СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории в 5 классе»

Методическая разработка урока по истории в 5 классе.


Тема урока: «Древнейшие цивилизации».

Автор-составитель учитель МБОУ «Канютинская ОШ Холм-Жирковского района Смоленской области»

Технологическая карта урока по теме





Тема урока



« Древнейшие цивилизации»

Тип урока

Повторительно-обобщающий урок /Деловая игра с элементами проблемно-диалогического обучения в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении



Дата урока


Информационно-методическое обеспечение.

  1. Шилова В.С.: Природа и древние цивилизации». Белгород: БелТУ, 2008.

  2. Миронов В.Б.: Древние цивилизации. – М.: Вече, 2006.

  3. НаговицынА.Е.: Древние цивилизации: общая теория мифа - М.: Академический проект, 2005.

  4. Макашов И.Н.: Управление в древних цивилизациях. – М.: Компания Спутник+, 2004.

План урока


1.Визитная карточка команд.

2.Конкурс «Человек-загадка».

3.Конкурс «Неизвестный источник права»

4.Конкурс «Оружие в древности»

5. Конкурс «Знание- сила»

6.Конкурс «Определи должность»


Цель урока

Обучающая: обобщить знания учащихся по истории государственно-правовых институтов древнего мира,

Развивающая: развить практические компетенции учащихся в работе с проблемными заданиями через комбинирование и варьирование обществоведческой ситуации в работе с документами; умение выделять ключевые аспекты проблемы, устанавливать причинно- следственные связи, ставить и разрешать проблемную ситуацию в новых условиях.

Воспитательная: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности.

Формы обучения

групповая, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Имперская политика- стремление распространить свою политику на весь мир.

Конфликт цивилизаций - столкновение различных устойчивых типов общественно-политических устройств.


Планируемые образовательные результаты

Научится: определять особенности государственно-правовых институтов древних государств, анализировать черты имперской политики крупнейших государств древности, раскрывать причинно-следственные связи процессов и явлений .

Формирование УУД (универсальных учебных действий)

Аналитические, практические, познавательные , коммуникативные компетенции








Эпиграф к уроку: «Когда я вижу – я забываю, когда я слышу- я запоминаю, когда я делаю- я понимаю». Конфуций

Проблемный вопрос формулируем.

Как вы думаете ребята, почему сегодня я выбрала именно эту цитату Конфуция? Какая фраза и цитаты подходит именно вам и почему? Чему мы с вами сегодня должны научится? Учащиеся высказывают свое отношение к афоризму Конфуция.

План урока

I. Вступительное слово учителя.

Определение целей и задач урока.

Дети заранее получили задание по группам приготовить визитную карточку своей команды в контексте пройденного материала.

2.Игра-загадка.

1.К о н к у р с «Домашнее задание».

Отгадайте историческую загадку и узнаете название нашей команды.

1.На нильских берегах она была,

Богатой и цветущею слыла,

И ею фараоны управляли,

Восстание рабов здесь подавляли.

Назови, что за страна.

В мире есть сейчас она. (Египет)


2.Расскажите- ка, ребята,

Где без леса и без гор

Люди в древности росли.

Где покой все обрели.

Где из глины повсеместно всё лепили мастера. (Междуречье).

Задание 1.Определите по очертаниям свою страну и найдите её на контурной карте, обведите маркером (1 минута на работу). После выполнения работы 1 человек от группы выходит к доске и показывает, что сделала группа, объясняет.

2.Конкурс «Человек-загадка».

На стенде портреты Тутанхомона, Ману, Солона, Цицерона, Хаммурапи Ликурга

1.Определите, о ком идёт речь?

-Самый молодой правитель, который умер в юности.

-В годы правления этого правителя Вавилон стал самым могущественным государством

-Этот законодатель составил законы в форме двустиший, которые закрепляют кастовое устройство общества данного государства.

- Оратор, законодатель, который говорил, что не знать историю своей страны- это значит до конца дней своих оставаться ребенком.

-Этот законодатель запретил полноправным гражданам заниматься земледелием, они должны быть только воинами.

-В великих делах трудно угодить многим, не найдя поддержку в проведении своих реформ, он покинул родину.

3. Конкурс «Неизвестный источник права».

Определить по характеристикам статей законов, название источника права и страну.

«Сильный не должен притеснять слабого, если свободный человек за долги попал в рабство, то по истечению трех лет, даровать ему свободу». (Законы Хаммурапи-Вавилон)

«Брак это есть имущественная сделка, по которой муж покупает себе жену и она становиться его собственностью, почитай мужа своего как бога. За неверность мужу-смерть.» (Законы Ману- Индия).

