Урок: Математика
Класс: 2
Тема: Квадрат
Цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о понятии «квадрат» в процессе решения геометрических задач.
Задачи:
Обучающая: моделировать ситуации, раскрывающие свойства квадрата в процессе решения геометрических задач.
Развивающая: развивать словесно-логическое мышление, память, внимание и коммуникативные способности посредством выполнения учебных заданий.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к учебному процессу посредством выполнения учебных заданий.
Предметные результаты: знать определение понятия «квадрат», знать свойства квадрата, уметь отличать квадрат от других геометрических фигур.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, работать в парах; проявлять инициативу и активность на уроке.
Познавательные: проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем.
Регулятивные: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.
Личностные: положительно относятся к процессу обучения.
Оборудование: карточки для самостоятельной работы.
I. Актуализация знаний учащихся.
У: Посмотрите внимательно на эти фигуры.
(Учитель выводит на экран изображение)
У: Какие геометрические фигуры здесь изображены?
О: Треугольник, круг, прямоугольник.
У: Как называется жёлтая фигура?
О: Это треугольник.
У: В чём особенность треугольника?
О: У него 3 стороны и 3 угла.
У: Что мы можете сказать о зелёной фигуре? Как она называется?
О: Это прямоугольник.
У: В чём его особенность?
О: У него 4 стороны и 4 прямых угла.
У: Как называется красная фигура?
О: Эта фигура называется круг.
У: Как вы думаете, какая фигура здесь «лишняя»? Почему?
О: Круг. Потому что у него нет сторон и нет углов.
У: Посмотрите внимательно на эти картинки.
У: Что на них изображено?
О: Домик, машина и елочка.
У: Из каких геометрических фигур состоит домик?
О: Прямоугольники, треугольник и круги.
У: А из каких геометрических фигур состоит машина?
О: Прямоугольники, 2 круга и треугольник.
У: Из каких фигур состоит ёлочка?
О: Треугольники и прямоугольник.
У: А кто-нибудь из вас знает ещё одну фигуру, которая есть на всех этих рисунках? Она представлена в виде ствола ёлочки, окна в машине, и домика без крыши…
О: Квадрат.
У: А можете ли вы назвать определение квадрата?
О: Нет.
У: Почему?
О: Мы не знаем его, потому что это не проходили.
II. Постановка цели и задач урока.
У: Раз мы с вами пока не можем ответить на этот вопрос, мы должны найти на него ответ на сегодняшнем уроке.
У: Итак, что же мы должны узнать сегодня на уроке?
О: Мы узнаем определение квадрата, узнаем его свойства.
У: Отлично, это наши с вами задачи на урок.
У: А какова тема нашего урока?
О: Квадрат.
III. Открытие нового знания.
У: Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая. Вы когда-нибудь читали математические сказки?
У: Ту, что я прочитаю, называется «Родственники». Глазки на меня поднимите и внимательно послушайте.
У: Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом.
Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"
(Учитель выводит на экран изображение)
У: Посмотрите на слайд, какая это фигура?
О: Квадрат.
У: На какую фигуру он похож?
О: На прямоугольник.
У: Чем похожа эта фигура на прямоугольник?
О: У него все углы прямые.
У: Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".
Однажды встречает он на пути такую фигуру:
Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
У: Узнали, дети?
О: Это прямоугольник.
У: Почему он так называется?
О: У него углы прямые.
У: Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
- А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.
У: Давайте поможем фигурам найти такие признаки.
О: У фигур четыре угла; все углы прямые; они имеют по 4 стороны; их противоположные стороны равны.
У: Посмотрите на них внимательно.
У: А какая же у них общая фамилия?
О: Прямоугольники.
У: Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоём жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
IV. Первичное закрепление.
У: Что же такое квадрат?
О: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
У: Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебники на странице 34. Прочитайте правило.
У: Правильно мы сделали вывод?
О: Да.
У: А где в жизни нам встречаются предметы в форме квадрата? Назовите их.
У: Посмотрите на номер 1. Прочитайте задание.
У: Что нам необходимо сделать, чтобы понять, что эти фигуры прямоугольники?
О: Нам необходимо приложить прямой угол к каждому углу фигуры и проверить, совпадает ли он.
У: Отлично, приступаем.
У: Какие фигуры являются прямоугольниками? Назовите их номера.
О: Фигуры под номерами 1, 2, 3, 4.
У: Отлично. Выполним номер 2. Прочитайте задание.
У: Что нам нужно сделать, чтобы убедиться, что у фигуры равные стороны?
О: Мы можем измерить их с помощью линейки.
У: Отлично, отступите от классной работы 1 клетку. В этой строчке нужно записать номера фигур. Пишите аккуратно, для каждой цифры своя клеточка. Между цифрами расстояние в 1 клетку.
У: Какие цифры вы записали в тетради?
О: 1 и 4.
У: Совершенно верно. Выполним номер 3. Прочитайте задание.
У: Что нам необходимо сделать?
О: Начертить квадрат и найти его периметр.
У: Кто нам напомнит, что такое периметр?
О: Периметр - это сумма длин всех сторон.
У: Значит, как нам найти периметр квадрата?
О: Сложить все длины его сторон.
У: Отступите от предыдущей строки 2 клетки вниз и 2 клетки в сторону. Начинайте чертить с этого места.
У: С какого деления на линейке мы отмеряем 4 см?
О: С 0 см.
У: Какой периметр у вас получился?
О: Периметр квадрата 16 см.
У: Верно!
V. Самостоятельная работа.
У: Настало время поработать самостоятельно. Я раздам вам конверты с геометрическими фигурами. Ваша задача составить из них квадрат. Кто закончит, поднимает руку, я подхожу и проверяю.
У: И ещё одно задание для вас, посмотрите в учебнике на поля. Ваша задача начертить такой же квадрат. Кто закончит, поднимает руку, я подхожу и проверяю.
VI. Рефлексия
У: Итак, ребята, напомните, как называлась тема нашего урока?
О: Квадрат.
У: На слайде вы видите утверждения, связанные с нашей темой урока.
1. Любой квадрат – это прямоугольник.
2. Любой прямоугольник – это квадрат.
3. Любой четырёхугольник – это
многоугольник.
У: Скажите, какие из утверждений верные?
О: Верные утверждения под цифрами 1 и 3.
У: Как звучит определение квадрата?
О: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
У: Скажите, остались ли у вас какие – то трудности? Вам всё понятно?
У: Оцените свою работу на уроке и наш урок с помощью цветных карандашей.
Зелёный карандаш - вам понравился урок, вы хорошо работали
Желтый карандаш - урок вам понравился, но вы плохо работали.
Красный карандаш – вы затруднялись, урок не понравился.