СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

- Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

- Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.

- Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.                                                                                                                                                                                        

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по теме "Несклоняемые имена существительные"»

Урок. Несклоняемые имена существительные


Цели урока:

- Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

- Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

- Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.

- Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.                                                                                                                                                                                        

                                           Ход урока:

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Опрос правил:

дать определение имени существительному;

- как изменяются имена существительные (по родам, числам);

- что такое склонение, назовите, какие существительные относятся к 1 склонение, 2 склонению, 3 склонению).

II. Словарно - орфографическая работа стр. учебника 120 (проговаривание каждого слова с объяснением орфограмм)

1.3.Прочитайте скороговорку, записанную на доске:


Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

 

Коррекционная работа. Проговорить скороговорку вместе, затем девочки и мальчики.

Разобрать предложение по членам, найти грамматическую основу.                  Найдите в данной скороговорке дополнение, выраженное именем существительным. Прочитайте по буквам. Сравните произношение и написание.

-Что означает данное слово? (Школьный толковый словарь)                                       - Запишем это слово в тетрадь, поставив ударение. - Просклоняйте слово шоссе.

 - Что такое склонение?

-  Один ученик работает  у доски

И.п. что? шоссе

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

П. п. о чём? о шоссе

 - Что заметили при склонении? По падежам изменяли, а слово свою форму не изменило. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?

   – Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

 - Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?


III.Первичное усвоение новых знаний.

Прослушаете стихотворение и исправьте ошибки в употреблении существительных. Объясните, почему они возникли.


Как-то рано поутру                                       Кенгуру в кафе зашел,

С другом сели мы в метру                          Занял там свободный стол

И поехал в метре                                         И сидит за доминой

Фильм смотреть о кенгуре.                      С шимпанзой, и какадой.

Вот сидим мы с ним в кине                    Вдруг огромный обезьян

Без пальта и без кашне,                           Стал играть на фортепьян.

А вернее, я и ты                                          Тут и взрослый, сняв пенсню,

Без кашны и без пальты.                            Хохотал на всю киню.

Любит кины детвора,                                Интересное кино.

Если в кинах кенгура,                               Жаль, закончилось оно.

Ходит-бродит по шассу,                         В гардероб пора бежать-

Носит в сумке шимпанзу.                        Будто  польта выда

-Исправьте в тексте грамматические ошибки.

 1 –ученик у доски, а теперь запишите исправленные слова (метро, кенгуру, кино, пальто)

IV. Актуализация знаний. Решение проблемы.                                                               - К какой части речи они относятся?                                                                               - Имеют ли падежное окончание?                                                                                  – Изменяются ли по числам?

 – Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами?                  – Изменяются ли по падежам?

 – Являются ли эти слова русскими или заимствованы из других языков?                 - Имеют ли падежное окончание?

- Несклоняемые --- не изменяются по числам,  не изменяются по падежам - не имеют окончания

Каким словом их можно объединить? Какое отличие главное?

Самостоятельное открытие: НЕСКЛОНЯЕМОСТЬ .

Как вы думаете, много ли таких слов?

Существуют несклоняемые фамилии?

У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?                      Закрепим понятия, что данные имена существительные не склоняются.

Но прежде давайте отдохнём .

Физминутка.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню) .

Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Работа с учебником (с.122-123).

Чтение правил.  В основном несклоняемые существительные иноязычного происхождения, неодушевленные, относятся в основном к среднему  роду; подберите прилагательные к данным несклоняемым существительным.

Эскимо – вкусное. Кашне – шерстяное. Метро – столичное. Интервью – интересное.

 V .Работа по вариантам. Упражнение на закрепление. Проверка знаний. Стр. 122 № 239 (Придумать и записать предложения со словосочетаниями.)

1 вариант Черный кофе.

2 вариант С розовым фламинго

3 вариант в уютном кафе

4 вариант в солнечном Сочи


VI Объяснение домашнего задания:

повторение правил, упражнение 240 ;5 предложений по выбору, (сильным учащимся синтаксический разбор первого предложения)


 

VII. Рефлексия  Я узнал…Я понял...Было интересно...Вызвало затруднение...

VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.                                                                                                    

Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Спасибо за урок.

.

 

















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №16»

Муниципального образования городской округ Симферополь

Республики Крым








Урок


Несклоняемые имена существительные