СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы контроля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и формы контроля»

Методы и формы контроля

Контроль бывает разных видов и форм. Традиционны следующие виды контроля.

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета. Назначение (функция) такого контроля состоит в изучении уровня готовности учащихся к восприятию нового материала.

Текущий контроль. Основное его назначение для учителя – непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса, а для ученика – внешний стимул, побуждающий к систематическим занятиям. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, правильно ли они усвоили изучаемый материал, в чем проявляются неточности и пробелы в знаниях и умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебный процесс.

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Его назначение: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем проверки знаний закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Итоговый контроль завершает значительный отрезок учебного времени (четверть, полугодие, учебный год). При этом учитываются результаты текущего контроля и по ряду предметов проводятся контрольные работы, охватывающие основной учебный материал.

К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов.

 Методы контроля педагогического процесса– это способы, с помощью которых определяются результаты учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся, а также педагогической деятельности учителя. Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля:

  • методы наблюдения. Они позволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к самому себе и другим людям, в том числе его отношение к своим учебным обязанностям, учебному труду, его интересы, способности и т.п.

  • методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение, индивидуальный или фронтальный опрос и пр.

  • методы письменного контроля: диктанты, изложения, классные и домашние самостоятельные работы, проекты, доклады и пр.

  • метод тестового контроля.

  • методы самоконтроля.

  • методы диагностики воспитанности учащихся. Используются для изучения уровня воспитанности учащихся и уровня воспитательной работы учителя и школы в целом.





Устный опрос. Самой распространенной формой контроля до сих пор остается устная проверка знаний. Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке проверяют знания одного - трех учеников. При этом важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характер работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять ответ, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме ответа, оценивать, анализировать и комментировать ответ ученика. Но для этого необходимо обучать школьников анализу ответа, обсудить на какие качества ответа следует обратить внимание, можно записать в тетрадь план рецензии ответа. Мотивом к проведению анализа ответа учащегося служит его оценка учителем. При устном ответе учитель выявляет не только объем и уровень усвоения материала, но и умение осознанно выстраивать связный рассказ по плану, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений и информационных источников. Устный ответ может иметь исключительное значение для развития учащихся, а это во многом зависит от умения учителя правильно организовать опрос. Вопросы для устного обсуждения надо тщательно продумать по содержанию и форме. Они должны быть интересны детям, понятны, доступны по содержанию.

Фронтальная устная проверка знаний (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью. Эта форма сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может поднять с места любого ученика. Данная форма проверки знаний позволяет за короткий промежуток времени проконтролировать большое число учеников. Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Задаваемые учителем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить время на их дополнительное «толкование». Одни учащиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, другие -отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими учениками, иногда практикуется выполнение письменных заданий некоторыми учащимися.

Самой объективной формой проверки знаний до настоящего времени остается письменная самостоятельная работа. Во-первых, ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированности знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения. Во-вторых, в течение 15 - 20 минут можно проверить знания большого количества учащихся. Однако, при составлении заданий для письменной работы следует помнить о том, что они не должны предполагать развернутых описаний и характеристик.

Контрольная работа часто порождает у учащихся определенную неуверенность, боязнь получить двойку и т.д. такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины их знаний. Поэтому контрольными работами предпочтительно заканчивать фундаментальные темы, а остальных случаях целесообразнее провести самостоятельную работу или зачет. Контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Сильным ученикам можно заготовить дополнительное, необязательное задание. После каждой контрольной работы проводится тщательный анализ, который позволит выявить, какие вопросы не усвоены учащимися и наметить реальный план их ликвидации.

Комплексная работа проводится в конце учебного года, которая показывает результаты предметные, метапредметные и личностные по основным предметам.

Много дают наблюдения за выполнением упражнений за партой. За короткое время можно составить представление о знаниях большинства учащихся класса. Такой контроль при надлежащем опыте может успешно сочетаться с индивидуальным обучением.

Особое место в системе контроля знаний занимают зачеты. Зачет позволяет в спокойной обстановке поговорить с учеником по многим вопросам курса, обстоятельно проверить его знания. Программа зачета, являющаяся обобщением ряда тем, заранее доводится до сведения учащихся. Контроль и оценка знаний лишь одна из сторон зачета, при подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам. Формы проведения зачета могут быть разнообразны: индивидуальная устная беседа с учащимися, беседа с группой учащихся, фронтальная беседа, письменная работа по теории с ответом на качественные вопросы. Хорошо успевающие ученики, систематически выполняющие текущие задания, могут поощряться освобождением от сдачи зачета. Разнообразие такого контроля позволяет сделать его частым, что хорошо отражается на знаниях учащихся.

Тестирование является объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний.

Цели использования тестов:

- текущий контроль (входной, для закрепления);

- тематический;

- итоговый контроль (за четверть, полугодие, год, экзамены, соответствие знаний стандарту);

- с целью диагностики (коррекция).

Преимущества тестового контроля:

- объективность контроля;

- развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции,

самоконтроля;

- формирование положительной мотивации у детей;

- возможность выстроить рейтинг учащихся;

- создается система подготовки учащихся к урокам;

- творческий рост учителя.

Недостатки:

- страдает развитие устной и письменной речи;

- проверяется конкретность знаний, а не глубина их;

- большая трудоемкость в составлении тестов;

- значительный процент угадывания правильных ответов.

В настоящее время тесты находят очень широкое применение при контроле и оценке знаний учащихся, но, тем не менее, увлекаться тестами и заменять ими все другие формы контроля не рекомендуется. Это должна быть всего лишь одна из форм контроля, используемых учителем.

Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно - познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшая коррекция процесса обучения.

Результаты образовательной деятельности оценивает не только учитель, но и сам ученик (самооценка) и другие ученики (взаимооценка).