СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки и материалы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки и материалы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Моя семья».»

Методические разработки и материалы для проведения бесед с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Моя семья».

Совсем скоро , 8 июля мы будем отмечать день «Семьи, любви и верности». Что такое семья? Это твои родные и самые близкие люди, которые тебя любят и желают добра и счастья. Ещё Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». А счастье в семье живёт тогда, когда все члены семьи связаны общими интересами, делами и заботой друг о друге. Любовь и взаимное уважение, взаимопонимание и взаимовыручка, ценность и значимость каждого члена семьи, участие всех в её жизни являются залогом счастливого семейного благополучия. Ведь семья – это самое главное в нашей жизни!

Нравственное воспитание ребёнка начинается с семьи. Именно в семье он растёт, развивается, обогащается ценным жизненным опытом, учится познавать мир и общаться. В процессе общения с взрослыми и сверстниками развиваются у детей и их нравственные чувства. Заботливые и чуткие семейные отношения помогают детям вырасти гармонично развитыми, целеустремлёнными и ответственными. Главное средство в воспитании ребёнка - это пример родителей. Проявляйте свою заинтересованность к жизни ребёнка, помогайте ему учиться делать всё то, что умеете вы. Будьте с ним честны и искренны, ведь вы служите для него примером, а он подражает вам. Мы, педагоги, являемся помощниками в развитии у своих воспитанников их личностных качеств. Воспитываем в них чувства честности, справедливости, уважения и трудолюбия, а главное в этом возрасте чувства доброты, отзывчивости и толерантности. Все эти глубокие чувства не даны ребёнку с рождения, их необходимо прививать и воспитывать с самого детства.

Попробуйте вместе с ребёнком ответить на такие вопросы и порассуждать вместе с ним

Вопросы для детей:

1. Каким ты хочешь быть человеком?

2. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

3. Как твоя семья может помочь тебе в этом?

4. Что нужно, чтобы дома у вас всем было хорошо?

5. Если бы ты нашёл клад, чтобы ты сделал?

Задание для родителей, продолжите мысль:

1. Качества, необходимые вашему ребёнку как человеку - …

2. Вы хотели, чтобы ваш ребёнок стал …

3. В хорошей семье всегда…

4. Нельзя прожить без…

5. Если бы я всё мог (ла), то…

Детский сад это та среда, где дети с удовольствием рассказывают о своей семье, её увлечениях и событиях происходящих в семье! Мы, в свою очередь проводим беседы, обсуждаем различного рода семейные ситуации, читаем и обсуждаем литературные произведения на нравственные темы.

Беседа с детьми: «Папа, мама, я – вместе дружная семья»

Цель: создание условий для формирования у детей представлений о мире семьи и семейных взаимоотношений

Беседу с детьми можно начать с загадки:

«Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет

К цифре семь прибавить «я»

Получается… (семья)

Правильно, ребята это слово семья. Что же обозначает это слово? ….

Папа, мама, сестрёнка, братишка, бабушки, дедушки это самые родные и близкие для вас люди.

Одним словом семья!

«Она лучше всех на свете

Без неё прожить нельзя

Есть у Маши, Паши, Толи

И конечно у меня!

В слове «семья» зашифровано 7 «я», как вы думаете, что это значит?

(семь человек проживающих все вместе)

Интересно, а если ваши бабушка и дедушка не живут вместе с вами, они будут считаться вашими членами семьи?….

Кто они для ваших пап и мам? …..

Это родители ваших родителей и без них не было бы и вашей семьи. Вы любите свою семью?….

Я, всем сердцем люблю свою семью. Как вы это понимаете: «любить всем сердцем»?….

Любить очень сильно, переживать и творить добро для всех членов семьи.

Ребята, посмотрите, у меня в руках маленькое сердечко, сейчас мы будем передавать его друг другу и попробуем подобрать хорошие и добрые слова о своей семье. Я начну, а вы продолжите.

У меня добрая семья, а у тебя Саша?

Моя семья дружная,… здоровая, добрая, весёлая, внимательная, заботливая, чудесная, большая, умная, ласковая, трудолюбивая …

Вот сколько чудесных слов мы назвали о своей семье!

