СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Смотр знаний"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение среди 4-5 класса среза знаний

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Смотр знаний"»

Смотр знаний - эффективное средство систематизации и обобщения изученного материала. Готовясь к ответу сразу по большой теме, учащиеся лучше вникают в нее, их в сознании выстраивается общая картина того, что они выучили. Ребята постигают основную идею всех рассмотренных вопросов.

Смотр знаний помогает решить и важные воспитательные задачи:

  1. развитие навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;

  2. повышение ответственности не только за собственные знания, но и за успехи своего коллектива.





Сегодня мы проводим смотр знаний по русскому языку по теме «Синтаксис простого предложения». В смотре участвуют учащиеся 4Б и 5 Б классов. Мы пригласили учителей школы в качестве экспертов

Мы проверим ваши знания теории и практические навыки.

Разминка

Из ряда слов составьте единое предложение.

Это высказывание известного русского писателя Леонида Леонова и будет эпиграфом к нашему смотру.

    1. Задание № 1 (на листах)

Все, победы, над, начинаются, жизни, в, главные, с, побед, собой, самим.

Слайд полученное предложение.

Все главные победы в жизни начинаются с побед над самим собой.

- Как вы понимаете эти слова? (раскрыть его основную мысль)



Это была разминка.

Задание 1

Начнем мы со словарного диктанта.

Карточка № 1 (словарный диктант)

Аллея, артист, ветеран, вокзал, гореть, желание, запах, здравствуйте, инженер, коллекция, пастух, рассказ, фонтан, юный, честность.

Наибольшее количество ошибок ученики делают на орфограмму безударная гласная в корне слова.

Задание № 2

4 кл. – Скажите, как проверить безударную гласную в корне слова?

5 кл. - Расскажите о правописании чередующихся гласных о-а в корне слова

Теперь вам предстоит показать свои знания на практике.

Карточка № 2

Запишите проверочные слова

Зал...зать (рану), п...лоть (грядки), об...жать (стадион), об...жать (слабого), посв...тить фонарём, находиться вд...леке, с...деть в кресле, встр...чают друзей, прибл...жаться к школе,

сл...зать пенку, зак...лоть волосы разг...дать загадку потр...сение от случившегося



спуститься в д...лину, прим...рять наряды, ум...лять о помощи, разл...чать предметы, увл...каться искусством пл...нительный образ объед...нить усилия оч...рование осени, уд...вляться рассказу обог...титься содержанием просл...влять труд сож..ление об ушедшем насл...ждаться поэзией



Задание № 3

Итак, мы повторили орфографию и переходим к теме нашего смотра «Синтаксис простого предложения».

- Что изучает синтаксис? (4 кл)

- Что изучает пунктуация? (5 кл)

- Какие члены предложения называются главными? 4

- Что обозначает подлежащее? С помощью каких вопросов в предложении можно найти подлежащее? 5

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее? (5 кл)

- На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи оно чаще всего выражено? 4

Карточка № 3

Переходим к практике. Перед вами предложения. Выпишите грамматическую основу.

5 класс

Из данных предложений выпишите грамматическую основу.

1. Я хотел бы пройти сто дорог… (А.Макаревич) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М.Лермонтов) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф.Тютчев) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К.Левашов) 5. Вот взошла луна златая (А.Пушкин)

4 класс

Из данных предложений выпишите грамматическую основу.

  1. Вечерние сумерки навивают лёгкую грусть.

  2. Дайте, пожалуйста, другую книгу.

  3. Мы разожгли костёр и поставили палатку.

  4. Он любовался тихой весенней ночью.

  5. Два забавных щенка с любопытством смотрели на кошку.



Задание № 4

- Как называются предложения, состоящие только из главных членов? (5 кл)

- Какие предложения называются распространенными? (4 кл)

- Назовите второстепенные члены предложения 4

- Расскажите о дополнении 5

- Расскажите об определении. 4

- Расскажите об обстоятельстве 5

У вас на столе находится текст, написанный  учеником, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача: записать текст, распространив предложения второстепенными членами.


Карточка № 4

Задание: распространите предложения второстепенными членами предложения.


 Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.



Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху.


