КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Каиров Евгений Сергеевич,
МБОУ «Красносельцовская СОШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”.
Герберт Спенсер
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходили своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать
последствия тех или иных изменений. (Слайд 2)
Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Это касается и предмета «Физика». Но в настоящее время, в условиях резкого сокращения количества часов, отводимых на изучение физики при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали физику как нужную и интересную науку?
Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса физики помогает учебное исследование, учитывающее потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика. (Слайд 3)
Я не раз замечал, как блестят глаза обучающихся 7-ого класса, приступающих к изучению физики. Что-то новое всегда заинтересовывает! К сожалению, со временем часть детей теряет интерес к учебе. Возрастающая сложность и насыщенность школьной программы усложняют школьникам процесс освоения объема предлагаемых знаний.
Выдающийся русский советский математик А. Н. Колмогоров говорил: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Я уверен, использование исследовательских методов в обучении помогает учителю из пассивного потребителя знаний делать активного субъекта образовательной деятельности.
На своих уроках использую исследовательский метод для того, чтобы ученики овладели методами научного познания, для развития и формирования у них творческой деятельности, формирования мотивов исследовательской деятельности, осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. (Слайд 4)
Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования обучающихся. В результате вовлечения в процесс исследования у обучающихся вырабатываются такие важные умения как:
С целью формирования навыков исследовательской деятельности, я выделил ряд задач:
развить интерес к предмету,
развить логическое мышление,
учить основам самообразования,
учить работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации,
показать практическую направленность знаний, получаемых обучающимися на уроках физики,
учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место изучаемых предметов в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Сегодня современный обучающийся, как творческая, социально активная личность нового типа, по моему мнению, может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью. (Слайд 6)
Исследовательская деятельность может быть успешной в том случае, если она будет строиться на следующих принципах: самодеятельности, доступности, естественности, наглядности, осмысленности. (Слайд 7)
Одним из главных принципов исследовательской деятельности обучающихся является принцип самодеятельности. Обучающийся может овладеть ходом своего исследования только в том случае, если он сможет это исследование прожить на собственном опыте. Именно исследовательская деятельность предоставляет ученику более широкую свободу мыслительной деятельности. Например, при создании и программировании робота. (Слайд 8)
Иногда обучающийся результата не достигает, и в своем исследовании не может дойти до конца. Это происходит в том случае, если проблема, которую он взялся решать, ему не по силам. Поэтому еще одним принципом является принцип доступности исследования. Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение материала, находящегося за рамками учебной программы, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности. Поэтому даю задания: самостоятельно провести исследования в домашних условиях, доступные для понимания. Например, опыты с водой. (Слайд 9)
Одним из важных принципов организации исследовательской деятельности является принцип естественности. Этот принцип заключается в том, что тема исследования, которую берется выполнить ученик, не должна быть надуманной и навязанной учителем. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Ее естественность заключается в том, что обучающийся сможет исследовать ее самостоятельно, без посторонней помощи, стать первооткрывателем без подсказки учителя. Например, в 10 классе даю задание: определить коэффициент поверхностного натяжения жидкости с помощью простых приборов: весов с разновесами, пипетки, жидкости. (Слайд 10)
Следующим принципом организации исследовательской деятельности, которым необходимо руководствоваться, это принцип наглядности. Этот принцип позволяет ученику экспериментировать с теми предметами, материалами и вещами, которые он изучает в качестве исследователя и помогает ему легче усвоить материал. На уроках в 8 классе обучающиеся самостоятельно собирают электромагнит и испытывают его, а в 7 классе - из бумаги вырезают вертолет и проводят измерение скорости. (Слайд 11)
Не менее важным принципом реализации исследовательских программ является принцип осмысленности. Для того чтобы знания, полученные в ходе исследования, стали действительно личными ценностями ребенка, они должны им осознаваться и осмысливаться. Это возможно только в том случае, если цель исследования, задачи, проблема, гипотеза исследования - не готовые выкладки, сформулированные педагогом, а плод раздумий обучающегося. Именно процесс осмысления исследования дает осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции и способность переносить полученные знания в новую ситуацию. Например, в 7 классе при изучении темы «Изучение выталкивающей силы», обучающиеся сначала ставят эксперимент, а затем выдвигают гипотезу и осмысленно объясняют явления. (Слайд 12)
Исследовательскую деятельность обучающихся организую по направлениям:
- урочная;
- внеурочная.
