СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!»»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке:

«Эти песни не горят, они в воздухе парят!»

(Бардовская (авторская) песня)

Цель: Поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни; приобщить их к бардовской песне.

Задачи: 1. Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.

2. Сформировать представление о бардах.

3.Побудить детей к выразительному исполнению песен, путем осмысления музыкальной и литературной речи в песнях бардов.


Информационно-методическое обеспечение: презентационные материалы урока, фрагменты видео, викторина «Угадай барда», песни бардов.

Прогнозируемые результаты: Интерес к песням бардов, расширение знаний о авторах-исполнителях песен.

Ход мероприятия.

(показ слайда)

Эти песни не горят,

Они в воздухе парят,

Чем им делают больнее –

Тем они сильнее …

Учитель: Авторская (иначе - "бардовская", "поэтическая") песня - современный жанр устной поэзии ("поющаяся поэзия"), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов..

Бард – поэт, музыкант, исполнитель собственных песен. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка)

Бард - (от англ. и ирланд. Bard – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии

Барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие подвиги и воспевавшие мир и любовь.

Барды пели самые различные песни: героические баллады, религиозные, боевые, лирические, сатирические... Дальнейшее развитие авторской песни происходило следующим образом: (показ слайда)

Предшественником авторской песни можно считать городской романс.

*городской романс

*кант (бытовая многоголосная песня)

*крестьянские песни

*творчество декабристов

*революционные молодёжные песни 20-х годов

*песни беспризорников

*студенческий фольклор

Чаще всего (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.

(показ слайда)

Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения Б. Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», А В. В. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку (обычно исполняется под гитару)

Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой.

Выразительными средствами и отличительными чертами этого жанра являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; и идеалистическая, либеральная направленность.

В авторской песне ни одна из компонент (музыка, стихи, исполнение) в процессе ее создания не претендует на самодостаточность, поскольку единицей измерения является песня в целом.

Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными .

Давайте рассмотрим историю становления и развития авторской песни

(Слайд №1)

ВЕДУЩИЕ :

Л: И я, забывшись в песенном бреду,

Как заклинанье, повторяю снова,

Что музыкант лишь тот, кто слышит слово,

Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу.

(Слайд №2)

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х. Чаще всего авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.

В: В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте им. Ленина . Они пока что не беспокоили власти, на них почти не обращали внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

(Слайд №3)

Л: Первый этап формирования авторской песни - хрущёвская «оттепель». Людям хотелось свободно жить, свободно высказать то, что невозможно было выговорить при сталинском терроре. В стихи входила подлинная, неприкрашенная жизнь.

В: В официальной печати продолжала существовать цензура. Песенка же, окрыленная гитарным аккомпаниментом и артистично исполненная, быстро запоминалась и не знала цензурных преград.

Товарищ Сталин – вы большой ученый,

В языкознанье знаете вы толк,

А я – простой советский заключенный,

И мой товарищ – серый брянский волк …

Л: Авторская песня «оттепельных времен» была сосредоточена на стихах и более или менее беззаботно относилась к музыкальному сопровождению. Отличительные особенности бардовской песни: правдивость, открытость, высота нравственных критериев. Основные приёмы исполнения песни: мелодичность языка, опевание тона, речитатив, декламация . Широта тематического диапазона: единство текста, музыки и сценической зримости образов.

В: Первым, бесспорным лидером авторской песни был Булат Окуджава - основоположник движения авторской песни, мастер лирики. Основная идея его песен: совесть, чуткость, человечность, честь, достоинство, вера, надежда, любовь.

(Слайд №4)

БУЛАТ ОКУДЖАВА.

Москва. Первые годы оттепели. Вечер в Политехническом музее. Свободных мест нет, люди стоят в проходах. На сцену выходит невысокий худощавый человек с маленькими черными усиками. В руках у него гитара. Он садится на стул и начинает петь – тихо, по-домашнему, как-то доверительно-завораживающе…

На мне костюмчик серый, серый,

Совсем как серая шинель,
И выхожу я на эстраду

И тихим голосом пою.

