Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Мы - друзья природы»
Разработала и провела учитель:
Камболова Э.Л.
Цели:
Расширить и углубить экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие обучающихся с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная установка, аудиомагнитофон, кассеты с фонограммами песен, магнитная доска и буквы разрезной азбуки, карточки с пословицами, проверочный тест на листах, карточки со словами «хорошо» «плохо», заранее подготовленные рисунки детей.
Примечание:
Перед началом мероприятия все учащиеся класса были разделены на пять групп по шесть человек, каждая группа занимала отдельный стол. Заранее ученики нарисовали представителей живой и неживой природы, продумали комментарии к своим работам и выучили стихи к рисункам от каждой группы.
Во время перемены на экране появляется название мероприятия и звучит песня Юрия Антонова «Родные места».
Ход мероприятия
Организационный момент.
Звучит музыка-шум леса, дождя, голоса птиц.
Учитель:
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро пусть длится до вечера.
Ребята, вы наверно уже догадались, что мы сегодня с вами будем говорить…о чем? Правильно, о природе.
Мы встретились сегодня с вами, чтобы подумать, как сохранить нашу природу? Но чтобы сохранить природу, что нужно для начала сделать? (изучить ее)
На уроках по окружающему миру, вы, наверное, уже многое изучили о природе, знаете ее тайны и причуды. Давайте поделимся своими знаниями об удивительном мире растений и животных. Этой теме мы и посвящаем игру «Друзья природы».
Учитель:
- Вижу, у вас хорошее настроение. Давайте сегодня пойдём в гости к природе.
- За столами собрались участники игры. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность, смекалку, также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Давайте познакомимся.
Представление команд (заранее обговаривается название команды и девиз, команда 5 человек).
- Приветствую всех членов команд и желаю вам победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.
- Игра состоит из 5 конкурсов.
- На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
- Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри).
II. КОНКУРСЫ
Учитель:
Итак, начнем игру!
Прекрасна наша Земля! Её природа – источник здоровья, радости и красоты для человека! Человек использует богатства природы, приспосабливает их к своим нуждам. Необдуманно вмешиваясь в жизнь природы, легко нарушить её красоту.
Ты уже знаешь, что вода, воздух, солнце оказывают влияние на твоё здоровье. Ведь человек – часть природы, а это означает, что он связан с окружающим миром тысячами невидимых нитей.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, птицы.
Звери и леса, гром, туманы и роса.
- Человек и время года — это всё вокруг (Природа)
Учитель и дети делают вывод:
Природа — это, всё то, что нас окружает и не сделано руками человека.
1 задание:
Как понимаете слова «Всё красивое в мире от природы, а доброе от человека?»
Ответы детей сводятся к тому, что люди должны заботиться о природе, животном, растительном мире, беречь её.
Ученики:
1.Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
2. И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.
3. И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнём.
4. Человек – он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождём.
5. И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночеств? И встреч?
6. Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
Учитель: Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его – дом, в котором мы живем.
Звучит мелодия Поля Мория «В мире животных».
В это время выходит ученики от каждой команды и на фоне приглушенной музыке читают стихотворение.
Ученик:
У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность.
Ученик:
У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная.
Ученик:
А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо знать и беречь дом, в котором мы живем.
Ученик:
А поможет нам в этом наука экология. В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека.
Ученики:
Мы речь ведем о том,
Что вся Земля – наш дом –
Наш добрый дом, просторный дом –
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том ведем мы речь,
Что мы наш дом должны беречь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
2 задание:
Учитель:
В игре «Друзья природы» ученики делятся на группы, и каждая группа разрабатывает правила общения с природой.
Пример:
Не трогайте, не обижайте, не убивайте птиц, зверей, насекомых.
Не ломайте ветки деревьев, кустарников, не рвите цветы.
Не разоряйте грибницы, муравейники.
Не оставляйте мусор в лесу.
Не уносите из леса животных, зверёнышей и птенцов, они погибнут.
Заботьтесь о животных зимой.
Учитель и ученики принимают общие правила общения с природой и делают вывод:
Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее.
Учитель:
Это и будет название ваших команд.
Каждой команде задается по несколько вопросов по очереди, на раздумье
5 сек. Если команда не отвечает, вопрос переходит команде соперника.
Учитель:
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.
В ходе игры мы повторим законы природы, узнаем о том, как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас.
3 задание.
(Звуки журчания воды).
Учитель:
На пути нам встречается родник. Здесь можно отдохнуть, попить прохладной, чистой воды
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
«Реки, речки и моря по земле текут не зря».
1. Что такое «вода»?
