СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические требования к проведению индивидуального занятия по обучению произношению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушением слуха. Индивидуальные занятия проводятся учителем-дефектологом в специально оборудованном помещении. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20–25 минут.

Индивидуальное занятие состоит из двух частей:

1. Коррекция произношения;

2. Развитие слухового восприятия.

    Задачами индивидуальных занятий по обучению произношению детей с нарушением слуха являются первичное формирование, коррекция и автоматизация произносительных навыков. Индивидуальные занятия по обучению произношению проводятся всегда с одним учеником, даже при наличии групповых занятий по развитию слухового восприятия. Содержание индивидуальных занятий по обучению произношению определяется программой. При составлении плана работы учитель-дефектолог руководствуется программными требованиями, состоянием произносительных навыков конкретного ученика и особенностями фонетических элементов речи, включенных в занятие.

Просмотр содержимого документа
««Методические требования к проведению индивидуального занятия по обучению произношению»»


КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1»












«Методические требования

к проведению индивидуального занятия по обучению произношению»


доклад на МО учителей-дефектологов










Подготовила

учитель-дефектолог

Л.А.Кехлер














Г. Барнаул 2021 г.








Методические требования к индивидуальному занятию по обучению произношению


Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения детей с нарушением слуха. Индивидуальные занятия проводятся учителем-дефектологом в специально оборудованном помещении. Продолжительность индивидуальных занятий составляет 20–25 минут.

Индивидуальное занятие состоит из двух частей:

1. Коррекция произношения;

2. Развитие слухового восприятия.

Задачами индивидуальных занятий по обучению произношению детей с нарушением слуха являются первичное формирование, коррекция и автоматизация произносительных навыков. Индивидуальные занятия по обучению произношению проводятся всегда с одним учеником, даже при наличии групповых занятий по развитию слухового восприятия. Содержание индивидуальных занятий по обучению произношению определяется программой. При составлении плана работы учитель-дефектолог руководствуется программными требованиями, состоянием произносительных навыков конкретного ученика и особенностями фонетических элементов речи, включенных в занятие.

Важнейшей предпосылкой эффективности индивидуальной работы по коррекции произношения является достаточно высокая квалификация учителя-дефектолога в области обучения произношению. По определению Н.Ф. Слезиной, учитель-дефектолог должен:


 знать основы фонетики;

 знать механизмы дыхания, голосообразования, артикуляции звуков и их сочетаний, механизм ударения;

 уметь слышать особенности произношения учащихся, дифференцировать имеющиеся нарушения;

 уметь определять характер дефекта и причины, его обусловливающие;

 уметь выбирать наиболее эффективные для каждого ученика приемы и технические средства работы;

 уметь ежедневно контролировать произношение учащихся и владеть приемами беглой коррекции.


Материал для индивидуальных занятий может быть разделен на две основные группы:

1) неречевой – артикуляционные упражнения, направленные на формирование определенных движений и (или) положений речевых органов;

2) речевой – слоги, слова, словосочетания, фразы.

При работе над произносительной стороной устной речи учеников на индивидуальных занятиях должен быть реализован триединый метод обучения произношению, обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности, переход от менее самостоятельных видов речевой деятельности к более самостоятельным. Большое значение в работе над произношением имеет выработка у учащихся слуховых дифференцировок. Формирование умения различать на слух правильное и дефектное произнесение того или иного произносительного материала способствует более эффективному исправлению дефектов (устранение закрытой гнусавости, призвуков, оглушения), выработке навыка самоконтроля за произношением.


При планировании работы над звуками речи необходимо соблюдать следующие условия:


 в первую очередь устраняются грубые дефекты, снижающие внятность речи (фальцет, сонантность, закрытая гнусавость, открытая гнусавость, озвончение, позвуковое воспроизведение слова);

 первоочередной коррекции подлежат дефекты основных звуков речи;

 одновременно (в рамках одного занятия) могут коррегироваться дефекты, которые резко отличаются друг от друга по своей сущности;

Большое значение в работе над произношением имеет выработка у учащихся слуховых дифференцировок. Формирование умения различать на слух правильное и дефектное произнесение способствует исправлению дефектов (устранение закрытой гнусавости, призвуков, оглушения), выработке навыка самоконтроля за произношением.