«Если ребенок родился хилым и слабым он не сможет быть сильным воином, поэтому по решению герусии, отец ребенка должен сбросить его со скалы.» (Законы Ликурга-Древняя Спарта)

«Брачный возраст для мужчин от 25 до 60 лет, от 20-до 50 лет для женщин, кто в данном возрасте не состоит в браке, обязан платить налог на безбрачие «(Император Август-Рим)

4.Конкурс «Исторический словарь».

Каждое государство характеризуется особенностями, и мы постараемся их определить.

Надо дописать предложение (у каждой группы они разные). На ваших столах листы бумаги, переверните их и выполняйте задание. 1 минута на работу.

1.Вера в сверхъестественные силы (религия)

2. Правила, по которым надо жить (заповеди)

3.Способ письма в Двуречье (клинопись)

4.Поселение, захваченное или вновь основанное для организации торговли (колонии)

  1. Значки, которыми писали в Египте (иероглифы)

  2. Священная книга христиан (библия)

  3. Знатные люди, царские советники, военачальники(вельможи)

  4. Непроходимые леса в Индии (джунгли).

1.Гробница египетских фараонов (пирамида)

2. Правила поведения, установленные государством (законы)

3. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты)

4. Такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство)

1.Денежный сбор в пользу государства (налоги)

2. Скульптура льва с головой человека (сфинкс)

3. Большое сильное государство (держава)

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии (неприкасаемые)




5. Конкурс «Знания-сила».

Командам предлагается по жребию составить план ответа по темам «право Древнего Китая, Законы Хаммурапи, Право Древней Греции, Римское право». После составления плана, один из учащихся комментирует тезисы, включенные в план. А представители других команд, готовят по два вопроса к составителям плана по заданной тематике.

Физкультминутка. (если ответ правильный - встаем) (1-2 мин)

  1. Фараон - правитель Египта. +

  2. Хаммурапи правил 1792-1750 годах +

  3. Письменность в Египте- это клинопись –

  4. Зиккурат – храм – башня в виде ступенчатый пирамиды+

  5. Тигр и Евфрат - это реки Египта-

  6. Гималаи находится на севере Индии+

  7. Мемфис - это столица Древнего Египта+

  8. Рельеф – выпуклое изображение, высеченное на камне+

  9. Шамаш – бог солнце и правосудие в Междуречье +

  10. Мохенджо-Даро самый красивый город Междуречье -


6.Конкурс «Определи должность в государстве и назови страну».

1)Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний и управлял этими округами -? (фараон- Египет)

2) Глава этого государства считался наместником и служителем бога защитника Шамаша-?? (царь-Вавилон)

3 Среди подданных укрепились представления о них «как сыновьях Неб», получивших власть по воле божественных сил. (Императоры –Китай)

4) Основными функциями их было верховное руководство и командование всеми вооруженными силами, их выбирали ежегодно открытым голосованием путем поднятия руки. (коллегия стратегов в Афинах)

7.Конкурс «Третий лишний».

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием государственно-правовые институты Древних государств.Ответ аргументируйте.

1Ур, Урук, Междуречье, Янцзы, Вавилон, Хаммурапи, Ману.

2Хаммурапи, Ликург, Солон, Ману, Драконт, Рамзес, Цинь Ши Хуанди.

3.Совет пятьсот, гелиэя, номы, варны, коллегия стратегов, архонты.

4.Герусия, эфоры, центуриаты, трибуты, куриаты, сенат.

Ответ прокоментировать и аргументировать ваш выбор.

Этап 4 Рефлексия в рамках завершения урока на основе системно-деятельностного подхода организуем самостоятельную работу на основе самооценки, саморегулирования учебной деятельности на уроке по определенным критериям., что позволяет закрепить изученный материал , проанализировать этапы своей работы и так же учителю выявить пробелы и затруднения при изучении данного материала, что в целом позволяет совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность обучающегося в рамках построения индивидуальной траекторией обучения.

Выберите подходящую пословицу, которая, на ваш взгляд имеющую отношение к нашей теме

1. Если я хочу осушить болото, то мне не нужно спрашивать лягушек об их согласии на это.

2. Старая песня на новый лад.

3. Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз.  Через тернии к звездам.

4.Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.

5. Всякому овощу свое время.


Какой вопрос для меня оказался самым сложным?

Чему новому я научился сегодня на уроке?

В целом свою работу я оцениваю (у учащихся три флаера)

Красный-отлично

Зеленый- хорошо

Желтый- нормально, но есть определенные затруднения.