А люди в зале плачут, плачут –

Не потому, что славен я,

И не меня они жалеют,

А им себя наверно, жаль.

У него за спиной арест и гибель отца, семнадцатилетняя разлука с матерью (она находилась в сталинских лагерях) и фронт со всеми его тяготами. Он еще молод, не пришло время для мемуаров, для признания на родине и ха рубежом:

(Слайд №5)

ВЕДУЩИЕ:

Л: В песнях Окуджавы не было прямых выпадов против правящего режима. Но когда он пел в 60-х годах про черного кота, который «в усы усмешку прячет», и «темнота ему, как щит» или песню «Союз друзей» о «безумном султане», «сулящем «дальнюю дорогу», слушатели прекрасно понимали, что имеет в виду автор. А слова «возьмемся за руки ,друзья, чтоб не пропасть по одиночке» звучали как призыв.

(Исполняется песня Б.Окуджавы «Союз друзей»)

(Слайд №6)

В: Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность.

Л: Песни Б. Окуджавы о Великой Отечественной войне: «Песенка о пехоте», «До свидания, мальчики!», «Бери шинель, пошли домой», «Нам нужна одна победа» и многие другие – это его кровная тема, его непреходящая боль.

(Слайд №7) - (Песня «До свидания, мальчики!» - видео)

(Слайд №8)

В: Второй этап формирования авторской песни охватывает вторую половину 1960-х гг. – начало 1980-х годов: крушение надежд на демократию, вместо социального оптимизма – апатия и цинизм.

Авторская песня стала единственным островком духовной свободы. Голос барда – голос совести больного общества, ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить свои идеалы и редеющий дружеский круг.

Л: Появились первые магнитофоны. Песни, записанные на магнитофон, облетали страну за несколько недель. Почте не доверяли. Денег за переписывание не брали: дело опасное и поэтому – бескорыстное. Так за хранение и переписывание записей Александра Галича можно было получить тюремный срок.

В: На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции , но прежде всего — на разного рода туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные фестивали авторской песни.

(Слайд №9)

Л: Любимые герои авторов-исполнителей: альпинисты, геологи, моряки, лётчики, солдаты, спортсмены, циркачи, «короли» городских дворов … (отважные, сильные, верные, рисковые люди – им можно доверять, на них можно положиться в трудной ситуации)

В: Особняком, однако, стояли горькие и ироничные песни Александра Галича, который уже в начале 60-х гг. обратился к резкой критике существующего строя, поражавшей неслыханной до того смелостью и откровенностью.

(Слайд №10)

Александр Галич – один из классиков жанра авторской песни. Главная идея его песен – борьба со злом по средствам сатиры, юмора, протеста, иронии и сарказма. Многие стихи Галича возникали как песни, а многие песни рождались из стихотворений.  

В начале 60-х в Галиче внезапно просыпается бард-сатирик, и на свет одна за другой появляются песни, которые благодаря магнитофонным записям мгновенно становятся популярными.

В дальнейшем его песни становятся всё более глубокими и политически острыми, что приводит к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу.

В силу сложившихся обстоятельств и под давлением "компетентных органов" поэт вынужден в 1974 году навсегда покинуть Родину. Это сейчас мы знаем, что он уехал навсегда, сам-то Галич был совершенно уверен, что ещё вернётся и обязательно вернётся обратно.

Через три с половиной года жизни за границей в декабре 1977 года Галич умер.   Последним пристанищем Галича стала заброшенная женская могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.

(Слайд №11) - (Видео)

(Слайд №12)

Ведущие: Л: Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, выталкивали в эмиграцию, всячески критиковали в печати.

В: Авторская песня не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. Лишь изредка прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве «фоновой» музыки. В то же время благодаря магнитофону, она была повсюду, ее знали, пели, слушали, переписывали друг у друга.