Важным моментом индивидуального занятия является контроль за произношением ученика. Необходимость такого контроля обусловлена неустойчивостью артикуляционных навыков учащихся, особенно когда у ребенка еще не сформирован навык самоконтроля. Отсутствие или недостаточный контроль со стороны учителя в этот период является одной из причин низкого уровня сформированности произношения учеников.

Как подчеркивают Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина, при исправлении ошибок в произношении необходимо соблюдать такт и меру с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить целенаправленную коррекцию произносительной стороны устной речи, а с другой – не вызвать негативного отношения к занятиям. Одновременно исправлять все произносительные ошибки невозможно. Поэтому обязательному исправлению подлежат ошибки по теме занятия и в том случае, если учитель знает, что ребёнок может произнести правильно. При работе с глухими учащимися коррекция произносительных ошибок должна осуществляться на полисенсорной основе. Следует давать образец правильного произношения для слухового, слухо-зрительного восприятия, привлекать тактильно-вибрационные ощущения детей. При работе со слабослышащими детьми учитель-дефектолог обращает внимание на допущенную ошибку и имитирует ее: «Ты сказала неправильно: «башида». Нужно сказать: «машина». Повтори». Широко используется сопряженное и отраженное проговаривание.

Основой для планирования индивидуальных занятий со слабослышащими детьми является в первую очередь состояние произносительной стороны устной речи ребенка, которое соотносится с требованиями программы по коррекции произношения.

Работа над произношением продолжается и на второй части занятия – в процессе работы по развитию слухового восприятия. Учитель-дефектолог исправляет ошибки в произношении коррегируемых звуков. Следует отметить, что в процессе работы над текстом при его пересказе учеником исправлять произносительные ошибки не рекомендуется, поскольку это отвлекает внимание ученика. Однако при дальнейшей работе над текстом (ответы на вопросы, различение фраз) учитель-дефектолог обязан исправлять произносительные ошибки.


Структура индивидуальных занятий

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное - развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Структура занятия

1.Оргмомент. Релаксационные упражнения. Формирование пространственных представлений. Развитие слуховых дифференцировок.

2.Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

3.Массаж или самомассаж.

4.Мимические упражнения.

5.Артикуляционная гимнастика.

Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

6.Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.

7.Постановка звука.

Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

8.Автоматизация звука в слогах.

9.Автоматизация звука в словах.

10.Автоматизация звука в словосочетаниях.

11.Автоматизация звука в предложениях.

12.Автоматизация звука в чистоговорках

13.Автоматизация звука в загадках и стихах.

14.Автоматизация звука в самостоятельной речи.

15.Обучение рассказыванию. Развитие воображения.

16.Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).

17.Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.

Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии, но не является универсальной. Построение отдельных занятий определяется каждым учителем, исходя из учета индивидуальных особенностей ученика (какие именно упражнения необходимо планировать для данного ребенка); уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов и даже настроения ребёнка. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Работа по обучению произношению проводится на материале слогов, слов и предложений с преобладанием фразового речевого материала. К подбору речевого материала предъявляются следующие требования:

§   он должен быть знаком учащимся своим лексическим и грамматическим значением;

§   словарь должен активно использоваться в речевой практике;

§   весь материал должен быть подобран с учетом фонетических позиций отрабатываемых звуков, принятых в системе русского языка.


Литература.


Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М.: Просвещение, 1981.

Методика обучения глухих устной речи / Под ред Ф.Ф. Рау. М.: Педагогика, 1976.

Развитие устной речи у глухих школьников / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина,О.В. Шевцова. – М.: ЭНАС, 2001.

Рау Ф. Ф. Устная речь глухих. М.: Педагогика, 1973.

Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников. М.: Просвещение, 1984.

Феклистова С.Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха. – Мн.: БГПУ, 2007.