КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Кугушева Ю. А.,
МОУ «Саловская средняя общеобразовательная школа»
Технология проблемно-диалогического обучения как средство достижения метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.
Задачами Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории является создание условий для получения выпускниками прочных знаний по отечественной истории, формирование представлений об основных этапах развития многонационального российского государства.
В концепции обращается внимания на необходимость реализации межпредметных связей учебного предмета история с другими гуманитарными учебными предметами: литературой, русским языком, обществознанием, мировой художественной культурой. Это должно стать целевым ориентиром деятельности каждого педагога.
Именно этот подход позволит воспитать человека социально активного, стремящегося к расширению кругозора, способного работать в коллективе, умеющего проявлять творчество при осуществлении какого-либо вида деятельности. Формированию такой личности должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность. Еще известные психологи С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинский, А. М. Матюшкин доказали, что проблемно-диалогическая технология наиболее удачно соответствует вызовам времени, так как на проблемных уроках ученики не получают готовые знания во время объяснения, как это происходит на традиционном уроке, а под руководством учителя «открывают» новые знания. Так поддерживается высокая мотивация на всех этапах урока, достигается большая степень усвоения полученных знаний. Апробация на практике технологии Е. Л. Мельниковой, кандидата психологических наук доказала, что проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Таким образом, целью внедрения данной технологии является достижение метапредметных результатов в процессе использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания.
Задачи, на решение которых направлена данная технология:
- повысить профессиональную компетентность в области проблемно-диалогического обучения;
- активное применение на уроках технологии проблемно-диалогического обучения;
- проанализировать результаты внедрения технологии на уроках истории обществознания;
- создание благоприятной среды, которая содействовала бы формированию прочных знаний на основе самостоятельно полученных учащимися сведений;
- способствовать становлению активной жизненной позиции школьников.
На основе технологии Мельниковой Е.Л. мною была разработана система занятий с применением проблемно-диалогической технологии на уроках истории в 5-9 классах, и на уроках обществознания в 6-7 классах.
Проблемный урок имеет чёткую структуру. На проблемно-диалогическом уроке выделяю следующие этапы (на основе книги Е.Л. Мельниковой «Проблемный урок или как открывать знания с учениками»):
1 этап – постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока;
2 этап – поиск решения – открытие субъективно нового знания;
3 этап – выражение решения – выражение нового знания в доступной форме;
4 этап – реализация продукта – представление продукта учителю или классу.
На первом этапе для постановки проблемы были использованы:
– «приём создание противоречия между двумя положениями: противоречивыми фактами, теориями, точками зрения по одному и тому же вопросу». Например, в 9 классе на уроке истории по теме: «Реформы П. А. Столыпина» учащимся по одному и тому же событию предлагаются две противоположные точки зрения: «Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревни» и «Реформы П. А. Столыпина только усугубили социальную обстановку в России». Событие одно, а точек зрения две. Возникает проблемная ситуация. Учащимся задается вопрос: «Какая из вышеуказанных точек зрения вам представляется более предпочтительной?»
На втором этапе после того, как проблема сформулирована и записана на доске, ученики выдвигают гипотезы по её решению. Гипотезы записываются на доске. Затем начинается проверка правильности гипотез. Она может быть организована при работе в парах, в малых группах. Состав группы я определяю заранее, или же ученики объединятся в группы самостоятельно в зависимости от подготовленности класса и целей данного урока. Для организации групповой работы я использую материалы учебника, словари, хрестоматии, справочники. В ходе обсуждения гипотез, каждая группа записывает в сжатом виде окончательный вариант решения проблемы. Так на уроке истории в 7 классе по теме «Реформы Петра I» организую работу в группах, даю им задания: 1 группа – найти и выписать из текста §15 (по учебнику А. А. Данилова) причины проведения реформ Петра I; 2 группа – выбрать из текста §15 (по учебнику А. А. Данилова) реформы Петра I; 3 группа – выбрать из текста §15 (по учебнику А. А. Данилова) итоги реформ Петра I.