(Слайд №13- о Высоцком))

Л: Эстетика «песни протеста» была продолжена В.Высоцким, ставшим поистине всенародным поэтом.

(Слайд №14) - (Видео – Высоцкий)

Владимир Семенович Высоцкий, пожалуй, самый любимый народный бард. Лирический герой Высоцкого – это бунтарь, мятежник. Он говорил от лица людей сломленных и бунтующих, сильных и слабых. От лица рабочих, спортсменов, солдат, заключенных, моряков, альпинистов, милиционеров, крестьян. Каждая отдельная песня Высоцкого – монолог, но в полном объеме, его поэзия – хор голосов, вольный голос подневольной страны.

Заслуга Высоцкого как поэта прежде всего в том, что он смело ввел в литературу яркий и сочный, многозвучный и мусорный язык улицы, все многообразие различных слэнгов - от блатарей до спортсменов. Его песенные стихи, несмотря на их внешнюю обманчивую простоту, сложны по смыслу. 
     Главная его интонационная находка — распевание согласных, создающее особо выразительную энергетику высказывания.

(Слайд №15)

Несмотря на громкую славу, Высоцкий как бард так и не дождался при жизни официального признания. Но сама смерть поэта стала общенациональным событием. Провожали его сотни тысяч сограждан.
 (Слайд №16) - (Видео «Я не люблю»)

(Слайд №17)

      Чем больше времени отделяет нас от безвременной гибели Владимира Высоцкого, тем более отчетливо обозначается масштаб его роли в формировании народного самосознания в глухую эпоху семидесятых. Неповторимость его хриплого голоса многие склонны относить в первую очередь к актерским талантам. Мне же представляется, что неповторимость Владимира Высоцкого, органически соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит прежде всего в его авторской самобытности как ПОЭТА.

Л: Авторская песня, зарождаясь в узком кругу самых близких друзей, исполнялась не на большой сцене, а в маленьких, дружных компаниях, в туристских походах, экспедициях - прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.

(Слайд №18)

В: Многие барды утверждали, что они - "выходцы из дворов", поэтому в их песнях и чувствовалась неподдельная искренность, которую не нужно было афишировать. Именно такие чувства вызывают песни Визбора.

(Слайд №18)

Юрий Визбор – его можно считать родоначальником студенческой и туристической авторской песни. Его песни молодежные, улыбчивые, легкие, теплые. Автор словно позволяет простым и обыденным вещам проявить свою глубину и красоту.

Знаменитый бард, чьи песни мы поем уже полвека, журналист, одним из первых сумевший в годы официоза говорить нормальным человеческим языком, неисправимый романтик, воспевающий будничный героизм и мужественные профессии, бесстрашный альпинист, артист, писатель... Все это Юрий Визбор. Он никогда не был «одиноким гитаристом», круг его друзей был очень широк, его любили коллеги, обожали женщины... Он сам лепил свою судьбу.

(Слайд №19)

Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях («И надеясь на верного друга и горные лыжи…», «Поминки» и др.) и сделало песни Визбора популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

(Исполнение песни «Милая моя»)

(Слайд №20)

Л: Со времени кончины автора прошло более двадцати лет, однако творчество его не только не забыто современниками, но и привлекло внимание и следующих поколений — поколений детей и внуков.

В: Булат Окуджава сказал о Визборе: «Он любил сильных, мужественных и добрых людей и сам был мужественным и добрым в своем искусстве. Ему были чужды громкие фразы и ложная многозначительность. Его лирический герой, склонный к самоиронии, как нельзя лучше соответствовал сердечной музыке, потребности в натуральном слушателе, не падком на пустую развлекательность, жаждущем духовной сплоченности и тепла».

Л: Его песни были любимы молодежью тогда, когда создавались, остались с нами сегодня, не устареют завтра. Песни Визбора исполняет весь мир.