Урочная исследовательская деятельность:
проблемные уроки (на уроке в 7 классе «Сила трения» обучающиеся самостоятельно выясняют зависимость силы трения от качества поверхности, сравнивают силы трения; покоя, скольжения, качения, а при изучении темы «Атмосферное давление» - определяют зависимость давления от высоты столба воздуха);
семинары (в 10 классе «Основные положения молекулярно - кинетической теории» обучающиеся изучают положение о строении вещества и их опытное обоснование; в 11 классе «Производство, передача и использование электрической энергии» обучающиеся рассматривают способы производства электрической энергии, их преимущества и недостатки);
лабораторные занятия (в 7 классе - «Определение размеров малых тел», «Выяснение условий плавания тел», «Исследование зависимости давления газа от температуры»; в 9 классе - «Исследование зависимости периода и частоты колебания математического маятника от его длины»);
моделирование (в 7 классе «Сообщающиеся сосуды», «Мой фонтан»; в 11 классе «Дифракционная решетка);
создание презентаций (9 класс - «Колокола, колокола …», «Исаак Ньютон»; 10 класс - «Успехи освоения космического пространства», 11 класс - «Физики - лауреаты Нобелевской премии»).
Исследовательская деятельность находит свое дальнейшее продолжение и во внеурочной деятельности. Презентацию результатов исследований ученики проводят на школьных конференциях, на различных мероприятиях муниципального уровня, на заседаниях кружка «Электроника. Робототехника. Радиотехника», где создаются и реализуются проекты:
- «Роботы собственной конструкции»;
- «Программирование роботов»;
- «Рациональность в изобретательской деятельности».
По итогам работы над проектами, обучающиеся узнают, что напряженность поиска сменяется радостью открытия, и у них появляется возможность участвовать и побеждать в конференциях, олимпиадах, конкурсах, тем самым, мотивируя и других ребят к исследованиям.
Мои ученики принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах:
- школьные и муниципальные туры Всероссийской олимпиады школьников;
- дистанционные олимпиады международного проекта «Intolimp»;
- дистанционные олимпиады международного Проекта «Клевер».
Результаты:
Школьный уровень: призовые места на школьных научно–практических конференциях
Муниципальный уровень: участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников;
Международный уровень:
2017 г. - Дипломы призеров и победителя дистанционной олимпиады по физике международного проекта «Intolimp»
Таким образом, у обучающихся есть шанс публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности. (Слайд 13)
Для того, чтобы педагог смог организовать процесс исследования, создавать педагогические ситуации, стимулирующие их открытия, управлять творческим поиском обучающихся, он должен иметь некоторый собственный опыт исследовательской работы. Выражаясь словами Д. Пойа, учитель должен сам почувствовать «напряженность поиска и радость открытия», чтобы он мог вызвать их у своих учеников (Слайд 14)
В центре онлайн - обучения «Фоксфорд» я прошёл курсовую подготовку по темам:
- «Экспресс подготовка учащихся к ЕГЭ по физике»;
- «Формирование предметных навыков при подготовке к олимпиадам по физике»;
- «Эвристическое обучение физике в 7-8 классах»;
- «Методика преподавания олимпиадной физики»;
- «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»;
- «Современные образовательные информационные технологии (EdTech) в работе учителя»;
- «Преподавание робототехники в кружке для детей 8-13 лет» (Слайд 15)
Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой становится появление новых планов и замыслов, а в дальнейшем они конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Интересен тот факт, что обучающиеся, однажды попробовавшие себя в исследовательской деятельности и получившие положительные оценки своих результатов, возвращаются к этой деятельности снова и снова. Таким образом, учебная активность приобретает непрерывный и мотивированный характер, что позволяет повысить показатели учебной деятельности обучающихся.
Изложив основные принципы и методы своей работы, хочу сделать вывод, что ученик тогда сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы, когда он научится применять исследовательский метод на практике в любом виде деятельности.