Ребята, о семье сложено немало пословиц и поговорок. Вы не могли бы помочь мне растолковать смысл некоторых из них?

Толкование пословиц и поговорок о семье

Цель: создание условий для развития умения рассуждать и осмысливать значение пословиц и поговорок

1. «В семье дружат – живут не тужат»

(Когда в семье все дружно живут и не ссорятся, в ней всегда будет порядок, достаток и взаимопонимание)

2. «Семья в куче, не страшна и туча»

(Если в семье заботятся друг о друге, помогают и делают всё вместе, тогда им не страшны никакие беды)

3. «Добрая семья прибавит разума, ума»

(В доброй, умной семье всегда можно научиться чему-то полезному, что пригодится в жизни)

4. «На что и клад, коли в семье лад» ( не нужны никакие богатства, лишь бы в семье было всё хорошо)

5. «Любовь да совет – так и горя нет» (в семье, где живёт любовь, согласие и взаимопонимание не знают горя)

Сколько же всему полезному и нужному можно научиться в такой дружной семье!

Сейчас мы поиграем с вами в дружную семью, в которой каждый чем – то занят.

Психогимнастика: «Дружная семья»

(Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят делом. Один лепит, другой вколачивает гвоздики, моет, стирает, шьёт …)

Ребята, а есть такая поговорка о семье: «Моя семья, моё богатство», как вы её понимаете? …

Да, семья самое главное в нашей жизни и нет ничего дороже и ценнее семьи. А ещё говорят: «Семейное согласие всего дороже» Почему? ...

Мир семьи – это ваш родной дом, где вам всегда тепло в нём и уютно.

Что такое домашний уют и кто его создаёт? ....

Кто больше всего в семье занимается домашними делами? ….

У каждого в семье есть свои обязанности. Расскажите, кто и чем занимается в вашей семье и какие семейные поручения есть у вас? С кем вы любите их выполнять?

Как, по вашему мнению, должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы в семье было тепло и уютно?

(с любовью, уважением, пониманием, доброжелательно, по – дружески, учитывать интересы друг друга и заботиться друг о друге)

Как со своими близкими вы отдыхаете или занимаетесь любимыми делами?

Хорошо, когда семья большая, но как бывает сложно разобраться в родственных связях, кто кому и кем приходится! Поэтому предлагаю вам поиграть в игру:

«Угадай, родственника»

Цель: создание условий для развития умения анализировать и разбираться в родственных связях

(Дети стоят в кругу, ловят мяч и отвечают на поставленные вопросы)

1. Дочка твоей мамы кто для тебя? (моя сестра)

2. А для твоего дедушки ты кто? (внук)

3. Как ты называешь мамину маму? (бабушка)

4. Кто для тебя дочка твоей бабушки? (мама)

5. А для своей мамы ты кто? (сын или дочка)

6. Для бабушки ты кто? (внучка или внук)

7. Кто для тебя бабушкин сын? (папа)

8. А сын дедушки? (тоже папа)

9. У твоего папы есть брат ,кто он для тебя? (дядя)

10. Мамина сестра для тебя кто? (тётя)

Ситуация общения:

Цветик – семицветик»

Цель: создание условий для развития умения делать правильный выбор, проявлять заботу о родных и кто нуждается в помощи

А сейчас мои ребятки вы послушайте загадку:

«Он рос в саду волшебном и лепестки ронял

В одной чудесной сказке желанья исполнял

И лишь одно желание пользу принесло,

Был исцелён мальчишка несчастьям всем назло!»

Цветик – семицветик из произведения В. Катаева. Так какое желание было последним у героини сказки? ….Представьте, у вас в руках этот волшебный цветок с последним оставшимся лепестком, каким могло бы быть ваше желание?...



Используемая литература:

1. «Пословицы и поговорки русского народа», В.И. Даль , Москва Олма Пресс 1997г.

2. «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Маханёва М. Д. , Москва Аркти 2005 г.

3. «Психогимнастика», Чистякова М. Д. , Москва Просвещение 1995 г.

4. «Родительские собрания в детском саду», Чиркова С.В., Москва «Вако», 2008г.