(Слайд №21) - (ВИЗБОР – видео сюжет)


(Слайд №22)

Л: Третий этап формирования авторской песни - с середины 1980-х гг. – по настоящее время: авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество. В настоящее время жанр авторской песни переживает творческий кризис.

  В. К концу 80-х годов цензуры практически не было – начали выходить пластинки с ранее запрещенными песнями, появились книги стихотворений, которые не могли публиковаться раньше. Исчезла грань между официальной и неофициальной культурой. Авторская песня перестала быть «запретным плодом».


(Слайд №23)

Юлий Черсанович Ким – поэт, особо чуткий к речи различных эпох и социальных слоев.

Юлий Черсанович Ким родился 23 декабря 1936 года в Москве. Ещё со школы он стал сочинять песни и исполнять их под гитару. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959). После окончания института пять лет работал на Камчатке, затем в Москве — в физико-математическом интернате. В 1968 оставил педагогическую деятельность и профессионально занимается сочинением пьес и песен для театра и кино. Член Союза кинематографистов СССР (1987).

В 70-е годы голос Юлия Кима, также как голоса Галича, Высоцкого, Окуджавы и других бардов, звучал чуть ли не в каждом доме. Кассеты переписывали друг у друга, заслушивали, что называется "до дыр"; песни запоминали, пели хором. Полюбилась слушателям и песня "19 октября", посвященная Дню Царскосельского Лицея.

(Слайд №24)

И для учащихся нашего лицея песня «19 октября» неразрывно связана с традиционным праздником - Днем лицея. Для нас последние строчки этой песни "Безоглядному веселью, бескорыстному доверью, вольнодумной глубине" стали главными в понимании Лицея и того, почему мы празднуем 19 октября. В этом суть Лицея, его зернышко. Это то, что нас сближает с ним, на что мы равняемся. "Безоглядное веселье" - это способность радоваться, веселиться, быть молодым. "Бескорыстное доверье" - это такое бесконечное доверие между людьми, из которого рождаются дружба и любовь. "Вольнодумная глубина" - это осознание себя и общества, своей роли в истории, места в Отечестве, эта свобода, которая нужна, чтобы понимать мир. Это всё было в Пушкинском Лицее. Нам хотелось бы, чтобы это было и в нашей школе"

(Слайд №25)
Вот уже в течение 10 лет, каждый год, празднуя День лицея, ученики лицея поют песню "19 октября". Нам хочется, чтобы ученики нашего лицея всегда были способны безоглядно веселиться, бескорыстно доверять, размышлять глубоко и вольно.

(Слайд №26)

(Песня «19 октября»)


Л: С начала 90-х гг., после непродолжительного взрыва всеобщего интереса к авторской песне, её развитие переходит в спокойное русло. Растет число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни - популярные альбомы «Песни нашего века».

В. Одним из самых ярких исполнителей авторской является дуэт Татьяны и Сергея Никитиных. Они очень тонко понимают музыку, ее сочетание с текстом, все их песни очень музыкальны.


(Слайд №27)

Сергей и Татьяна Никитины

Сергей Никитин - композитор-бард, работающий с высокой поэзией на глубочайшем уровне взаимодействия, взаимопроникновения двух стихий: музыки и слова, - когда музыка не просто достойна стихов и адекватна им, но способна открывать в них новые грани, обогащать новыми или скрытыми до поры смыслами.

На вопрос, как он стал бардом, и вообще - с чего у него всё началось в песне, Сергей Никитин обычно отвечает: Очень захотелось самому петь Булата Окуджаву". А иногда на этот же вопрос он отвечает несколько по-другому: "У меня всё пошло от гитары". Практически сразу, как только Никитин взял в руки гитару, - а он тогда был еще школьником, - стало очевидным, что это замечательный и совершенно неповторимый музыкант - что называется, "от Бога".