На этапе выражения нового знания заслушивается отчёт каждой группы. На своих уроках я заранее оговариваю с учениками, что высказываться будет каждый. Я считаю, что ученикам с повышенной тревожностью, неуверенным в себе так легче публично представлять продукт собственного труда. Они чувствуют поддержку группы, понимают, что в случае затруднения товарищи придут на помощь. Таким образом, у них повышается самооценка, появляется уверенность в себе, формируются коммуникативные навыки. На уроке истории в 7 классе по теме «Реформы Петра I» я считаю целесообразным и предлагаю 1 группе представить информацию в виде тезисов; 2 группе оформить ответ в таблице; 3 группе – в схематичной форме.
На этапе рефлексии необходимо вернуться к кластеру (плану, схеме), предложенному учащимися в начале урока. Я предлагаю вспомнить, какие цели были поставлены на урок, все ли цели достигнуты, какой план изучения темы был предложен в начале урока, появились ли в ходе урока какие – то новые факты, которые необходимо занести в план, при необходимости изменения и добавления вносятся в кластер. Окончательный вариант учащиеся записывают в тетради. При изучении темы «Реформы П. А. Столыпина» в 9 классе окончательный вариант кластера может выглядеть так (схема 1):
+
Итоги
Целииии
Столыпинская аграрная реформа
-
Деятельность Крестьянского банка
Переселенческая политика
Направления
Разрушение общины
Хутора – выделение всех чересполосных земель в один надел за пределами деревни с обязательным отселением и переносом хозяйственных построек
Отруба – выделение всех чересполосных земель в один надел
К трудностям проблемно-диалогического обучения можно отнести то, что оно вызывает затруднение у учащихся в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени. На мой взгляд, зная уровень интеллектуального развития учащихся своего класса и работая в системе, этих трудностей можно избежать.
В данный момент наиболее значимыми результатами внедрения проблемно-диалогической технологии в процесс обучения можно считать следующие:
1. Повышение уровня обученности моих учащихся;
![]()
2. участие и победы учащихся на предметной олимпиаде
Учебный год | Название олимпиады | Результаты |
2014-2015 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории | Призер - Савинова Валерия, 8 класс |
2015-2016 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории | Призер – Савинова Валерия, 9 класс |
Республиканский этап Всероссийской олимпиады школьников по истории | Участие - Савинова Валерия, 9 класс |
2016-2017 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории | Победитель – Савинова Валерия, 10 класс |
3. участие и победы учащихся в различных конкурсах и викторинах
Учебный год | Название конкурса, викторины | Результаты |
2015-2016 | Республиканский конкурс "Юный архивист" | II место - Савинова Валерия, 9 класс |
Республиканский конкурс "Права детей - забота государства" | Победитель - Алексахина Лилия, 9 класс |
2016-2017 | Всероссийский конкурс "Юный архивист" | III место - Савинова Валерия, 10 класс |
Республиканский конкурс "Права детей - забота государства" | II место - Алексахина Лилия, 10 класс |
Республиканская акция "История школы в истории Мордовии" | II место - Савинова Валерия, 10 класс |
Интернет-викторина "История культуры в истории Мордовии" | II место - Горбунова Валерия, Алтушкина Татьяна, Машадаева Кристина, 6 класс |
4. положительная динамика результатов единого государственного экзамена
Уровень | средние показатели |
2015 | 2016 |
история | обществознание | история | обществознание |
по Республике Мордовия | | 50,86 | 45,7 | 50,1 |
по Лямбирскому району | | 48,9 | 45,5 | 49,3 |
в образовательном учреждении | | 40 | 57 | 62 |
4. создание атмосферы доверия между участниками образовательного процесса, выражающееся в регулярном проведении «ярмарки знаний» для организации обратной связи между ними;
5. удовлетворенность процессом обучения, которая выявляется с помощью социологического анкетного опроса.
Технология проблемного диалога воспитывает смелость, инициативность, активность, формирует внутреннюю познавательную мотивацию, воспитывает толерантную личность. Таким образом, проблемный диалог является эффективным средством достижения метапредметных результатов.
Используемая литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2. Данилюк, А. Я., Тишков, В. А., Кондаков, А. М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А Я. Данилюк, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
3. Квитка, А. В. Технология проблемного обучения на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 606–610.
4. Омарова, А. А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 73-75;
5. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.