Задание № 5


- Какие члены предложения называются однородными? (5 кл)

- С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? 4

- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения (4 кл)

- Какие знаки препинания в предложениях с обобщающим словом? 5


Карточка № 5


Запишите предложения под диктовку, составьте их схемы

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам. (В. Песков) 2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд. (А. Фадеев) 3) Были это весёлые, сильные и смелые люди. (М. Горький) 4) Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождём, звёздами, угасали и снова вспыхнули. (А. Пушкин)


Задание № 6

- Продолжите предложение: Обращение – это … (4 кл)

- Как выделяется обращение на письме? (5 кл)

Карточка № 6

Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащим, а в другом – обращением.

Друг, березонька, Родина.



Задание № 7

Итак, мы подходим к концу. Подводя итог, вспомним синтаксический разбор предложения.

Порядок синтаксического разбора

По цели высказывания предложения бывают … 4

Повествовательные… 5

Вопросительные … 4

Побудительные 5

По эмоциональной окраске… 4

По количеству грамматических основ … 4

По наличию второстепенных членов предложения… 4



Карточка № 7

Выполните синтаксический разбор предложения:

5 класс

В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.

4 класс

Медленно восходило утреннее солнце.



Эксперты оценивают ваши работы и ответы.

- Ребята, какие вопросы или задания вызвали у вас затруднения?

 Вернёмся к эпиграфу нашего урока «Все главные победы в жизни начинаются с побед над самим собой» (Л. Леонов). Сегодня, ребята, вы работали: писали, отвечали, дополняли друг друга. Ваша работа на уроке – это ваша маленькая победа над собой. Идите вперёд, учитесь, не ленитесь. И ваши маленькие победы превратятся в большие, в важные. Всё, ребята, в ваших руках.



Эксперты объявляют результаты.

























___________________________

Из ряда слов составьте единое предложение.

Все, победы, над, начинаются, жизни, в, главные, с, побед, собой, самим.



























___________________________

Из ряда слов составьте единое предложение.

Все, победы, над, начинаются, жизни, в, главные, с, побед, собой, самим.





















Карточка № 1

___________________________________

Словарный диктант

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Карточка № 1

___________________________________

Словарный диктант

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Карточка № 2

______________________________

Запишите проверочные слова

Зал...зать (рану),

п...лоть (грядки),

об...жать (стадион),

об...жать (слабого),

посв...тить фонарём

находиться вд...леке

с...деть в кресле

встр...чают друзей

прибл...жаться к школе,

сл...зать пенку

зак...лоть волосы

разг...дать загадку

потр...сение от случившегося







Карточка № 2

______________________________

Запишите проверочные слова

спуститься в д...лину

прим...рять наряды

ум...лять о помощи

разл...чать предметы

увл...каться искусством

пл...нительный образ

объед...нить усилия

оч...рование осени

уд...вляться рассказу

обог...титься содержанием

просл...влять труд

сож..ление об ушедшем

насл...ждаться поэзией





Карточка № 3

________________________________

Из данных предложений выпишите грамматическую основу.

  1. Вечерние сумерки навивают лёгкую грусть.

  2. Дайте, пожалуйста, другую книгу.

  3. Мы разожгли костёр и поставили палатку.

  4. Он любовался тихой весенней ночью.

  5. Два забавных щенка с любопытством смотрели на кошку.



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Карточка № 3

________________________________

Из данных предложений выпишите грамматическую основу.

1. Я хотел бы пройти сто дорог… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.) 5.  Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Карточка № 4

_____________________________________

Задание: распространите предложения второстепенными членами предложения.


 Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Карточка № 4

_____________________________________

Задание: распространите предложения второстепенными членами предложения.


 Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Карточка № 5

______________________________

Составьте предложения по данным схемам

























Карточка № 5

______________________________

Составьте предложения по данным схемам























Карточка № 6

______________________________

Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащим, а в другом – обращением.

Друг, березонька, Родина.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

















Карточка № 6

______________________________

Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащим, а в другом – обращением.

Друг, березонька, Родина.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Карточка № 7

_____________________________

Выполните синтаксический разбор предложения:

Медленно восходило утреннее солнце.

























Карточка № 7

_____________________________

Выполните синтаксический разбор предложения:

В нашем классе учатся самые артистичные ученики и ученицы.