(Слайд №28)

В 1972 г. сложился и исполнительский дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, существующий и поныне. Творческий союз единомышленников, людей, близких по духу, оказался весьма успешным и плодотворным, причем Татьяна всегда играла в нем важную роль не просто партнера по сцене, - она является главным советчиком, самым первым слушателем и "судьей" (а иногда, бывает, и прямым соавтором) написанного. В исполнении дуэта Татьяны и Сергея Никитиных записано более полутора десятков пластинок и компакт-дисков как с песнями самого С. Никитина.

Еще одна "приоритетная" сфера деятельности Никитиных - это песни для детей. Никитин пишет их всю жизнь: они нравятся детям, и те с удовольствием их слушают и поют сами. Многие из самых знаменитых никитинских детских песен - "Пони", "Большой секрет для маленькой компании", "Собака бывает кусачей", - ну и, конечно, "Резиновый ежик", хит всех времен и народов ". За все эти годы вид барда Сергея Никитина, окруженного со всех сторон малышами, с энтузиазмом, хоть и не всегда стройно, подтягивающими бессмертного "ежика", стал уже привычным . "Чем хороша детская аудитория, - шутит он, - каждые пять лет подрастает новое поколение - и опять требует "про ежика""), - Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии с замечательной формулировкой "За многолетнюю преданность русской поэзии".

(Песня «Резиновый ежик») Видео без звука.

(Слайд №29) - Грушинский фестиваль



















Л: В конце 60-х годов бардовская песня приобрела такую популярность, что любители ее стали объединяться в клубы самодеятельной песни. Клубы возникали по всей стране, устраивались слеты, фестивали авторской песни. Самый крупный из них – памяти Валерия Грушина - куйбышевского студента, трагически погибшего в туристическом походе, спасая тонувших начальника метеостанции и его детей.

(Слайд №30)

В: Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешние фестивали собирают десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

(Слайд №31)

Л: Среди Почетных гостей Грушинского фестиваля были практически все ведущие барды России. Известные авторы и исполнители много и плодотворно работали в жюри, проводили творческие мастерские, на которых собиралось множество людей, обсуждающих разные вопросы творчества, давали индивидуальные концерты и принимали участие в общих концертах.

(Слайд №32)
В: В разные годы выходили на "Гитару" Грушинского фестиваля: Виктор Берковский, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Александр Дольский, , Сергей и Татьяна Никитины, Олег Митяев.


(Слайд №33)

Олег Митяев

Давай с тобой поговорим, прости, не знаю как зовут.

Но открывается другим все то, что близким берегут.

Ты скажешь: «Все наоборот, согласно логике вещей»,

Но это редкий поворот, а может, нет его вообще…

Есть песни, которые сразу нравятся и поются, есть люди, которые сразу привлекают внимание. Таков Олег Митяев. Сценичен и прост, скромен и популярен...

Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.

«А через несколько лет, послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается — значит зреет открытие».
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт — чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания — от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть.
С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).

(Слайд №34)
2 ноября 2009 г. в Екатериниском зале Кремлевской резиденции Президента Российской Федерации состоялось вручение государственных наград РФ. Президент Д.А.Медведев вручил Олегу Митяеву наградный знак к почетному званию "Народный артист Российской Федерации".

(Слайд №35)

Все туристы и все хорошие компании, причем, не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев— это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Эта песня — один из гимнов бардовского движения, некоторые считают ее вообще единственным гимном.
«Как-то весной на лекции по плаванию я написал песню, в которой были строчки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...», — рассказывает Олег Митяев. — И вот уже больше двадцати лет я пою эту песню на всех концертах. На нее написано много пародий, к ней дописано множество куплетов. При всей скромности текста и музыки судьба этой песни... удивительная. Уже через четыре месяца после ее первого исполнения с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Я не верил, тем более что это была моя первая песня, и конечно, не было пределов моей гордости, когда в 1980-м году я слушал ее у нас в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом я случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на нашем вокзале. Я стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель — ее автор. Даже трудно передать, что я тогда пережил...
(Слайд №34)

(Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»)

Викторина «Угадай барда»



9