2. Какая бывает вода? (Три состояния воды Твёрдое Жидкое Газообразное вода рек, океанов, морей дождь роса град лёд снег иней пар)
3. Сколько её на земном шаре? (¾ вода ¼ суша)
4. Какими свойствами она обладает? (Бесцветная. Прозрачная. Без вкуса. Растворитель. Без запаха)
5. Сколько на нашей планете океанов и как они называются? (На Земле
четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
6. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)
7. Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
8. В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (Озеро Байкал)
9. Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3%)
10. Отчего загрязняется вода?
11. Зачем она нужна человеку и всему живому?
4 задание.
Учитель:
Капитаны команд встают в круг и передают мяч по очереди друг другу при этом называя среду обитания. Произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», огонь». На слова «земля!», тот, кто взял мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. Ошибающийся выбывает из игры.
«Земля, вода, воздух»
ПРИМЕРЫ:
Воробей-воздух
щука-вода
слон-земля
белый медведь-снега, льды
крокодил- вода и суша
синица-воздух
заяц-земля
лягушка-вода, земля
дельфин- вода и т. д.
5 задание.
Учитель:
А сейчас узнаем какие вы знатоки природы.
На столах проверочный тест. Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.
ТЕСТ
1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
и) из-за пожаров и стихийных бедствий
б) из-за изменения климата на Земле
э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей
2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные
ж) бесцветные
к) чистые
3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
ы) от использования воды в быту
р) от использования воды в производстве
о) от слива сточных вод заводов и фабрик
4) Что люди делают для спасения живой природы?
л) создают заповедники, ботанические сады
п) создают бульвары и скверы
м) создают фермы, пасеки и птицефабрики
5) Что такое заповедники?
о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна
ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения
в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых
6) Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?
н) засыпать землёй
г) посадить на склонах деревья
ф) превратить овраг в свалку
7) Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?
ь) ходить пешком
и)ставить на автомобили специальные фильтры
ц) сажать деревья
8) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?
а) для красоты
я) для очищения воздуха
в) чтобы селились птицы и животные
Учитель: Какое получилось слово?
ЭКОЛОГИЯ
Учитель:
Скажите, что обозначает это слово? (Ответы)
ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
Люди безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. И для того, чтобы всё-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.
Повторите, что же это за наука?
ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок»
Учитель:
Что нам для этого понадобится? Какие предметы?
(ведро, тряпка, метла, совок, грабли)
А лично для вас что потребуется? (фартук, платок или бандана, перчатки и хорошее настроение)
Учитель:
Все готовы? Начинаем!
(дети показывают движениями, как привести в порядок планету).
Завязали платок-бандану.
Надели фартук и перчатки.
Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.
Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.
Соберите мусор в совок, сложите в ведро, отнесите в мусорный бак.
Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.
Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.
Протрите небо, облака, солнышко.
Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!
Какая красота! Солнышко ярче улыбается, и вы улыбнитесь друг другу.
6 задание.
Учитель:
Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька – и он умер
у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Я хочу, чтобы вы все это понимали и помнили.
Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.
«Дополни предложение письменно.»
Ученикам даются карточки с предложениями, которые нужно дополнить и слова, которые нужно вставить.
Например: Хищные, домашние, насекомые, млекопитающие, рыбы, травоядные.
1.Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются _____________
2.Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве называются______________
3.Животные, у которых шесть ног называются________________
4.Среда обитания этих животных- водоёмы, их тело покрыто чешуёй__________
5.Животные, которые выкармливают своих детёнышей молоком, называются_____________
6.Животные, которые питаются растительной пищей, называются__________
«Третье лишнее»
| | | | |
медведь заяц лиса волк корова бобр | синица зяблик орёл муха ворона кукушка | воробей синица ворона ласточка дятел | пчела муравей комар паук оса | корова свинья лиса овца телёнок |
7 задание.
Учитель:
Нужно выбрать только те карточки, на которых изображено то, что растёт в лесу и кто живёт в лесу.
«Что растёт в лесу?» «Кто живёт в лесу»
Ход игры: Нужно распечатать картинку с изображением леса и заготовить карточки с изображением цветов, грибов, ягод, деревьев и карточки с изображением растений, которые не растут в лесу (колосок пшеницы, кувшинка и др.), карточки с изображением животных леса и таких животных (слон, верблюд и др), которые не живут в лесу.
Учитель:
- Как вы думаете, без чего лес не мог бы существовать?
- А без кого лес не мог бы существовать?
- Так что такое лес?
(ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ)
Лес - царство растений. Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.
Расположи данные растения по ярусам и приведи свои примеры растительности на каждый ярус.
ПРОВЕРКА:
.
