Методы и формы организации работы на уроках чтения.
На своих уроках чтения часто использую различного рода наглядные пособия, тексты, таблицы.
Применение этого метода объясняется тем, что создаются условия, позволяющие (на основе чувственного познания окружающей действительности) развивать у учащихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания.
Наглядные пособия используются в ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы.
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- работа с книгой.
Работа учащихся с учебником, книгой. Основное внимание при использовании этого метода обучения уделю следующим требованиям: каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается; учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т.п.). В специальной коррекционной школе необходимо проверить правильность усвоения полученной инструкции. На всех уроках русского языка и литературы использую словесные методы.
Также использую в работе эвристический метод - разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, викторин.
Методы обучения применительно к отдельному уроку или части урока приобретают более детальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов. Прием – это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. Метод строится из приемов, но не является их совокупностью.
Выбор формы организации урока разнообразен.
Чаще всего используется фронтальная работа, которая предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, стимулировать активность учащихся, создать атмосферу творчества – моя задача на уроке. Я, как учитель должна заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.
Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются деление класса на группы. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников.
Предназначение дидактических средств:
- содействовать осознанию содержания учебных тем;
- способствовать прочному усвоению учащимися программного материала.
Средства обучения:
На уровне урока:
- отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
- отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
- тестовый материал;
- средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
- технические средства обучения;
- языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
- произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
- средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);
- учебные компьютерные программы по теме урока;
- Интернет;
- организующе-координирующая деятельность учителя;
- уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
- формы организации учебной деятельности на уроке.
2. На уровне предмета:
- учебники и учебные пособия;
- дидактические материалы;
- методические разработки (рекомендации) по предмету;
- книги-первоисточники;
- справочники, словари.
При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Учащиеся в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.