СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы над отгадыванием и составлением загадок для младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика работы над отгадыванием и составлением загадок для младших школьников»

Методика работы над отгадыванием и составлением загадок


Исходя из возникаемых трудностей у учащихся при отгадывании загадок, связанных с отсутствием у них понятия о переносном значении слов, необходимо оказать помощь учащимся и предложить им памятку, которая может выгладить следующим образом:

  • внимательно слушать;

  • подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

  • не торопиться, а внимательно взвесить все признаки.

  • выдвинуть предполагаемую отгадку;

  • доказать правильность отгадки.

Мышление школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, учащиеся получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники еще не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учиться рассматривать предмет и выявить его отличительные признаки [12].

Работа над составлением загадок проводится в несколько этапов:

1.Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок: где называется не сам предмет, а другой, похожий на него и, где указываются самые яркие отличительные признаки предмета.

2.Наблюдение. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.

3.Сочинение загадок, сначала коллективное, затем самостоятельное.

Выделяются четыре ступени составления загадки:

  1. Отстранение (никогда не видел)

Для слова, которое мы хотим загадать, нам необходимо дать точное определение, как будто для человека, который никогда этот предмет не видел.

Для сравнения дается определение из словаря.

Печь – это сооружение из кирпича, в котором разводят огонь для отопления и приготовления пищи.

  1. Сравнение (на что похожа)

Дети сравнивают предмет с чем-то известным и пытаются найти сходство по каким-нибудь признакам или по назначению.

Печь похожа на: дом из кирпича, пароход с трубой, паровоз, горячий утюг, старый самовар (с сапогом)

  1. Рассказ-загадка (загадочное определение)

Используя одно из сравнений, составить определение, которое уже является загадкой, хотя и в прозе.

В доме есть кирпичный дом, который его греет.

Белый пароход с трубой на кухне, который нужен для приготовления пищи.

  1. Стихотворная форма.

Теперь необходимо облечь загаданное определение в максимально привлекательную форму.

Домик этот греет дом,

Да и спать можно на нем.

Белый дом, в нем огонь.

Жарит, парит, пищу варит.(Печь).

В ходе составления загадок у учащихся обогащается словарь за счет многозначности слов, формируется понятие о переносном значении слова. Усваивается звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и ее анализе.

Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет педагогу обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить школьников придумывать загадки самим. Способы построения загадок позволяют педагогу оказывать помощь детям по определению последовательности мыслительных действий в процессе отгадывания и составления загадок.