 , остановившемуся на 2346 км пк3 , с прибытием на станцию Северная. Условная длина поезда -71 вагон, длина ведущего локомотива 33 м.





Приложение 3

Моделирование ситуации на тренажерном комплексе по вариантам (с элементами ролевой игры)

1 вариант

ДСП станции Северная - ТЧМ вспомогательного локомотива № 5202/5201 (порядок отправления со станции, с выполнением регламента переговоров)

2 вариант

ДСП станции Южная - ТЧМ вспомогательного локомотива № 5204 (порядок отправления со станции, с выполнением регламента переговоров)


Приложение 4


Бланки формы поездной и технической документации: ф. ДУ-64, ф. ДУ-61, ф. ДУ-46



Поместите их в приложение 4


Приложение 5


Инструкции по движению и маневровой работе на железнодорожном транспорте (ИДП)


Поместите их в приложение 5