1. Как отличить дерево от кустарника? (У дерева один ствол, у кустарника – много)
2. Почему растения в лесу друг другу не мешают расти? (Растут ярусами)
3. Почему сломанная ветка засыхает? (Прекращается ее питание)
4. Почему дятла называют лесным доктором? (За один день уничтожает до 100 тысяч короедов)
5. Чем полезны муравьи? (Муравьи уничтожают вредных насекомых)
6. Вы увидели гнездо птицы. Как правильно вести себя? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца, не брать птенцов в руки)
8 задание.
Учитель:
Сразу в классе и на Земле стало теплее и светлее от добрых улыбок. Садитесь на места.
Викторина «Узнай растение».
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик)
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина)
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина)
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка)
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород)
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник)
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза)
- Какое дерево дает сладкий сок? (Клен, берёза)
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина)
- Он у дороги к дому весь в пыли торчит,
И путнику больному ранки заживит.
Что это за трава? (подорожник)
Учитель:
Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям
Молодцы, ребята!
9 задание.
Учитель:
Какие листья и плоды на дереве растут?
Лист берѐзы – берѐзовый.
Лист липы – …
Лист клѐна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …
10 задание.
Учитель:
Ребята, а зачем люди ходят в лес?
11 задание.
Учитель:
Кому нужны деревья в лесу? Правильно, животным. На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы
Учитель:
Ребята, а какую пользу приносят деревья людям? (Из дерева люди строят дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей, из дерева делают музыкальные инструменты - скрипки, балалайки и др.)
12 задание.
Учитель:
Молодцы! Ребята, если деревья приносят столько пользы, что люди должны делать?
(Беречь деревья, не ломать ветки, не устраивать пожар в лесу)
- Как называют человека, который следит за порядком в лесу?
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет.
А зимой у кормушек
В гости ждет лесных зверюшек.
(Этого человека называют лесником. Он охраняет и защищает лес.)
Учитель:
Давайте расскажем, как лесник заботится о лесе.
Учитель:
Закончите предложения:
Много леса-… (не губи)
Мало леса- …(береги)
Нет леса- …(посади)
Лес-… (наше богатство, его нужно беречь.)
Лес-… (это зеленый наряд нашей Земли.)
Там, где лес, всегда … (чистый воздух.)
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад.
А теперь прогуляемся по лесу.
13 задание.
Игра – дискуссия «Хорошо» - «Плохо».
Учитель:
Задача команд – обосновать положительное или отрицательное воздействие человека на те или иные компоненты природы.
Растения
Животные
Водоёмы
Воздух
Например, команда, получившая карточку «Хорошо» начинает: «Человек сажает и выращивает различные растения. Это хорошо, т.к. растения очищают воздух, защищают от пыли, дают возможность отдыхать в тени деревьев, наслаждаться красотой цветов и дают кров многим животным».
Команда с карточкой «Плохо» продолжает: «Но человек и губит растения. Он вырубает деревья для хозяйственных нужд, рвёт цветы для букетов. Тем самым лишает животных крова, а себя чистого воздуха и мест для отдыха»
14 задание.
Учитель:
Подумайте и закончите фразу:
- если ты встретил на тропинке птенца…
- если набрёл на земляничную поляну…
- если на твоём пути встретился большой муравейник…
- если ты взял с собой походный приёмник…
- если ты увидел на поляне красивые цветы…
Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).
«Правила друзей природы».
1. Нельзя сорить и бросать мусор.
2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.
З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.
4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.
5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.
6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.
7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.
8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.
9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.
Учитель:
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе
15 задание.
Учитель:
Выставка рисунков с комментариями.
Ученики:
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги».
В тревоге рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги».
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги».
Остановил олень
свой бег: «Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим –не солги,
Ты береги нас, береги».
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы:
«Не солгу, Я сберегу вас, сберегу…»
Выставка рисунков
Давайте будем беречь планету!
III. Итог занятия.
Учитель:
О чём мы с вами говорили?
Ученики:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Учитель:
Да, ребята, Земля наш общий дом. Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надёжным. Взрослея, осознаёшь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить.
Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу? (Исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.
Будем же беречь наш прекрасный общий дом – нашу Землю, нашу природу!
IV. Рефлексия.
Учитель:
Наша игра подошла к концу. Вы сегодня все очень хорошо поработали и показали свои знания об удивительном мире растений и животных. Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди”. Бернард Шоу, классик XX столетия.
Надеюсь, ваши знания вам пригодятся в будущем и помогут сохранить нашу природу такой красивой и удивительной, как сейчас. Спасибо всем, кто принял в ней участие.
Какой же вывод можно сделать в конце нашего мероприятия?
Вывод:
Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.
Учитель:
Жюри подводит итоги и объявляет победителя.
Участникам вручаются медали
Поощрение победителей